Котляр Ася : другие произведения.

Поставьте мне десять!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    9 женских, 6 мужских ролей. В пьесе "Поставьте мне десять" поднимаются вопросы оценивания ребёнка с точки зрения оценивания его знаний. Мы, учителя, ставя ребёнку ту или иную отметку, порой даже не задумываемся о том, что поселится в его Душе: ненависть, зависть, зависимость... А может любовь и уважение? Ведь для некоторых учеников "десятка", поставленная учителем, это именно та оценка, которая сделает счастливым его родителей и, как следствие, его самого. И неважно, что при этом он готов продать за эту пресловутую "десятку" свою Душу...

  А. Котляр
  [email protected]
  Истории одного класса
  ПОСТАВЬТЕ МНЕ ДЕСЯТЬ!
  Драма
  Работая в школе вот уже тридцать лет, мне приходится наблюдать, как происходит взросление у детей. У всех по-разному: нет ни одного повторяющегося сюжета. Некоторые взрослеют тихо, никому не мешая, незаметно для учителей и родителей. У иных взросление происходит бурно, с огромным внутренним конфликтом. Именно этот период у ребят родители, да и учителя, называют переходным, трудным. Мы говорим "трудные дети", жалуясь на то, как сложно и неудобно нам, взрослым, иметь с ними дело и даже не задумываемся, что трудными, на самом деле, являемся мы, взрослые. Это им с нами трудно! Это их день забит до отказа уроками, всевозможными кружками, домашними работами. А мы, взрослые, ставя ребятам некую планку успешности, пытаемся таким образом реализовать свою невостребованность и неуспешность. Это наши нереализованные возможности кричат: "Не у меня, так пусть у моего ребёнка всё сложится! Пускай хоть он добьётся в жизни чего-то очень значимого для меня.." При этом мы, взрослые, совершенно упускаем из виду такое невидимое, практически эфемерное понятие, как Душа. Мы забываем, что именно Душа, причём, порой, очень зрелая, приходит в этот мир и поселяется в теле ребёнка. Душа взрослеет и мечется в поисках истины и от нас требуется только одно: принять эту Душу, как дар, услышать, чего она хочет, относиться к ней с великим уважением и всегда - прощать! Искренности и честности ждут от нас наши дети и не прощают нам ни лжи, ни лицемерия. Я долго размышляла, а стоит ли писать пьесы на неоднозначную тему "Школа" и поняла, что будет преступлением, если я буду об этом молчать. Так родился цикл пьес "Истории одного класса". Все истории невымышленные, персонажи реальные, иногда я не меняю имена, потому, что уже сама не могу отличить вымысел от реальности.
  В пьесе "Поставьте мне десять" поднимаются вопросы оценивания ребёнка с точки зрения оценивания его знаний. Мы, учителя, ставя ребёнку ту или иную отметку, порой даже не задумываемся о том, что поселится в его Душе: ненависть, зависть, зависимость... А может любовь и уважение? Ведь для некоторых учеников "десятка", поставленная учителем, это именно та оценка, которая сделает счастливым его родителей и, как следствие, его самого. И неважно, что при этом он готов продать за эту пресловутую "десятку" свою Душу...
  Действующие лица:
  Танька - ученица 8 класса, отличница
  Ирина Львовна - учитель математики
  Жанна Петровна - мама Таньки
  Евгения Александровна - директор школы
  Мариванна - режиссёр школьного театра
  Одноклассники:
  Лиза - подруга Таньки
  Лера - подруга Таньки
  Артём
  Даня
  Илья
  Макс
  Андрей
  Глеб - мальчик с последней парты
  Маша -
  Карина
  Учащихся может быть больше или меньше.
  
  КАРТИНА ПЕРВАЯ
   Кабинет в школе.. На сцене парты (можно 6 или 8), поставленные в два ряда, доска, тряпка, мел, окна на заднике. Учительский стол. Дверь. В классе сидят все, кроме Таньки, Андрея и Карины. Идёт контрольная работа. Ирина Львовна ходит между рядами. Садится к столу, открывает журнал. Проверяет, все ли ученики в классе. Замечает, что нет Таньки - обычно, она сидит на первой парте.
  И р и н а Л ь в о в н а. Ребята, а где Таня?
  Л и з а. Её сегодня не будет, Ирина Львовна.
  И р и н а Л ь в о в н а. Что-то случилось? Она заболела?
  Г л е б. Считайте, что так. Можно выйти?
  И р и н а Л ь в о в н а. Опять?
  Г л е б. Я ещё сегодня не выходил, Ирина Львовна.
  И р и н а Л ь в о в н а. Иди, только тихо. Сколько раз просила тебя, выходи и не спрашивай. Только отвлекаешь всех.
  М а ш а. Танька не болеет, Ирина Львовна. Она на репетиции. У неё театр сегодня.
  И р и н а Л ь в о в н а. Всё, ребята, пишем. Поговорим потом, после урока. Кого ещё нет?
  А р т ё м. Андрея и Карины. Андрей болеет, Каринка на конкурсе. Поёт.
  Звенит звонок. Ирина Львовна собирает листки, ребята встают, складывают портфели.
  И р и н а Л ь в о в н а. Девочки, Маша, Лиза, Лера! Задержитесь, пожалуйста.
  Девочки переглянулись, подошли к учителю. Все вышли из класса, попрощавшись.
  И р и н а Л ь в о в н а. Маша, а почему ты не в театре?
  М а ш а. Так сегодня же нет репетиции, Ирина Львовна.
  И р и н а Л ь в о в н а. Да, точно. А почему Таня в театре?
  Л и з а. Ну, неужели, вы не догадываетесь?
  И р и н а Л ь в о в н а. Даже предположить не могу. Это как-то связано со мной?
  М а ш а. Ну... как бы вам объяснить... Сегодня же контрольная работа.
  И р и н а Л ь в о в н а. И что?
  М а ш а. Недогадливая Вы, Ирина Львовна. Танька всегда пропускает контрольные работы, а потом приходит переписывать.
  И р и н а Л ь в о в н а. Ну ведь приходит же! И я не понимаю, на что вы намекаете!
  Л и з а. Да врёт Машка. Не слушайте её. Танька сегодня не на репетиции, но в театре. Мариванна даёт спектакль с малыми, для третьих классов, Танька его смотрит.
  И р и н а Л ь в о в н а. Это Мариванна просила её придти?
  М а ш а. Да нет. Не просила. Она сказала, кто сможет, пусть приходит.
  И р и н а Л ь в о в н а. Но, ты же не пошла?
  М а ш а. Не пошла.
  И р и н а Л ь в о в н а. А она, значит может?
  Л и з а. Не переживайте, Ирина Львовна. Придёт и перепишет, как обычно.
  И р и н а Л ь в о в н а. Девочки, милые, вы на что-то намекаете, а я не пойму на что.
  М а ш а. Ну, Вы же раздаёте нам проверенные котнтрольные, Ирина Львовна а потом она приходит к вам и переписывает.
  Л е р а. Маша! Прекрати!
  И р и н а Л ь в о в н а. То есть, ты хочешь сказать, Марья, что Таня берёт у вас работу, прорешивает её, а потом...
  М а ш а. Ну, наконец-то. Понимаете, Танька - отличница. Она, когда восемь получает - с ней просто истерика случается. Может мамаша её...
  И р и н а Л ь в о в н а. Маша!
  М а ш а. Простите. Может Танькина мама её как-то ругает? Ну не знаю.
  И р и н а Л ь в о в н а. Знаете, девочки, мне не хочется так думать. И мне неприятно так думать. Вы ошибаетесь. Таня очень умная девочка. И талантливая. Посмотрите: кто честь школы защищает на олимпиадах? Таня. Кто в конкурсах участвует? Таня. А какая она на сцене! И, ведь что интересно, в жизни она заикается, а на сцене я ни разу не слышала... А не завидуете ли вы ей?
  Л и з а. Вот ещё. Подумаешь, она - отличница!
  М а ш а. Зубрилка ваша Танька. Сидит до ночи и зубрит всё подряд. Когда вызубрит - не заикается. Мы пойдём, Ирина Львовна. Скоро звонок.
  И р и н а Л ь в о в н а. Идите, девочки, и думайте о людях хорошо, договорились?
  Девочки кивнули, попрощались и убежали.
   Л е р а (возвращается). Ирина Львовна! У Таньки, правда, мама строгая. Она ей вбила к голову, что Танька-лучшая, вот Танька и мучается - отстать не хочет.
  Ирина Львовна селаза стол, открыла свою тетрадь, смотрит в журнал, выписывает.
  И р и н а Л ь в о в н а. Ты посмотри! Точно! Как же я не догадалась! Математика ей сложнее даётся, чем, скажем, языки. Да, правильно Машка заметила, когда Таня получает восемь, она ужасно нервничает... Вот я дурища! Ну ладно! Посмотрим.
  Встаёт, выходит из класса.
  КАРТИНА ВТОРАЯ
   Ирина Львовна входит в класс. Достаёт листочки. Ставит оценки в журнал. В класс начинают собираться ученики. Они здороваются, рассаживаются, общаются друг с другом. Даня подходит к столу.
  Д а н я. Ирина Львовна! Вы проверили контрольные?
  И р и н а Л ь в о в н а. Да, Даня, проверила.
  Л е р а. Вы уже поставили оценки? Можно раздать листочки?
  И р и н а Л ь в о в н а. Оценки проставила, но контрольные раздам после того, как напишут все, кто не писал.
  И л ь я. Упс! А с чего бы это?
  И р и н а Л ь в о в н а. Я так решила. И потом, мне нужно показать эти работы завучу. У меня есть спорные моменты.
  А н д р е й. А давайте поспорим на уроке!
  И р и н а Л ь в о в н а. Ты не писал, поэтому спорить будем тогда, когда напишешь.
  А н д р е й. Хитренькая Вы, Ирина Львовна. А когда переписывать будем?
  И р и н а Л ь в о в н а. Можно сегодня. Ой, ребята, сегодня я не могу. Сегодня у нас репетиция.
  К а р и н а. Что репетируете, Ирина Львовна?
  И р и н а Л ь в о в н а. Выступление учителей на новогоднем вечере. Вы же знаете, что у нас в школе традиция - старшеклассники готовят своё, а мы своё. Мариванна назначила на сегодня репетицию.
  О к с а н а. А Вы будете петь?
  И р и н а Л ь в о в н а. Буду. А вообще, ребята, давайте сделаем так...
  В класс входит Танька. Звенит звонок, Танька быстро подходит к первой парте, садится, готовится к уроку. Ирина Львовна встала перед классом. Ребята встали тоже.
  И р и н а Л ь в о в н а. Здравствуйте, дорогие мои! Глеб, встань, сосредоточься, посмотри на меня. Вот так. Я желаю Вам хорошего урока. Садитесь.
  М а к с. Работы раздадите?
  И р и н а Л ь в о в н а. Я же сказала, раздам после того, как все напишут. Но скажу, что написали не очень. Анализ потом. Сейчас те кто не писал, получат варианты и будут тихонечко работать. Остальные запишите номера. Сделаете - получите баллы в накопительную оценку.
  Танька поднимает руку.
  И р и н а Л ь в о в н а. Да, Танечка!
  Т а н ь к а. Но Вы, Ирина Львовна, не предупреждали, что сегодня мы будем писать.
  А н д р е й. Да! И к тому же меня не было целую неделю.
  И р и н а Л ь в о в н а. Я знаю. Тебе буду объяснять тему. Карина пропустила два урока, так что писать она может. (Раздаёт контрольную Таньке и Карине. Танька заметно нервничает.) Таня, успокойся и пиши. Контрольная для тебя не сложная. Пиши, девочка. Так, остальные работают, а те, у кого есть вопросы, задаёт их мне. У нас два урока подряд, так что во всём разберёмся.
  Л е р а. Мне непонятен был номер 272 из домашней. Объясните, плиз!
  И р и н а Л ь в о в н а (читает задачу про себя). Давайте повторим, как найти процент от числа...
  Т а н ь к а. Ирина Львовна! Вы можете говорить тише?
  И р и н а Л ь в о в н а. Прости, Таня, но у меня целый класс сидит и мне нужно с ними работать.
  Т а н ь к а. Но Вы мне мешаете!
  И р и н а Л ь в о в н а. Танюша, иди, сядь за последнюю парту. Там тебе никто не будет мешать.
  Танька взяла листочек, пересела на последнюю парту, Глеб сел на первую. Глеб поднял руку.
  И р и н а Л ь в о в н а. Что, Глебушка?
  В е с ь к л а с с (хором). Можно выйти!
  Ирина Львовна рассмеялась, все ребята тоже.
  Г л е б. Во, придурки. Так можно, Ирина Львовна?
  И р и н а Л ь в о в н а. Иди уже!
  Т а н ь к а (Очень раздражённо) Ирина Львовна. Я не могу работать в таком шуме! Вы поставили меня в неравные условия со всеми. Я имею право писать контрольную в тишине. Вы будете виноваты, если я напишу плохо.
  И р и н а Л ь в о в н а (растерялась). Таня, ты можешь пойти в учительскую. Я не имею права тебя отпускать, но если хочешь - можешь идти. Там сейчас никого нет.
  Танька раздражённо стала собирать вещи.
  И р и н а Л ь в о в н а. Таня, оставь сумку. У нас же второй урок здесь!
  Танька вышла, практически выбежала из класса, хлопнув дверью.
  И р и н а Л ь в о в н а. Что это с ней, ребята?
  Д а н я. Встала не с той ноги. Не обращайте внимание, Ирина Львовна.
  Свет гаснет. Свет включается, стоп кадр: ребята замерли каждый в своей позе. Кто пишет, кто-то думает, кто-то тярет руку. Ирина Львовна тоже замерла. Звенит звонок. Класс оживает, все шумят, кто-то играет в телефон, кто-то считает. Стоп кадр. Гаснет свет. Звенит звонок. Все сидят за партами.
  И р и н а Л ь в о в н а. Начинаем урок с того, что я раздаю вам контрольные и мы будем с вами анализировать задания. Илюша, раздай, пожалуйста. Подождите, а где Таня?
  А р т ё м. Пишет, где-то.
  И р и н а Л ь в о в н а. Лерочка, сходи за Таней. Время уже вышло. Я думаю, она в учительской.
  Лера уходит. Приходит через какое-то время.
  Л е р а. Таня сидит и пишет у завуча. И сказала, что пока не допишет - не придёт.
  И р и н а Л ь в о в н а. То есть, как это не придёт? Тогда передайте, пожалуйста, Татьяне, что я ей поставлю двойку. Вы же все писали ровно урок, почему же Таня должна писать два? Всё, начинаем работать.
  Свет выключается, включается. Стоп кадры: ребята пишут, смеются, кто-то отвечает... Звонок.
  КАРТИНА ТРЕТЬЯ
  Парт нет. Актовый зал. На сцене поёт Ирина Львовна. В зале сидит Мариванна, ученики вбегают в зал.
  Л и з а. Мариванна, можно послушать?
  М а к с. У нас урока нет. Леди Анна заболела.
  И р и н а Л ь в о в н а. Так вы домой идите! Английский у вас последний?
  Л е р а. Ага. Но можно мы послушаем.
  М а р и в а н н а. Слушайте. Только тихо! Пой, Ира.
  Ирина Львовна поёт лирическую песню.
  Д а н я. Ирина Львовна, совет хотите?
  И р и н а Л ь в о в н а. Хочу.
  Д а н я. Вы же для старшеклассников петь будете? Тогда зачем вы эту нудоту на новогодний вечер готовите? Спойте что-нибудь современное. Ну, например, рэп какой-нибудь. Это будет весело, как мне кажется.
  И р и н а Л ь в о в н а. С ума сошёл, Даня? Ты себе представляешь, что я пою рэп со сцены?
  В с е у ч е н и к и: А что, Ирина Львовна! Это же прикольно! Это будет неожиданно. Веселуха! Давайте! (Все хором скандируют: "Даёшь рэп!")
  И р и н а Л ь в о в н а. Я рэп не знаю. Покажите, кто нибудь.
  В с е. Даня, иди!
  Даня выскакивает на сцену, Ирина Львовна отошла в сторону, слушает:
  Маша любит Колю, Коля любит Олю.
  Все пеpевлюблялись в нaшей сpедней школе.
  И тpеугольник знаем только лишь любовный,
  Да, все пеpевлюблялись в школе поголовно.
  Hо пpишла однажды злая диpектpиса,
  Пpовела меж нами сpазу биссектpису.
  Мальчики налево, девочки напpаво -
  Hачалась учеба, кончилась халява.
  Hо с дpугой стоpоны, зачем нам эта любовь?
  Она нам пудpит мозги, она волнует нам кpовь.
  И пpибежали в избу дети, втоpопях зовут отца,
  Hе пpедставляется возможным доучить до конца.
  
  По улице ходила большая кpокодила,
  Она, она зеленая была.
  Во pту она деpжала кусочек одеяла,
  Она, она голодная была.
  М а р и в а н н а. Вы что, с ума сошли? Это что, песня? При чём тут крокодила? Я даже слышать не хочу! Ира, пой, что пела.
  И р и н а Л ь в о в н а. Я поняла. Это про то, что вижу, о том пою, так?
  А р т ё м. Да, Ирина Львовна. Нужно только ритм выдержать, понимаете?
  И р и н а Л ь в о в н а. Поняла. Можно я попробую?
  В с е. Двавайте, Ирина Львовна!
  И р и н а Л ь в о в н а. Е! Ё!
  
  В нашей школе нет, ха, больше пионеpов.
  Hа кого pовняться, бpать с кого пpимеpы?
  А на физкультуpе пpоходили бpусья,
  Девочки смеялись, мальчик... навеpнулся.
  Пpо него девчонки pаспускают слухи.
  Он на них за это pаспускает pуки.
  Д а н я.
  Распускаю слюни, pаспускаю сопли.
  Дуpы все девчонки, чтоб они все сдохли.
  А с дpугой стоpоны, девчонки тоже нужны,
  Хотя ведут себя как бабы, а не как пацаны.
  И мы не будем бегать в избу, как пpидуpки, без конца,
  А мы пpидем домой из школы - сами спpосим у отца.
  Все побежали на сцену.
  По улице ходила большая кpокодила,
  Она, она зеленая была.
  Во pту она деpжала кусочек одеяла,
  Она, она голодная была.
  (Рэп ОСП-студии) http://song-pad.ru/?mode=song&id=960767
  М а р и в а н н а. Стойте! Прекратите эту вакханалию безвкусицы! Ира! Ирина Львовна! Вы на это не подпишитесь! Иначе я умываю руки!
  М а ш а. Мариванна, миленькая, ну это же здорово! Наш номер самый лучший будет, поверьте!
  М а к с. Мариванна! А что вам стоит попробовать? Мы Ирину Львовну приоденем по-рэперски. Кепку и всё, что полагается.
  Г л е б. Ирина Львовна! Вы такая прикольная! Пойте, рэп Вам идёт!
  И р и н а Л ь в о в н а. А что, Мариванна! Тряхнём стариной! Может и Вы со мной? Второй куплетик!
  М а р и в а н н а. Нет уж. Увольте. Хотите рэп - пойте рэп. Тебе удивляюсь Ира.
  В с е. Так вы согласны, Мариванна?
  М а р и в а н н а. А что, у меня есть выбор?
  В с е. Нет!
  М а р и в а н н а. Тогда вперёд!
  В с е. Ура!
  К Ирине Львовне подходит Танька. С ней мама.
  Т а н ь к а (улыбается). Ирина Львовна. Я Вам контрольную принесла. Вот! (Протягиввет Ирине Львовне лист, весь исписанный).
  И р и н а Л ь в о в н а. Да? Принесла? А я не приму твою работу, Таня.
  Т а н ь к а. Не имеете права!
  И р и н а Л ь в о в н а. Это ты мне?
  Т а н ь к а. Это я вам. Примите работу и избавьте себя от проблем.
  И р и н а Л ь в о в н а. Ты что, мне угрожаешь?
  Т а н ь к а. Нет. Предупреждаю.
  И р и н а Л ь в о в н а. Таня. Послушай меня. Я эту работу не приму. Ты писала её пять уроков, я не уверенна, что ты писала её сама. Поэтому не приму.
  Жанна Петровна молча подходит к Ирине Львовне. Все расступились.
  И р и н а Л ь в о в н а. Здравствуйте, Жанна Петровна.
  Ж а н н а П е т р о в н а. Примите у ребёнка работу, Ирина Львовна.
  И р и н а Л ь в о в н а. И я рада Вас видеть. Но работу эту я не приму.
  Ж а н н а П е т р о в н а. Ещё как примите! Вы права не имеете. Во-первых, вы выгнали ребёнка из класса, что само по себе наказуемо, во-вторых, вы сказали всем, что поставите её двойку...
  М а р и в а н н а. Почему Вы разговариваете с учителем в таком тоне? Разве Ирина Львовна вас чем-то оскорбила? Мне кажется, это рядовой вопрос, который они с Таней решат в рабочем порядке.
  Ж а н н а П е т р о в н а. Не решат! Теперь я буду решать этот вопрос. А вы не вмешивайтесь, Мариванна. С вами мне тоже есть о чём поговорить. Вы заездили мою Танюшку со своими конкурсами и театром. Нас уже тошнит от вашего театра. У ребёнка вообще нет свободного времени!
  М а р и в а н н а. Но Тане нравится играть! Почему вы молчали до сих пор? Мне казалось, что первые места, которые она зарабатывает для школы - это и ваша гордость!
  Ж а н н а П е т р о в н а. Гордость? Я должна гордиться и радоваться тому, что вы губите здоровье моего ребёнка? Мне не о чем с Вами разговаривать
  Т а н ь к а. И, завтра, если Ирина Львовна откажется проверять мою работу, я не буду играть в спектакле.
  М а р и в а н н а. Как это ты не будешь?
  Т а н ь к а. Не буду и всё тут.
  М а р и в а н н а. Таня, это премьера. От тебя зависят ещё двадцать человек.
  Ж а н н а П е т р о в н а. Это она погорячилась, Мариванна.
  Т а н ь к а. Сказала не буду, значит не буду.
  Мариванна разворачивается уходит. Ребята молча идут за ней.
  Ж а н н а П е т р о в н а. А с вами мы продолжим. Вы поиздевались над больным, заикающимся ребёнком. Вы, на глазах у всех, безжалостно выгнали моего ребёнка из класса. Вы не учитель, Ирина Львовна. Вы - монстр какой-то.
  И р и н а Л ь в о в н а. Подождите! Вы же не знаете, как всё было! Я не выгоняла Таню, спросите у ребят... Подождите, а где все?
  Т а н ь к а. А все уже ушли! Они не дураки участвовать в этих ваших разборках.
  Ж а н н а П е т р о в н а. Я сейчас же иду к директору школы и берегитесь!
  И р и н а Л ь в о в н а. Не угрожайте мне. Я не совершила ничего криминального. И прекратите кричать.
  Ж а н н а П е т р о в н а. А мне скрывать нечего! Я борюсь за своего ребёнка!
  И р и н а Л ь в о в н а. Что вы делаете? Вы боретесь за своего ребёнка? Хотя бы себе не лгите, Жанна Петровна. Вы боретесь за "десятку". Вы хотите, чтобы я поставила Тане "Десять"? Вы хотите? Я поставлю. Хотите, я буду ставить ей "десятки" на каждом уроке! Вот прямо сейчас иду в кабинет и во все свободные клеточки выставлю ей "десятки". Вы этого хотите?
  Т а н ь к а. Хочу!
  Ж а н н а П е т р о в н а. Вы издеваетесь?
  И р и н а Л ь в о в н а. Нет! Почему же? Вы же за этим сюда пришли?
  Ж а н н а П е т р о в н а. Да, за этим! Но я требую, чтобы Вы проверили её работиу и поставили ей "десятку" заслуженно!
  Танька с вызовом протянула контрольную работу Ирине Львовне. Ирина Львовна посмотрела на Таньку.
  И р и н а Л ь в о в н а (говорит очень жёстко). Я не буду проверять эту работу. Я готова остаться, дать ей другую работу, пусть она напишет её при мне, я её тут же проверю и поставлю оценку. Я всё сказала.
  Ж а н н а П е т р о в н а. А я не всё! Вы хотите, чтобы ребёнок после такого нервного срыва сел и писал контрольную?
  И р и н а Л ь в о в н а. Я могу остаться с Таней завтра. Она успокоится и напишет работу завтра.
  Ж а н н а П е т р о в н а. Завтра мы будем разговаривать у директора.
  Жанна Петровна схватила Таньку за руку и потащила из зала. Ирина Львовна медленно опустилась на стул. К ней подошла Мариванна. Ирина Львовна заплакала.
  М а р и в а н н а. Поплачь, Ирочка. Я тебя понимаю. Всю душу им отдаёшь, а потом появляется такая вот Жанна и всё идёт прахом. Ни опыт, ни любовь - ничего не помогает. Но, поверь мне, всё пройдёт. Проверь ты её работу, Ирочка. Тебе же проще. Опять же, завтра у меня премьера.
  И р и н а Л ь в о в н а. Простите, Мариванна, не могу.
  Звонит телефон. Ирина Львовна берёт трубку.
  И р и н а Л ь в о в н а. Да, я Вас слушаю, Леночка. Евгения Александровна просила меня зайти?.. Не сейчас, а когда?.. Да... Да... Завтра после шестого урока?... Буду. Спасибо, Леночка.
  М а р и в а н н а. Директор?
  И р и н а Л ь в о в н а. Секретарь. Завтра разборки начнутся.
  М а р и в а н н а. Поставь ты ей эту десятку! Зачем идёшь на принцип, Ира? Ну ты же умная женщина...
  И р и н а Л ь в о в н а. Поставлю. Напишет работу и поставлю. Вы что, не понимаете, что она не сама её писала?
  М а р и а н н а. Ты в этом уверена?
  И р и н а Л ь в о в н а. Нет.
  М а р и в а н н а. Ну всё, пошла я. Завтра встретимся. Учи рэп, Ирочка.
  И р и н а Л ь в о в н а. Да, самое время...
  Уходят.
  КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
  Кабинет директора. Стол, стулья, компьютер. За столом сидит Евгения Александровна, Жанна Петровна, Танька. Входит Ирина Львовна.
  И р и н а Л ь в о в н а. Здравствуйте.
  Д и р е к т о р. Проходите, садитесь, Ирина Львовна. Я начну, с вашего позволенья. У нас возникла конфликтная ситуация. Одну сторону я выслушала. Но для того, чтобы принять решение, мне нужно выслушать обе стороны. Ирина Львовна. Почему вы не хотите проверить контрольную работу?
  И р и н а Л ь в о в н а. Таня писала её не в классе и не один урок. Я не уверена, что она сама писала. Я думаю, что ей помогли написать. Я не права в том, что предложила Тане выйти и писать в учительской.
  Д и р е к т о р. Да, вы не имели право выгонять ученика из класса.
  И р и н а Л ь в о в н а. Я и не выгоняла. Мы все Тане мешали. У меня шёл обычный урок. Посмотрите в журнал Евгения Александровна. У меня сложилась некая закономерность: Таня отсутствует на всех контрольных работах, о которых я предупреждаю заранее, за неделю, как того требует устав школы. Потом, когда я раздаю проверенные работы, Таня приходит переписывать. И переписывает всегда на "десять". А если приходится писать сразу, то это, как правило, не выше "восьмёрки". Я бы сама не додумалась до этого, но мне сказали ребята.
  Т а н ь к а. Ваши ребята нагло врут. Они мне, просто-напросто, завидуют.
  Д и р е к т о р. Помолчи, Таня.
  Ж а н н а П е т р о в н а. Это домыслы Ирины Львовны.
  Д и р е к т о р (смотрит в журнал). Но, пока я вижу, что так оно и есть. Все контрольные работы написаны после того, как их писал класс.
  Ж а н н а П е т р о в н а. У нас есть все справки о пропусках.
  И р и н а Л ь в о в н а. Есть, но ни одной от врача. Вот справки. Написаны Вами, Жанна Петровна. Причины - неубедительны.
  Д и р е к т о р (рассматривает справки). Да. Все уроки пропущенны по семейным обстоятельствам. А что у вас за обстоятельства возникают, когда в классе контрольная по математике?
  Ж а н н а П е т р о в н а. А Вам не каждется, Евгения Александровна, что мы не о том говорим. Я - взрослый человек, я что, Вам врать буду?
  Т а н ь к а. Мама, ты что не видишь? Она специально всё это устроила! Вы ненавидите меня, Ирина Львовна! Вы постоянно оскорбляете меня при классе. Вы не объясняете темы, а если вы их объясняете, я ни слова не понимаю. Мы из-за этого вынуждены брать частные уроки у Галины Сергеевны...
  Ж а н н а П е т р о в н а (толкнула Таньку ногой). Не о том. Я поговорила с родителями, все настаивают на том, чтобы нам поменяли учителя.
  Д и р е к т о р. Все?
  Т а н ь к а. Все. И все в классе хотят этого. Её все ненавидят. А ещё она домашние работы не проверяет.
  Д и р е к т о р. Ужас какой! Значит, не проверяет, говоришь?
  Т а н ь к а. Не проверяет. А работы контрольные чуть ли не каждый урок пишем. Она -плохой учитель, Евгения Александровна. И с классом она не справляется.
  Ирина Львовна сидит неподвижно и смотрит на Таньку. Танька прячет взгляд.
  И р и н а Л ь в о в н а. Я готова написать заявление и отказаться от класса, Евгения Александровна.
  Д и р е к т о р. Подождите, Ирина Львовна. Давайте разберёмся. Если то, о чём ты говоришь, Таня, правда, мне давно нужно было уволить Ирину Львовну. Темы не объясняет, к урокам не готовится, тетради не проверяет. Она на уроки-то приходит?
  Т а н ь к а. Опаздывает.
  Д и р е к т о р. Опаздывает... Да... Но, дело в том, что я была на уроках Ирины Львовны.
  Т а н ь к а. Да, когда Вы приходите, она, конечно же, другая. Вот, когда Ирина Львовна болела и замещала её Галина Сергеевна, мы все всё понимали.
  Д и р е к т о р. Галина Сергеевна... Вы занимаетесь частным образом с Галиной Сергеевной?
  Ж а н н а П е т р о в н а. Да нет, Евгения Александровна. Иногда, когда нужна консультация, мы к ней обращаемся. Очень чуткий и хороший учитель.
  Д и р е к т о р. Ну что же, я вас выслушала. Теперь я хочу послушать Ирину Львовну. Вам есть что сказать?
  И р и н а Л ь в о в н а. Есть, наверное. Хотя сейчас я ни в чём не уверенна. Всё перевернулось с головы на ноги. Королество кривых зеркал какое-то! Существует такое понятие в юриспруденции, как презумпция невиновности. Человек не должен ничего доказывать, пока не доказана его вина. Это, видимо, касается и нас, учителей. Я хочу показать вам, Жанна Петровна, как я готовлюсь к урокам. Пожалуйста, посмотрите. (Кладёт на стол огромную папку с бумагами.) Я принесла вам диски со всеми своими презентациям. (Кладёт на стол диски.) Я принесла тетради ребят с проверенными домашними работами. (Кладёт на стол стопку с тетрадями.) И, наконец, я принесла все Танины контрольные работы. Они все написаны идеально, я бы сказалаю Даже слишком идеально. Ни одной помарочки. Все на "десятки". А теперь я скажу... То, что произошло, не просто неприятно. Мерзко. Сидит четырнадцатилетняя девочка и её мама и льют грязь на учителя.
  Жанна Петровна хотела вставить слово, но Ирина Львовна жестом остановила её.
  И р и н а Л ь в о в н а. Я вас выслушивала два дня и, наконец, я имею право высказать свою точку зрения. Проблема не во мне, Жанна Петровна. Я даже злиться на Вас не могу. Мне жаль Вас. Вас и вашу дочь. Ученики нам временные попутчики, а вам, родителям, с ними всю жизнь жить. Если вас радует то, что для Ваше дочери "десятка" - цель и мотивация, мне вас жаль, потому, что это всего навсего оценка, которая мне лично ни о чём не говорит, ибо всё относительно. Если Вас радует то, что она запросто переступает через учителя - мне вас жаль, потому, что наступит момент, когда она, не задумываясь, перешагнёт через Вас. И Вам будет очень больно, так же, как и мне сейчас. Если Вы, Жанна Петровна, наслаждаетесь тем, что ваша девочка врёт трём взрослым людям без зазрения совести - мне вас жаль, потому, что ложь ребёнка - это сигнал о бедствии. Счастливый ребёнок никогда не будет врать, ибо он не боится наказания. И ещё. Я не уйду из школы и я не оставлю класс, потому что чувствую, что именно сейчас я нужна вашей дочери. Она талантливая девочка, но Душа её пока спит. А если спит Душа, значит Всевышний может забрать те дары, которыми он одарил её при рождении. Подумайте над этим. Работу проверять не буду, Евгения Александровна. Напишет новую, причём составленную завучем, не мной, чтобы Вы, Жанна Петровна, не боялись моей необъективности. Проверит тоже завуч. Я поставлю то, что Таня получит. И обещаю, что никаких репрессий с моей стороны не будет.
  Т а н ь к а (плачет). Я ей не верю. Вы врёте! Вы будете мне мстить, я знаю.
  Д и р е к т о р. Это уже слишком. Жанна Петровна! Вы можете перевести Таню в другой класс, хоть с завтрашнего дня.
  Т а н ь к а. Мама, я не хочу в другой класс. Пусть она уходит!
  Д и р е к т о р. Ирина Львовна никуда не уйдёт. Мне всё ясно. На этом, я наш разговор заканчиваю. Вы свободны, Жанна Петровна.
  Ж а н н а П е т р о в н ак. Значит, работу Вы проверять не намерены?
  Д и р е к т о р. Ирина Львовна проверять эту работу не будет. Дайте её сюда.
  Ж а н н а П е т р о в н а. Ну уж нет. Я с этой работой пойду в отдел просвещения. Я до министра дойду.
  Д и р е к т о р. Ваше право, Жанна Петровна. Не задерживаю Вас больше. До свиданья, Татьяна.
  Жанна Петровна берёт ревущую Таньку за руку, выбегает из кабинета. Ирина Львовна начинает рыдать. Директор наливает стакан воды, даёт Ирине Львовне. Подходит, обнимает её.
  Д и р е к т о р. Всё, Ирочка! Ну, успокойся. Издержки, так сказать, нашего производства. Бывает. У нас в прошлом году ещё не такое было. Папаша один написал в отдел такой пасквиль, что нас всех тут пересажать можно было бы. Разве что убийства там не было. Педофилия была, кстати. А так же выбивание денег, взятки и воровство.
  И р и н а Л ь в о в н а. А что у нас украсть-то можно?
  Д и р е к т о р. Не поверишь. Мел! Он видел, как учитель в сумку спрятала кусочек мела. Она, оказыввается, с классом во двор выходила и девочкам классики рисовала на асфальте. Так что иди и спокойно работай.
  И р и н а Л ь в о в н а. Как же я туда войду? Как в вольер с тиграми? Вы заметили, какой жуткий оскал появился на лице этой милой девочки, когда она говорила?
  Д и р е к т о р. Заметила. Иди и спокойно работай. Танька эта дана нам в наказание, а мы ей в искупление. Насчёт класса не волнуйся, я с ними говорила. Кстати, у них для тебя есть сюрприз.
  И р и н а Л ь в о в н а. Какой сюрприз? Вы видели?
  Д и р е к т о р. Видела. И тебе не мешало бы посмотреть.
  И р и н а Л ь в о в н а. Спасибо Вам, Евгения Александровна! За то, что поняли и выслушали.
  Д и р е к т о р. Это тебе спасибо. И помни, если тяжело, значит идём в гору. Если на нас нападают тёмные силы, значет тянемся к свету. Если что-то идёт не так, как мы запланировали, значит нам нужно подкорректировать свои планы. Если мы совершаем ошибки, Ирочка, значит мы что-то делаем.
  И р и н а Л ь в о в н а. До свидания!
  Ирина Львовна уходит. Директор уходит тоже. Гаснет свет. К Ирине Львовне подбегают ребята.
  И р и н а Л ь в о в н а. А вы что тут стоите?
  В с е. Мы вас ждём, Ирина Львовна. Мы хотим Вам что-то сказать. Вернее, показать.
  И р и н а Л ь в о в н а. Говорите, я слушаю.
  Г л е б. Вы плакали, Ирина Львовна?
  И р и н а Л ь в о в н а. Плакала, Глебушка.
  М а к с. Из-за Таньки?
  И р и н а Л ь в о в н а. Да. Мне было её очень жалко. Маленькая, беззащитная, запутавшаяся девочка.
  Д а н я. Это она беззащитная? Да она акула, Ирина Львовна. Лерка, показывай!
  И р и н а Л ь в о в н а. Что?
  Все выталкивают Леру вперёд.
  И р и н а Л ь в о в н а. Что ты хочешь мне сказать, Лерочка?
  Л е р а. Мне стыдно, Ирина Львовна. Что бы я сейчас не сделала, я буду предателем.
  И р и н а Л ь в о в н а. Тогда хорошо подумай, прежде чем сделать.
  Л и з а. Давай, Лерка. Это не предательство. Это поиск правды.
  Л е р а. Дело в том, что когда вы меня послали за Танькой, она сидела не у завуча. Она сидела в кабинете у Галины Сергеевны. Они там решали вашу контрольную. Я сфотографировала. Я директриссе сегодня показала. Для вас это важно?
  И р и н а Л ь в о в н а. Важно. Но, сейчас для меня гораздо важнее, чтобы вы не затравили Таньку. Да, она совершила подлость. Да, она заставила меня усомниться во всех вас. Но если мы сейчас отвернёмся от неё, она может никогда не понять главное в этой жизни.
  А р т ё м. А что главное, Ирина Львовна?
  И р и н а Л ь в о в н а. Уметь прощать, мои дорогие. Всё, а теперь по домам. Дел куча. Мне ещё рэп учить. Может, всё-таки, романс?
  В с е. Рэп, Ирина Львовна.
  КАРТИНА ШЕСТАЯ
  На сцене Мариванна. Она одета по новогоднему празднично. В руке микрофон.
  М а р и в а н н а. Сейчас вас, дорогие наши старшеклассники, ждёт сюрприз. Встречайте: рэперы нашей школы Ирина Львовна и её учителя. Я не ошиблась. Именно учителя! Рэп придуман ими и исполняется впервые!
  На сцене Ирина Львовна в рэперской одежде, кепке. Она начинае петь рэп. Ребята по-одному присоединяются к ней. Танька сидит в зрительном зале. Она неотрывно смотрит на сцену. Ирина Львовна помахала ей рукой и улыбнулась.
  И р и н а Л ь в о в н а.
  В нашей школе нет, ха, никаких разборок,
  А девчонок в школе ровно двести сорок.
  Д а н я.
  Ну и что нам делать, нас намного больше!
  Есть девчонки тоньше, есть девчонки толще...
  Л и з а.
  Иногда не слышим мы совсем друг друга.
  И л ь я
  Я тебе не друг, а ты мне не подруга!
  Д а н я.
  Но наступит скоро совсем другое время,
  Вырастает новое, скажем прямо, племя!
  Л е р а.
  Ну и что изменится? Может что случиться?
  М а к с. Просто демография может измениться.
   Все побежали на сцену.
  По улице ходила большая кpокодила,
  Она, она зеленая была.
  Во pту она деpжала кусочек одеяла,
  Она, она голодная была.
  И р и н а Л ь в о в н а. Е! Ё!
  Мы прощать умеем, мы не знаем боли
  Потому, что все мы дружим в нашей школе
  И л ь я. Если кто ошибся - мы протянем руку!
  Боремся мы с ленью, мы поборем скуку.
  Г л е б.
  Я забыл слова, но всё равно петь буду
  Ведь друзья мы с вами, здесь друзья повсюду!
  Л и з а.Уберите Глеба! Портит нашу песню!
  Л е р а. Все равно нам вместе очень интересно!
  В с е. По улице ходила большая кpокодила,
  Она, она зеленая была.
  Во pту она деpжала кусочек одеяла,
  Она, она голодная была.
   Всё!
  
  Конец!
  Занавес!
  13. 02. 2014.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"