Кацман Изяслав : другие произведения.

Комментарии: О "неестественности" коммунизма на примере коммунистических утопий советского и постсоветского периода
 (Оценка:5.84*5,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Кацман Изяслав (izjaslav_kazman@vk.com)
  • Размещен: 28/02/2018, изменен: 26/02/2022. 37k. Статистика.
  • Статья: Критика
  • Аннотация:
    О том, как экономика реального социализма влияла и влияет на образ коммунизма в литературных произведениях
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Критика (последние)
    01:21 Ищенко Н.С. "Локусы и фокусы современной " (4/2)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (24): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 24
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    06:13 "Диалоги о Творчестве" (304/15)
    06:11 "Форум: все за 12 часов" (253/101)
    06:07 "Технические вопросы "Самиздата"" (241/6)
    04:22 "Форум: Трибуна люду" (243/64)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    06:55 Козлов И.В. "Коллективный сборник лирической " (44/23)
    06:51 Карелин Р.Ф. "Законы истории не ведут к " (8/3)
    06:51 Винокур Р. "Хайфа. Двадцать первый век" (302/1)
    06:48 Калинин А.А. "Басенки 2024-11" (8/7)
    06:22 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (724/14)
    06:22 Коркханн "Лабиринты эволюции" (8/7)
    06:20 Каминяр Д.Г. "Кратко про двух малых панд" (12/11)
    06:19 Шибаев Ю.В. "Плач по "Самиздату"" (40/4)
    06:19 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (700/17)
    06:13 Модератор-2 "Диалоги о Творчестве" (304/15)
    06:11 Могила М.В. "Продолжение" (259/2)
    06:04 Винников В.Н. "У этой речки час я находился" (2/1)
    05:55 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (179/11)
    05:44 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (39/33)
    05:35 Корнилова В. "Лечея, гл. 16" (5/3)
    05:21 Русова М. "Литобзор Коллективного сборника " (21/15)
    05:16 Ледащёв А.В. "Все просто" (5/4)
    05:07 Каневский А. "Убийца, которого не ожидали" (2/1)
    02:43 Темежников Е.А. "В С Рима 550-300 до н.э" (6/3)
    02:34 Лемешко А.В. "О магнитолете Филимоненко" (32/2)

    РУЛЕТКА:
    Академия Стихий
    Своя дорога
    Роковая наследственность.
    Рекомендует Якивчик А.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108583
     Произведений: 1671281

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    30/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     А.Астраханский
     Аккуратов А.С.
     Акстись А.С.
     Андрианов С.Н.
     Бахчевников В.В.
     Белокурова Е.Э.
     Болотин Д.Г.
     Быков А.В.
     Володин И.
     Герасимов А.А.
     Гордийчук А.Н.
     Грахн А.
     Грибовская И.
     Деревянченко М.
     Долгополова П.Р.
     Заболотников А.А.
     Зайкина Н.
     Ильиных С.И.
     Каретников Н.В.
     Катджит Д.
     Колентьев А.С.
     Колчанов А.
     Костенкова К.Е.
     Кравцив Р.Б.
     Красулина Н.
     Кремнев Е.А.
     Лигина В.В.
     Лобач М.П.
     Макарова Е.А.
     Мельник А.А.
     Мызников В.Е.
     Немец Л.
     Нинель Т.
     Овчинникова М.С.
     Палитко С.А.
     Певзнер М.Я.
     Перунова О.А.
     Печников В.Ю.
     Подвисоцкий Д.В.
     Попова К.А.
     Прочерк И.А.
     Раев А.М.
     Райкири
     Рыжая
     Садов М.В.
     Салий Е.
     Саранча В.П.
     Соловьева К.
     Сорокин О.В.
     Староветров Р.
     Трамонтана П.
     Фаг А.
     Чиширская Р.
     Чудинова Т.
     Alucard-Den-Engla
     Corvus
     Foxurineko
     Mur A.
     Neya B.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    07:09 Герасимов А.С. "На кончике хвоста в цвете "
    06:57 Кетрин А. "Инвесия праймери"
    13:29 Piaf "Возникновение"
    01/12 Манчев В.С. "Царичина (1 часть)"
    13:50 Шаповал Н.И. "Сборник стихов"
    30/11 Неизвестный А.Ф. "Книга третья.Часть вторая"
    30/11 Бирюк В. "Зверь лютый. Книга 5. Парикмахерия"
    28/11 Иевлев Г.В. "В плену горячей звезды"
    1. Виктор 13-й 2018/03/02 11:43 [ответить]
      Так и не понял, а что автор этой статьи сам думает по поводу коммунизма: он таки естественный или всё же неестественный?
    2. Кацман Изяслав (serg_1974@vtomske.ru) 2018/03/02 13:48 [ответить]
      > > 1.Виктор 13-й
      >Так и не понял, а что автор этой статьи сам думает по поводу коммунизма: он таки естественный или всё же неестественный?
      Если под словом "естественный" понимать "соответствующий человеческой природе" - то вполне естественный строй общества. Как и любой другой способ организации Хомо Сапиенсов.
      Более того, учитывая что именно коммунизм наиболее адекватное общественное устройство при господстве крупного производства, то коммунизм ещё и неизбежен.
      
      
      А вот если под "естественным" понимать стихийность экономических процессов в обществе и их неподконтрольность людям - то этого при коммунизме быть не должно.
      
      Кстати, именно стихийный и до конца не осознаваемый характер экономики "реального социализма" является основным аргументом в пользу того, что он не являлся каким бы то ни было этапом коммунизма.
      
      
      
    3. Виктор 13-й 2018/03/02 13:45 [ответить]
      >А вот если под "естественным" понимать стихийность экономических процессов в обществе и их неподконтрольность Не - то этого при коммунизме быть не должно.
      >
      
      А кому(?) должны быть подконтрольны "экономические процессы в обществе"?
      "Обществу" - то есть, никому конкретно?
      Или профессиональным управленцам (чиновникам)?
      В зависимости от ответа снова появляется альтернатива: или стихия рынка (т.е. капитализм) или жёсткое регулирование всего на свете (т.е. тот самый "реальный социализм", который все уже видели). И коммунизму вроде бы опять не находится места в жизни.
    4. Кацман Изяслав (serg_1974@vtomske.ru) 2018/03/02 13:56 [ответить]
      > > 3.Виктор 13-й
      >
      >А кому(?) должны быть подконтрольны "экономические процессы в обществе"?
      >"Обществу" - то есть, никому конкретно?
      >Или профессиональным управленцам (чиновникам)?
      
      Производство и потребление должны быть подконтрольны людям, объединенным в свободную ассоциацию.
      
      >В зависимости от ответа снова появляется альтернатива: или стихия рынка (т.е. капитализм) или жёсткое регулирование всего на свете (т.е. тот самый "реальный социализм", который все уже видели). И коммунизму вроде бы опять не находится места в жизни.
      
      На самом деле это ложная альтернатива. Советский реальный социализм - точно так же, как и капитализм, общество с господством товарного производства. А товарная форма производства всё подчиняет своим собственным законам. Так что в конечном счёте не чиновники в СССР командовали экономикой, а она ими.
      
    5. Виктор 13-й 2018/03/02 14:35 [ответить]
      >Производство и потребление должны быть подконтрольны людям, объединенным в свободную ассоциацию.
      >
      А сколько таких ассоциаций (по одному виду продукции) должно быть при коммунизме? Одна(?) - и она будет всем указывать сколько листиков туалетной бумаги индивид может использовать за раз. Или их должно быть много - и они начнут конкурировать за ресурсы/территорию сбыта/потребителей/и т.д. (превращаясь в стихийный рынок)?
      
      >На самом деле это ложная альтернатива. Советский реальный социализм - точно так же, как и капитализм, общество с господством товарного производства. А товарная форма производства всё подчиняет своим собственным законам. Так что в конечном счёте не чиновники в СССР командовали экономикой, а она ими.
      >
      Т.е. получается, что НИКАКОГО иного устройства экономики кроме как капиталистического - не может существовать? Или я опять что-то недопонял?
      
    6. *Кацман Изяслав (serg_1974@vtomske.ru) 2018/03/03 10:35 [ответить]
      > > 5.Виктор 13-йю
      >А сколько таких ассоциаций (по одному виду продукции) должно быть при коммунизме? Одна(?) - и она будет всем указывать сколько листиков туалетной бумаги индивид может использовать за раз. Или их должно быть много - и они начнут конкурировать за ресурсы/территорию сбыта/потребителей/и т.д. (превращаясь в стихийный рынок)?
      Ассоциаций будет столько, сколько потребует распределение населения и производства.
      А по сути все эти локальные ассоциации будут подразделениями единой общественной "фабрики". И конкуренции между ними не больше, чем между цехами капиталистического предприятия.
      
      >Т.е. получается, что НИКАКОГО иного устройства экономики кроме как капиталистического - не может существовать? Или я опять что-то недопонял?
      Если СССР не являлся альтернативой капитализму, это не значит, что капитализму вообще нет альтернативы.
      Человечество до наступления капитализма как-то умудрялось существовать и развиваться. Будет существовать и после капитализма (если он нас не угробит).
    7. Виктор 13-й 2018/03/03 16:14 [ответить]
      >Ассоциаций будет столько, сколько потребует распределение населения и производства.
      >
      А кто(?) будет определять, "сколько потребует распределение населения и производства"? Само оно ну никак не определится, тут нужно или взвешенное решение, основанное на всестороннем планировании (причём так, чтобы ни одного листика туалетной бумаги сверх лимита!), либо заведомое перепроизводство и бессмысленное растранжиривание ценных ресурсов в ожидании внезапного всплеска потребностей.
      
      >А по сути все эти локальные ассоциации будут подразделениями единой общественной "фабрики". И конкуренции между ними не больше, чем между цехами капиталистического предприятия.
      >
      Т.е. именно они будут решать, какого цвета шторы вы сможете повесить в своей спальне? И сколько (и каких) пар чулок может приобрести женщина? Интересно, что вам на это скажет супруга (:-).
      
      >Человечество до наступления капитализма как-то умудрялось существовать и развиваться. Будет существовать и после капитализма (если он нас не угробит).
      >
      До наступления капитализма ВЕЗДЕ И ВСЮДУ был стихийный рынок товаров и услуг (кроме церковных и сословных ограничений). С наступлением капитализма все церковно-сословные ограничения утратили силу.
      А при коммунизме, надо полагать, стихия опять исчезнет и кто-то (дух-"призрак коммунизма" или всё же чиновники-управленцы) будет диктовать и производство и потребление. Дивная перспектива. А как же научно-технический прогресс? Он же принципиально не может быть запланирован! А уж ресурсов требует!!! (И ведь никакой гарантии отдачи.) А как же прогресс в искусстве? Хорошие произведения исскуства требуют немалых предварительных затрат (которые отнюдь не всегда оказываются оправданными - то таланта не хватило, то идея подкачала, а то и денег мало оказалось).
      И как тут "существовать и развиваться"? Как-то такой коммунизм сильно на застой и мертвечину похож становится.
    8. *Кацман Изяслав (serg_1974@vtomske.ru) 2018/03/05 13:23 [ответить]
      > > 7.Виктор 13-й
      
      >А кто(?) будет определять, "сколько потребует распределение населения и производства"? Само оно ну никак не определится,
      
      В любой момент существует определённое распределение населения и производства. Если вдруг завтра случится коммунизм, то исходить будут из наличного населения и имеющихся производственных, а также их распределения по территории.
      
      Вот из данного в момент "наступления коммунизма" населения с потребностями и производства с возможностями и будут исходить.
      
      >тут нужно или взвешенное решение, основанное на всестороннем планировании (причём так, чтобы ни одного листика туалетной бумаги сверх лимита!),
      
      В любом экономическом организме происходит распределение совокупного рабочего времени составляющих его людей - в соответствие с потребностями этих самых людей.
      В любом случае на тот или иной предмет потребления тратится определённое время. И в зависимости от наличных потребностей в предметах А, Б, В и т.д., миллионы рабочих часов распределяются определённым образом.
      При рыночном механизме выявление потребностей и производство происходит:
      -во-первых, стихийным образом, а зачастую задним числом, в результате чего очень много времени тратится впустую;
      -во-вторых, нет четкой корреляции между временем, которое затрачивает человек на участие в общественном (а рынок - это форма общественной связи) производстве, и объёмом благ, этим человеком потребляемых.
      Более того, при достаточно развитых формах товарно-денежных отношений, а особенно при капитализме, деньги создают огромное количество возможностей потреблять вообще, не участвуя в производстве.
      
      Коммунизм, как "отрицание" капитализма через его дальнейшее развитие, по сути сводится к двум моментам:
      -во-первых, развитием планомерности устранить стихийный характер связи производства и потребления;
      -во-вторых, устранить существующее ныне несоответствие между участием человека в производстве и его потреблением.
      Причём планомерность уже существует в самом капитализме - в виде целесообразно организованного производства внутри отдельных капиталистических предприятий.
      Внутри предприятий существуют определённые пропорции, в каких распределяется рабочая сила.
      
      Практически необходимо распространить существующую планомерность на всё общественное (по сути) производство, убрав товарно-денежные перемычки, разъединяющие очаги планомерности на отдельных фабриках и заводах.
      Ну и заменить нынешнюю цель капиталистического производства (создание прибавочной стоимости) на новую цель - удовлетворение потребностей членов общества.
      
      >либо заведомое перепроизводство и бессмысленное растранжиривание ценных ресурсов в ожидании внезапного всплеска потребностей.
      Вот это совершенно бессмысленное дело.
      Но в домонополистический период капитализма так и обстояло: на пике экономической активности начиналось перепроизводство в предвкушении дальнейшего роста спроса. В итоге, когда начиналось торможение, всё оборачивалось крахом, в том числе и с "бессмысленным растранжириванием ценных ресурсов" - уничтожались (преднамеренно или просто от порчи в процессе длительного хранения) не только произведенные товары, но и часть производственных мощностей, оказавшихся "лишними".
      Монополистическая эпоха капитала подарила нам в том числе и то, что происходит в какой-то степени планирование объёмов производства - правда, исходя не из учёта потребностей членов общества, а исходя из ориентировочного платежеспособного спроса (или же просто держат производство несколько ниже спроса).
      
      >>А по сути все эти локальные ассоциации будут подразделениями единой общественной "фабрики". И конкуренции между ними не больше, чем между цехами капиталистического предприятия.
      >Т.е. именно они будут решать, какого цвета шторы вы сможете повесить в своей спальне? И сколько (и каких) пар чулок может приобрести женщина? Интересно, что вам на это скажет супруга (:-).
      
      Решать что и в каких объёмах потреблять будут сами люди, формируя свои заказы на те или иные виды предметов потребления.
      А уже исходя из заявленных потребностей производство будет планироваться "в обратном" порядке - от предметов потребления назад по производственной цепочке к лежащим в земле сырым материалам.
      Причём планирование производства, исходя из потребностей людей, вовсе не означает жестких рамок в виде пятилетки, года, квартала.
      Производство предметов повседневного обихода и продовольствие можно планировать хоть на сутки вперёд. Производство предметов длительного пользования - на месяц-квартал-год. Производство средств производства и создание инфраструктуры - на более длительный период.
      И все планы могут и должны подвергаться корректировкам - если бы можно было планировать и задавать потребности и производство для их удовлетворения на год-пятилетк-и так далее, то мы бы уже имели не человеческое общество, а какой-то муравейник:)))
      
      >До наступления капитализма ВЕЗДЕ И ВСЮДУ был стихийный рынок товаров и услуг (кроме церковных и сословных ограничений). С наступлением капитализма все церковно-сословные ограничения утратили силу.
      
      Ну это совсем не так.
      "Стихийный рынок" охватывал в самых "рыночных" докапиталистических обществах меньшую долю производства. Бoльшая часть производства же осуществлялась в натуральной форме внутри семьи или общины.
      И даже товарные отношения на локальном уровне регулировались массой цеховых и местных регламентов - производитель был ограничен как в объёмах выпускаемой продукции, так и в ассортименте и качестве.
      Свободным от подобных ограничений товарно-денежным отношениям место оставалось только при торговле на дальние расстояния. А такая торговля составляла весьма незначительную долю от всех транзакций.
      
      >А при коммунизме, надо полагать, стихия опять исчезнет и кто-то (дух-"призрак коммунизма" или всё же чиновники-управленцы) будет диктовать и производство и потребление.
      "Диктовать" будут сами люди. Это правда требует совсем другого человека, чем существует сейчас.
      Но Хомо Сапиенсы существа пластичные. Переход от охоты к производящему хозяйству - тоже очень серьёзная революция (и потому термин "Неолитическая революция" совершенно обоснован), от традиционного общества к капитализму - не менее кардинальный переход.
      
      
      >Дивная перспектива. А как же научно-технический прогресс? Он же принципиально не может быть запланирован! А уж ресурсов требует!!!
      Не думаю, что на научно-технический прогресс человечество тратит рабочего времени больше, чем на капиталистическую конкуренцию во всех её формах (от рекламы до оружия). Скорее даже меньше.
      Если же речь о непредсказуемости научно-технического прогресса - то в любом случае его влияние сводится к уменьшению рабочего времени на единицу продукции (никто же не будет внедрять новую технику, которая будет производить меньше продукта, а не больше?!). И учитывать производственный прогресс нужно будет в начале планового периода. Если же что-то изменилось в текущем плановом периоде - то просто делается пересчёт с учётом выросшей производительности труда - в результате либо снижается рабочее время, либо увеличивается количество благ, которые потребляют люди.
      Сейчас плоды прогресса в виде удешевления товаров и появления новых товаров с улучшенными или ранее несуществующими свойствами люди ощущают довольно опосредованно. В результате многие не понимают необходимости науки.
      А вот если окажется, что благодаря работе учёных за год можно или на 5% больше потреблять, или на 5% меньше работать - это очень быстро примирит обывателя с необходимостью тратить часть своего труда на обеспечение научной деятельности.
      
      >А как же прогресс в искусстве? Хорошие произведения исскуства требуют немалых предварительных затрат (которые отнюдь не всегда оказываются оправданными - то таланта не хватило, то идея подкачала, а то и денег мало оказалось).
      >И как тут "существовать и развиваться"? Как-то такой коммунизм сильно на застой и мертвечину похож становится.
      
      Возможно на ранней стадии коммунизма искусство станет более грубым, чем при современном капитализме. В чём-то ситуация будет схожа с США, где культура была не столь утончённой, чем в Старом свете.
      Но за всё нужно платить - если в нынешнем мире за шедевры искусства приходится платить десятками миллионов голодных смертей каждый год (в 1980 году от голода умирало около 20 млн., при 500 гододающих в 2000 году голодающих уже было 800 млн., к 2010 году голодало почти миллиард жителей Земли, сейчас вроде бы их число постепенно снижается).
      
    9. Вася 2018/03/05 13:25 [ответить]
      > > 8.Кацман Изяслав
      >Решать что и в каких объёмах потреблять будут сами люди, формируя свои заказы на те или иные виды предметов потребления.
      
      Так это не коммунизм а какая-то разновидность капитализма получается.
    10. *Кацман Изяслав (serg_1974@vtomske.ru) 2018/03/05 13:56 [ответить]
      > > 9.Вася
      >> > 8.Кацман Изяслав
      >>Решать что и в каких объёмах потреблять будут сами люди, формируя свои заказы на те или иные виды предметов потребления.
      >
      >Так это не коммунизм а какая-то разновидность капитализма получается.
      
      Если убирается посредничество денег, а учёт ведётся в рабочем времени, которое тратится на производство - то коммунизм, а не капитализм. В том числе, изживается "рыночная анархия".
      Правда, коммунизм низшей стадии, где "каждому по труду". Но с помощью денежной формы учёта рабочего времени распределения по труду не возможно в принципе.
      И кстати "уравниловки" распределение по труду не означает. Равенство на первом этапе означает только то, что равное участие в общественном производстве будет приносить равное количество благ, в этом производстве создаваемых. Человек будет сам решать - работать в общественном производстве минимум часов, достаточных для удовлетворения своих элементарных потребностей, или же надрывать из последних сил, чтобы иметь кучу всяких благ типа огромного телевизора в полкомнаты или последней модели сотового телефона.
      
    Страниц (24): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 24

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"