Бобров Михаил Григорьевич : другие произведения.

Комментарии: О вымышленных мирах в искусстве
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Бобров Михаил Григорьевич (kotfromgomel@gmail.com)
  • Размещен: 29/01/2005, изменен: 02/10/2017. 41k. Статистика.
  • Статья: Литобзор
  • Аннотация:
    Мое отношение к литературе вообще и к созданию в ней вымышленных миров -- в частности. Критерии оценки художественных произведений.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Литобзор (последние)
    02:41 Козлов И.В. "Про Коллективный сборник лирической " (98/10)
    01:11 Давыдов С.А. "То, что я читаю и смотрю" (935/1)
    00:29 Стадлер Н.В. "Сп-24 Обзор финалистов номинации " (12/11)
    17:55 B "Бесплатная рецензия на платное " (3/1)

    Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    02:26 "Технические вопросы "Самиздата"" (233/3)
    02:26 "Форум: все за 12 часов" (342/101)
    00:14 "Форум: Трибуна люду" (18/17)
    19:00 "Диалоги о Творчестве" (255/6)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    02:41 Козлов И.В. "Про Коллективный сборник лирической " (98/10)
    02:32 Виноградов П. "Пишу рецензии. Не очень дёшево, " (293/69)
    02:26 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (233/3)
    02:10 Тюлин Д.Ю. "Мамихлапинатапай" (17/2)
    01:52 Суханов С.В. "Что нового" (3/2)
    01:51 Давыдов С.А. "Флудилка Универсальная" (599/13)
    01:46 Баламут П. "Ша39 Бронетанковая" (450/22)
    01:45 Деляновская М.Н. "Шехина" (11/1)
    01:30 Безбашенный "Запорожье - 1" (58/18)
    01:13 Залесский В.В. "A plan (based on radio-information) " (1)
    01:01 Абрамова Т.Е. "Волна" (6/2)
    00:54 Ковалевская А. "Драконалёт "Архитектура осени"" (502/4)
    00:40 Берг D.Н. "Мы из Кронштадта, подотдел " (628/3)
    00:32 Софинская О.А. "Переводчик" (2/1)
    00:29 Стадлер Н.В. "Сп-24 Обзор финалистов номинации " (12/11)
    00:28 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (668/10)
    00:28 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (316/35)
    00:11 Трушников В.В. "Блицкриг: Миф или реальность? " (83/2)
    00:06 Стоптанные К. "Форум журнала "Горизонт"" (39/1)
    23:57 Буревой А. "Чего бы почитать?" (883/3)

    РУЛЕТКА:
    Проект Альверон
    Если бы я был вампиром
    Заметил это в январе
    Рекомендует Бтум А.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108580
     Произведений: 1671191

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    29/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Авраменко Т.Г.
     Алимов А.С.
     Алмаз А.
     Алтунин В.В.
     Анаста Г.
     Арав Р.
     Ас Д.
     Атаев Р.Т.
     Балашов Л.
     Бика К.
     Булатникова Н.В.
     Бусленко И.В.
     Бычков В.Н.
     Власенко Т.С.
     Вязьмина А.
     Гейгер Е.П.
     Гончарова Е.А.
     Граф М.
     Григорьянц И.Р.
     Григорян Р.
     Гутман А.В.
     Денисов А.С.
     Деточкин
     Довыдовский К.С.
     Дунев С.В.
     Илькевич Д.М.
     Кабанчук В.С.
     Каравка Я.И.
     Карнатовская А.С.
     Катериничев И.Е.
     Кашинский Д.В.
     Колесниченко Е.И.
     Колесов С.Г.
     Кравченко А.
     Кривцун К.
     Кузминский А.
     Лесовская М.Ю.
     Летушова Н.
     Либерт К.
     Лобанов В.
     Ляшенко А.
     Майлз С.Л.
     Минькова Н.В.
     Наоми К.Б.
     Невский А.А.
     Новиков В.В.
     Пересвет А.В.
     Пляж Л.
     Побережный А.Н.
     Позин А.И.
     Полещук А.В.
     Розакова А.Д.
     Романович Д.
     Русканд А.
     Ручко Л.
     Сельская Л.
     Семух Г.
     Середа С.
     Смирнов Е.С.
     Смирнова С.Н.
     Солдатенко Т.Н.
     Сурганова Н.В.
     Тасрка
     Уколов В.А.
     Уранова Р.
     Федорцова А.А.
     Филиппов Н.С.
     Хранитель Т.
     Шарапов А.М.
     Шестакова Е.
     Шумирр
     Ярга А.
     D. M.
     Luckman W.
     Pro100 M.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    28/11 Иевлев Г.В. "В плену горячей звезды"
    28/11 Низовцев Ю.М. "О необходимости присутствия "
    26/11 Джонстон П. "Список смерти"
    26/11 Ледовский В.А. "Силы разные..."
    26/11 Кротков А.П. "Маски-шоу Павла Воткова"
    46. Бобров Михаил Григорьевич (kotfromgomel@gmail.com) 2018/09/27 09:39
      > > 45.Охэйо Аннит
      >Это - серия Ивана Ефремова: "Час быка", "Туманность Андромеды", "Глаз Змеи".
      >
      >??? "Сердце Змеи" же.
      
      Прошу прощения, цитировал по памяти.
    45. Охэйо Аннит 2018/09/26 15:34
      Это - серия Ивана Ефремова: "Час быка", "Туманность Андромеды", "Глаз Змеи".
      
      ??? "Сердце Змеи" же.
    44. *Снегова Анна (annasnegova@bk.ru) 2018/03/15 00:14
      По поводу фантастов, особенно советских - там ведь не только создание новых смыслов! Там мощнейшая футурология. Стремление спроецировать тенденции развития человечества и нащупать контуры будущего. Серьезные аналитические размышления по фундаментальным философским вопросам. Просто облечённые, как Вы и заметили, в удобную для читателя оболочку. Только недавно "Час быка" Ефремова читала, который Вы упоминаете, и там это особенно ярко. Вот только советские фантасты строили свое видение будущего на тех идеалах, которые считались незыблемыми в то время. И даже мысли не допускали, мне кажется, что через считанные десятилетия над этими идеалами станут насмехаться (тот же Резун/Суворов, не к ночи буде помянут). Есть даже такой великолепный термин - "ретрофутуризм", им обозначают то, как себе представляли будущее писатели преимущественно 60-х годов.
      З.ы. дочитала с огромным удовольствием, все мысли попали "в резонанс". Особенно по поводу засилья воспевания тёмных начал и перемешивания тьмы и света в какую-то однородную бурду (это я уже своими словами переиначила, простите :D)
    43. *Снегова Анна (annasnegova@bk.ru) 2018/03/14 23:46
      > > 42.Бобров Михаил Григорьевич
      >А я помню
      >Просто пса я не дочитал пока
      >Но это уже скоро
      Спасибо)) Просто я правда заинтригована и скрестив пальцы жду Вашего авторитетного мнения ))
      з.ы. на честную критику не обижаюсь, а наоборот благодарю!
      
      
    42. Бобров Михаил Григорьевич (kotfromgomel@gmail.com) 2018/03/14 23:32
      А я помню
      Просто пса я не дочитал пока
      Но это уже скоро
    41. *Снегова Анна (annasnegova@bk.ru) 2018/03/14 23:20
      Добрый вечер!
      Давно я у Вас не появлялась, но к сожалению, часов в сутках меньше, чем хотелось бы, так что прошу простить))
      Очень интересные мысли - особенно ценно получить такое напутствие начинающему автору))
      Во-первых, полностью согласна насчёт необходимости оценивать отдельно форму и содержание. К сожалению, нередко оценка произведения сторонними критиками превращается в сплошной "норагализм" (термин моего сочинения, в честь кого и почему так назван, думаю, догадаетесь;)) Мне, кстати, тфу-тфу, пока с этим везло - проносило мимо таких критиков (или их - мимо меня :D)
      С другой стороны, форма, в которую "отлиты" наши произведения - это отражение нашего мышления. Именно поэтому неудобоваримая форма меня лично, как правило, отпугивает от произведения. Т.е. невнятность или искусственная усложненность формы нередко мне кажется отражением того, что дореволюционные писатели называли "темнотой мысли".
      По поводу "энергии произведения" - здорово! Как-то не задумывалась, теперь задумаюсь)) Кстати, на мой взгляд, бесконечные правки и переделки автором своего произведения нередко эту самую энергию убивают на корню, оставляя лишь выхолощенную форму.
      А вообще, наверное, в литературном творчестве, как и во всём, важен баланс - формы и содержания, мысли и красоты её изложения, внимания к интересам читателей и сохранения авторского стиля и видения произведения.
      Уфф... Это только по началу Вашей статьи. Читаю дальше :D
      З.ы. и неееет, никто не напоминает об обещании поделиться как-нибудь на досуге мыслями по поводу некоей Собаки некоей начинающей авторши! ^_^
      )))))))
    40. *mek (mek#bk.ru) 2016/08/05 00:18
      > > 39.Бобров Михаил Григорьевич
      > потому что непонятно, где фантастическое допущение,а где норма для описываемого мира.
      Так это даже интереснее. И, возможно, "нормы" вообще нет - как нет её в нашем собственном свихнувшемся мире.
      > В полностью абсурдном мире может быть что угодно.
      Да, ждать можно чего угодно, но происходит что-то конкретное. То, что описано автором.
      > А тогда какой смысл планы строить? Как фишка ляжет, как карты выпадут... Для мозга тут нет работы. А это скучно.
      Я уже приводил один пример полностью абсурдного (в вашем смысле) мира в произведении. Алиса Кэрролла. Вот ещё пример - "Обмен разумов" у Шекли. И что, там совсем ну никакой-никакой пищи для ума, мозгу не над чем работать, и страшно скучно?
      > А вы сам-то текст вообще читали?
      Да, сам текст читал, там вы требование к непротиворечивости и неабсурдности мира выставляете как само собой разумеющееся. Других ваших рецензий не читал (или же читал, но не помню), и тут, разумеется, тысяча извинений: пожалуй, этот выпад направлен не столько против вас (хотя вы провозгласили оспариваемые мной взгляды), сколько против Злобного Ыыха. Так что зря я тут этим разразился.
      На самом же деле абсурд - это просто одна из красок на палитре автора, вот и всё. Когда нужно, он её применяет, и никакого криминала тут нет совершенно.
      Нелогичности, нестыковки могут быть самыми разнообразными - от намеренного и виртуозного использования в художественных целях до простой условности - ну вот неважно автору (а если хорошо написано, то и читателю вслед за ним), что если покопаться, то концы с концами по каким-то несущественным вопросам не сойдутся.
      Я люблю приводить такой пример. В фильме о приключениях Шурика сцена Шурика с хулиганом в автобусе снималась кусками, причём использованы три разных автобуса трёх разных марок. Дотошные исследователи могут это заметить, особенно сейчас, когда всякий плеер имеет достаточно функций для просмотра по кадрам или короткими отрезками.
      Ну и что с того? Никого это не волнует, никто этого, когда смотрит фильм, просто не замечает, а по тем временам попытка обеспечить "связность", "согласованность" в этом сугубо техническом смысле обошлась бы съёмочной группе слишком дорого.
      Это просто условность, так же, как в шекспировском театре выносили на сцену одну ёлочку и это обозначало, что действие происходит в лесу.
    39. Бобров Михаил Григорьевич (kotfromgomel@gmail.ru) 2016/08/02 17:58
      > > 38.mek
      >> > 37.Бобров Михаил Григорьевич
      >> А потому, что абсурд -- это жанр отдельный.
      >Вы же говорите обо всей фантастике в целом. В ней может присутствовать и абсурд, почему нет?
      
      потому что непонятно, где фантастическое допущение,а где норма для описываемого мира. В полностью абсурдном мире может быть что угодно. А тогда какой смысл планы строить? Как фишка ляжет, как карты выпадут... Для мозга тут нет работы. А это скучно.
      
      >Большинство же горе-критиков вроде вас и Злобного Ыыха, заметив мельчайший элемент абсурда или противоречия, тут же отказывают произведению в жанре фантастики в праве на существование.
      
      А вы сам-то текст вообще читали? Или, может, вы мои какие-то рецензии читали, где я кому-то или чему-то отказываю в праве на существование?
      Если вы там себе чего-то в голове думаете про меня, так ни раз не факт, что оно соответствует истине.
      
      
      
    38. mek (mek#bk.ru) 2016/08/02 05:26
      > > 37.Бобров Михаил Григорьевич
      > А потому, что абсурд -- это жанр отдельный.
      Вы же говорите обо всей фантастике в целом. В ней может присутствовать и абсурд, почему нет?
      > Мы же в жизни руководствуемся логикой и разумом, не только эмоциями. И если будет очень уж абсурдный мир, мы его понять не сможем, синхронизироваться с ним не сможем, сопереживать в нем не поймем, кому. И все мастерство автора мимо пройдет.
      Идея в принципе верна. Чересчур абсурдный мир, как правило, не воспринимается читетелем, нет сопереживания. Только вот зря вы ссылаетесь на "логику", она здесь ни при чём. Отсутствие сопереживания - это отсутствие эмоций. И да, верно, если мир построен слишком непохожий на наш по всем параметрам (существовало такое направление "экстремальной фантастики", занимавшееся пробами в этом направлении), то при переходе некоторого предела сходства с нашим миром становится интересно, то есть это доказано на практике.
      Но тут вы впадаете в другую ошибку:
      > если будет очень уж абсурдный мир...
      Требование к миру не быть чересчур абсурдным верное, но никак нельзя на этом основании отвергать абсурд вообще.
      Наоборот, абсурдность изображаемого в произведении мира обычно, бросаясь в глаза именно благодаря с отличиям от мира нашего, даёт основание лучше вглядеться в наш собственный мир, понять его собственную абсурдность - да, да, наш мир также противоречив и абсурден, но не станете же вы на этом основании ратовать за запрещение реализма!
      Любая антиутопия на этом построена.
      Большинство же горе-критиков вроде вас и Злобного Ыыха, заметив мельчайший элемент абсурда или противоречия, тут же отказывают произведению в жанре фантастики в праве на существование.
    37. Бобров Михаил Григорьевич (kotfromgomel@gmail.ru) 2016/08/01 19:57
      > > 36.mek
      >А почему, собственно говоря, мир должен быть внутренне непротиворечив?
      
      А потому, что абсурд -- это жанр отдельный. Мы же в жизни руководствуемся логикой и разумом, не только эмоциями. И если будет очень уж абсурдный мир, мы его понять не сможем, синхронизироваться с ним не сможем, сопереживать в нем не поймем, кому. И все мастерство автора мимо пройдет.
      
      
      
      
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"