Капшина Мария : другие произведения.

Комментарии: О методах, жанрах и свободе автора
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Капшина Мария (chiffa-00()yandex.ru)
  • Размещен: 11/02/2007, изменен: 06/06/2009. 13k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Аннотация:
    Делаю умное лицо и философствую о фантастике как методе и о свободе автора в моделировании мира, персонажей и фабулы.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Публицистика (последние)
    02:19 Бурланков Н.Д. "Русско-русский словарь" (788/9)
    23:58 Верещагин О.Н. "Юнармия" (541/1)
    23:05 Виноградов Z.П. "Убьют ли роботы литературу? " (78/2)
    22:39 Стоптанные К. "Форум журнала "Горизонт"" (42/3)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (2): 1 2
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    04:22 "Форум: Трибуна люду" (243/64)
    04:11 "Форум: все за 12 часов" (295/101)
    04:11 "Диалоги о Творчестве" (303/14)
    02:16 "Технические вопросы "Самиздата"" (240/5)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    05:55 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (179/11)
    05:44 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (39/33)
    05:44 Козлов И.В. "Коллективный сборник лирической " (43/22)
    05:35 Корнилова В. "Лечея, гл. 16" (5/3)
    05:21 Русова М. "Литобзор Коллективного сборника " (21/15)
    05:16 Ледащёв А.В. "Все просто" (5/4)
    05:07 Каневский А. "Убийца, которого не ожидали" (2/1)
    04:44 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (723/13)
    04:11 Модератор-2 "Диалоги о Творчестве" (303/14)
    04:05 Коркханн "Первая выгрузка" (781/2)
    02:43 Темежников Е.А. "В С Рима 550-300 до н.э" (6/3)
    02:34 Лемешко А.В. "О магнитолете Филимоненко" (32/2)
    02:21 Чендлер Б. "Нэкомата" (176/7)
    02:12 Давыдов С.А. "Флудилка Универсальная" (608/5)
    02:09 Стоптанные К. "Он сам" (2/1)
    01:46 Седрик "Список фанфиков с моими комментариями" (390/9)
    01:34 Freakycat "W'S.E.13. Eater, Babysitter" (11)
    01:30 Виноградов Z.П. "Пишу рецензии. Не очень дёшево, " (308/6)
    01:22 Каминяр Д.Г. "Кратко про двух малых панд" (11/10)
    01:21 Ищенко Н.С. "Локусы и фокусы современной " (4/2)

    РУЛЕТКА:
    Академия Стихий
    Своя дорога
    Роковая наследственность.
    Рекомендует Якивчик А.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108583
     Произведений: 1671281

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    30/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     А.Астраханский
     Аккуратов А.С.
     Акстись А.С.
     Андрианов С.Н.
     Бахчевников В.В.
     Белокурова Е.Э.
     Болотин Д.Г.
     Быков А.В.
     Володин И.
     Герасимов А.А.
     Гордийчук А.Н.
     Грахн А.
     Грибовская И.
     Деревянченко М.
     Долгополова П.Р.
     Заболотников А.А.
     Зайкина Н.
     Ильиных С.И.
     Каретников Н.В.
     Катджит Д.
     Колентьев А.С.
     Колчанов А.
     Костенкова К.Е.
     Кравцив Р.Б.
     Красулина Н.
     Кремнев Е.А.
     Лигина В.В.
     Лобач М.П.
     Макарова Е.А.
     Мельник А.А.
     Мызников В.Е.
     Немец Л.
     Нинель Т.
     Овчинникова М.С.
     Палитко С.А.
     Певзнер М.Я.
     Перунова О.А.
     Печников В.Ю.
     Подвисоцкий Д.В.
     Попова К.А.
     Прочерк И.А.
     Раев А.М.
     Райкири
     Рыжая
     Садов М.В.
     Салий Е.
     Саранча В.П.
     Соловьева К.
     Сорокин О.В.
     Староветров Р.
     Трамонтана П.
     Фаг А.
     Чиширская Р.
     Чудинова Т.
     Alucard-Den-Engla
     Corvus
     Foxurineko
     Mur A.
     Neya B.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    13:29 Piaf "Возникновение"
    10:19 Герасимов А.С. "Смерть всего лишь новое начало"
    01/12 Манчев В.С. "Царичина (1 часть)"
    16:35 Mosaiccreme "The Lives and Deaths of Commander "
    13:50 Шаповал Н.И. "Сборник стихов"
    30/11 Неизвестный А.Ф. "Книга третья.Часть вторая"
    30/11 Бирюк В. "Зверь лютый. Книга 5. Парикмахерия"
    28/11 Иевлев Г.В. "В плену горячей звезды"
    40. Александровская Наталья 2010/03/04 14:29 [ответить]
      Спасибо автору за интересную статью!
    39. Арморика 2010/01/26 01:30 [ответить]
      Интересная статья, спасибо!
      
      (\__/)
      (='.'=)
      
    37. *Нема (Nemma-Agregor@yandex.ru) 2007/09/30 08:43 [ответить]
      Какое бы умное лицо не преследовала автор, все-равно получилось здорово))))
    36. Фита 2007/04/10 21:01 [ответить]
      Да, пример не удачный. Не умею я. Но всё-таки, понимаете в чём дело. Есть обстоятельства, которые могут оправдать те или иные поступки.
      Например, если квартирный вопрос стоит очень критично, то тут уже может не чувство проверяться, а человек сломаться.
      
      Хотела попробовать другой пример, но, пожалуй, не буду. Боюсь опять не получится. Не умею я хорошие примеры приводить.
      
      Насчёт задачи любого искусства - в том-то и дело. Но фантастика, наверное, и выделяет лучше, чем другое искусство. Хотя я не буду настаивать, у меня, в общем-то, нет задач что-то перед кем-то отстаивать. Нужна будет фантастика, я просто буду пользоваться, и не оглядываться на противников, что бы там злые языки не говорили. Чего и другим желаю :)))
      
      Но вот для начинающих писателей ткие статьи как у Вас нужны, они как раз показывают, ЗАЧЕМ нужна фантастика как приём, и почему лучше уходить от фантастики как от жанра.
      
      А у Лифантьевой, статью я посмотрела, но как-то кажется, много лишнего и утомительного, хотя проблема поднята правильная. Но мне кажется, она существует в рамках СИ. Действительно, видела этих людей, которые против фэнтези борются, а толковых аргументов найти не могут, одна зависть из них прёт.
    35. *Капшина Мария (chiffa-00()yandex.ru) 2007/04/10 19:54 [ответить]
      > > Фита
      >Мир, в котором мы живём - он очень запутан, всё перемешано в одну кучу, да ещё и наше восприятие ограничено. В фантастике и фэнтези (не будем разделять) есть возможность выделить только то, что нас интересует, создать эдакие условия, которые позволяют чётко выделить именно интересующий элемент.
      >Например, можно ли рассмотреть в чистом виде проблему измены в любви, когда герои помещены в сложные ситуации, если у них тут квартирный вопрос, и престарелые родственники, и нехватка денег.
      
      У вас получается, что фантастика - это упрощение. Я не могу с этим согласиться. Дело не в том, чтобы отбросить весь быт, а оставить только голое чувство, например. Вспомните тех же АБС, неважно что. Да хоть "За миллиард лет до конца света". Основная линия там - одна из любимейших для Стругацких: своё дело. История о людях, которые делают что-то, что считают главным. Что-то настоящее. Будь то математика, история, физика... Посмотрите на любого из персонажей: тут вам и семейные неурядицы, и болезни, и произвол милиции, и надоедливые соседи, и препятствия карьере... Намешано всего - и это вовсе не влияет на чистоту эксперимента. А выбор между делом всей жизни - и личным спокойствием никогда и не встречается "в чистом виде", без привходящих проблем вроде необходимости зарабатывать деньги и помогать родственникам.
      
      Другое дело, что любое художественное произведение - это схема и обобщение, модель. Сложная модель, почти всегда - детальная, но от этого не менее общая. Так, в том же "Миллиарде" всё работает на одну цель: заставить разных людей выбирать. И показать, что именно они выберут.
      
      То, о чём говорите вы, проверка "чистого чувства" - мне кажется довольно неудачным примером. Чистое чувство без привходящих деталей - это фикция. Собственно, как раз страшными родственниками и квартирным вопросом оно и проверяется.
      
      >выбираем те условия, которые его бы не сломали, а только бы проверили, чтобы посмотреть, каков он есть сам по себе.
      >Ну или возможен другой вариант - проверка на прочность,
      А это, на мой взгляд, как раз и есть цель любого художественного текста, в центре которого - личность. В статье я об этом говорю вскользь, и ещё здесь: http://zhurnal.lib.ru/k/kapshina_m_w/creature.shtml
      
      К тому же, отбросить лишнее и подчеркнуть главное - это не отличительная черта фантастики. Это даже не отличительная черта литературы. Убрать всё лишнее и подогнать каждую деталь для общей цели - это основа любого искусства. Будь то ИЗО, музыка, бокс или алгебра.
      
      
      По поводу Лифантьевой: мне показались интересными идеи о литературе-"выдумке" и литературе-"правде". К тому же, сама мысль о множественности истин мне очень близка, хоть я и не рассматривала бы её как критерий различения реализма и фантастики. Скади, конечно, выступает в первую очередь ярым апологетом фэнтези - ну так и я, собственно, в этой статье скорее защищаю фэнтези как направление, чем осуждаю. Хоть я и собиралась говорить обобщённо, не столько о фантастике как таковой, сколько об общих закономерностях художественного текста.
      Но, возвращаясь к Лифантьевой, мнение есть, аргументированное, и стоящее внимания, на мой взгляд. Потому там и дискуссия в комментах, что тема больная, и общественное мнение на этот счёт всё никак не устоится. Что, впрочем, только на пользу дела.
    33. Фита 2007/04/10 18:19 [ответить]
      Сейчас посмотрела статью, которую Вы порекомендовали, пожалуй она пойдёт не во мнения, а в подборку "Реализм и вымысел", как и Ваша. Хотя Ваша мне всё же больше понравилась, она более компактная, более выразительная, и с более интересными примерами.
    32. *Фита 2007/04/10 14:17 [ответить]
      > > 31.Капшина Мария
      >> > 30.Фита
      >Не вижу, зачем создавать отдельный раздел, когда для тех же целей есть уже ваш, например.
      Дело в том, что у меня ко всем материалам своё отношение, я стараюсь выражать его понейтральнее, по возможности, но если мне что-то сильно не нравится, то не удержусь и как-нибудь дам об этом знать. Например тем, в какой раздел помещю или какое пояснение дам к ссылке.
      Видела, Вы порекомендовали статью Лифантьевой. Могу сказать, что я к этому автору отношусь несколько предвзято. Когда-то читала её статью "НФ - надгробная речь на похоронах", произвела она на меня не самое лучшее впечатление.
      Ну может, о фэнтези она пишет лучше? Всё-таки она фэнтези любит, как я поняла, а это может изменить дело.
      Ссылки я размещу, но скорей всего они пойдут как мнения.
      
      >А по поводу реализма и фантастики я только что нашла замечательную фразу у Пратчетта: "Sometimes a fantasy author has to point out the strangeness of reality". У нас с ним общий взгляд на некоторые вещи. :>>>
      Я думаю, это справедливо про любого хорошего автора. Но Ваша мысль про увеличительное стекло мне очень понравилась. Сама думаю примерно так же, но как-то подобрать такую меткую метафору у меня не получалось.
      Правда, всё-таки я это вижу несколько иначе. Фантастика - скорее не увеличительное, а препараторское стекло.
      Мир, в котором мы живём - он очень запутан, всё перемешано в одну кучу, да ещё и наше восприятие ограничено. В фантастике и фэнтези (не будем разделять) есть возможность выделить только то, что нас интересует, создать эдакие условия, которые позволяют чётко выделить именно интересующий элемент.
      Например, можно ли рассмотреть в чистом виде проблему измены в любви, когда герои помещены в сложные ситуации, если у них тут квартирный вопрос, и престарелые родственники, и нехватка денег. Пойди разберись, почему у них не сложились отношения, только ли от легкомысленности одной из сторон, или тут могло наложиться что-то ещё? Например родственники довели жениха, он не вынес. Бросил бы он девушку, если бы не они?
      В фантастике можно исключить элементы, которые нам мешают. К примеру, мы хотим понять, изменил бы он девушке, если бы не было квартирного вопроса, страшных родственников и чего-то ещё, что неизбежно есть в реальности. То есть нас интересует, насколько крепко его чувство.
      Сломать ведь можно что угодно, и самого сильного и принципиального человека. И мы просто выбираем те условия, которые его бы не сломали, а только бы проверили, чтобы посмотреть, каков он есть сам по себе.
      
      Ну или возможен другой вариант - проверка на прочность, сломается ли наш герой, если напротив, поместить его в более жёсткие условия, чем обычно бывают.
      
      Примерно так. Фантастика позволяет создать более чистые условия для мысленного эксперимента.
      
      Но увеличительное стекло - само собой! Моя мысль его ни коем образом не отменяет, это в дополнение.
      Исследования проводятся под микроскопом!
      Или в телескоп :)))
    31. *Капшина Мария (chiffa-00()yandex.ru) 2007/04/09 22:20 [ответить]
      > > 30.Фита
      Не вижу, зачем создавать отдельный раздел, когда для тех же целей есть уже ваш, например. В случае чего я, скорее, дам вам ссылки для пополнения коллекции, а не стану собирать отдельный список.
      
      А по поводу реализма и фантастики я только что нашла замечательную фразу у Пратчетта: "Sometimes a fantasy author has to point out the strangeness of reality". У нас с ним общий взгляд на некоторые вещи. :>>>
      
      
    Страниц (2): 1 2

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"