Мудрая Татьяна Алексеевна : другие произведения.

Комментарии: Постмодерн по-научному
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Мудрая Татьяна Алексеевна (Cardinena@yandex.ru)
  • Размещен: 31/10/2010, изменен: 14/06/2012. 11k. Статистика.
  • Статья: Постмодернизм
  • Аннотация:
    Навеяно дискуссиями с самыми разными СИшниками, которые донимали автора, а более того - друг друга разговорами о нравственности, красоте, идеалах - и о том, что же такое, черт возьми, постмодернизм: бяка, каляка или кусака.
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Постмодернизм (последние)
    22:55 Флинт К. "Цели и средства" (14/1)
    09:17 Березина Е.Л. "Гёдель в шоке" (8/2)
    08:39 Чваков Д. "На голубом глазу" (2/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (3): 1 2 3
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    06:13 "Диалоги о Творчестве" (304/15)
    06:11 "Форум: все за 12 часов" (253/101)
    06:07 "Технические вопросы "Самиздата"" (241/6)
    04:22 "Форум: Трибуна люду" (243/64)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    07:27 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (701/17)
    07:27 Баламут П. "Ша39 Бронетанковая" (474/15)
    07:25 Каминяр Д.Г. "Кратко про двух малых панд" (13/12)
    07:24 Цодикова А. "Фрида Кало и Борис Пастернак" (10/1)
    07:23 Стоптанные К. "Мы не успели оглянуться" (65/9)
    07:23 Нереальная "Правила конкурса" (5/2)
    07:12 Князев М. "Полный набор 10 - Наследие " (342/1)
    06:55 Козлов И.В. "Коллективный сборник лирической " (44/23)
    06:51 Карелин Р.Ф. "Законы истории не ведут к " (8/3)
    06:51 Винокур Р. "Хайфа. Двадцать первый век" (302/1)
    06:48 Калинин А.А. "Басенки 2024-11" (8/7)
    06:22 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (724/14)
    06:22 Коркханн "Лабиринты эволюции" (8/7)
    06:19 Шибаев Ю.В. "Плач по "Самиздату"" (40/4)
    06:13 Модератор-2 "Диалоги о Творчестве" (304/15)
    06:11 Могила М.В. "Продолжение" (259/2)
    06:04 Винников В.Н. "У этой речки час я находился" (2/1)
    05:55 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (179/11)
    05:44 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (39/33)
    05:35 Корнилова В. "Лечея, гл. 16" (5/3)

    РУЛЕТКА:
    Мир Карика. Первый
    Ван Лав. Держи меня
    Мы были здесь счастливы
    Рекомендует Сергеева М.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108525
     Произведений: 1671561

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    02/12 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Бабкин А.Ю.
     Бойкова А.
     Брюн
     Бэйба К.
     Варлаков Г.
     Волкова И.В.
     Воронцова М.С.
     Гаджиева Л.
     Галкин Г.С.
     Гамаюн А.Ю.
     Герман С.Э.
     Гинзбург М.
     Глэм Т.
     Граб А.
     Грачушник Н.М.
     Давыдов В.
     Дикка
     Дубровин А.А.
     Жалнина Н.
     Золотая Л.
     Ильясова Л.Т.
     Катрейн
     Класов И.Д.
     Климов Д.С.
     Колючий О.
     Кос
     Криворогова И.Р.
     Кудинова А.И.
     Куклинов Н.В.
     Майн Ю.М.
     Малаев А.Е.
     Милославская К.
     Милославская С.
     Мячин С.А.
     Невер А.
     Неярова А.
     Овчинникова Е.П.
     Орлов Р.А.
     Ошка Э.
     Петрова И.Б.
     Попов М.С.
     Рассоха Г.С.
     Рассоха Г.С.
     Рыбаков А.О.
     Саба С.
     Санин Е.
     Сибиданов Б.Б.
     Синдарион
     Скворцов Б.В.
     Сугралинов Д.С.
     Сутугин А.Н.
     Ткаченко Т.В.
     Токунов А.
     Халов Н.А.
     Хеллер Я.
     Хомякstory
     Храмов В.А.
     Цацин С.Т.
     Чебан И.П.
     Чиненков А.В.
     Шаманов С.
     Шулепова М.К.
     Delia
     Kobold
     Netta S.
     Sanote
     Snowfox О.
     Tassa O.
     Whispa В.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    07:09 Герасимов А.С. "На кончике хвоста в цвете "
    06:57 Кетрин А. "Инвесия праймери"
    13:29 Piaf "Возникновение"
    01/12 Манчев В.С. "Царичина (1 часть)"
    13:50 Шаповал Н.И. "Сборник стихов"
    30/11 Неизвестный А.Ф. "Книга третья.Часть вторая"
    30/11 Бирюк В. "Зверь лютый. Книга 5. Парикмахерия"
    28/11 Иевлев Г.В. "В плену горячей звезды"
    1. *Оушен Эндрю 2010/11/01 10:26 [ответить]
      Я первый? Ну ладно...
      
      Вы пишите -
      "...Иначе говоря, постмодернизм - это выход на новый, более сложный уровень понимания свободы личности и ее творческой самореализации.
       Не анархия, вовсе нет. Однако взламывание любых привычных рамок. Освобождение от "авторитета текста" - то есть гнета традиций, норм, обрядов, религиозных и моральных ограничений, в конце концов, даже лингвистических норм..."
      
      Прочитав этот текст, я сначала подумал что вы имеете ввиду - рост свободы личности. Особенно в связке с анархией. Уже хотел возразить. Однако перечитав, нигде не увидел слово "рост"... Более сложный уровень понимания - это да. Однако, любое "освобождение" накладывает на личность еще больше ограничений. Часто намного больше. Просто других.
      Например "победа" гомосексуализма накладывает ограничения на людей, которым это явление отвратительно. "Борьба против учебников, словарей, эталонов всякого рода" создает новые учебники и эталоны. Часто еще более сложные чем предыдущие. "Автор не имеет отныне права"? - Где же его свобода? И так далее.
      
      Вы говорите - "Попытка говорить на всех языках сразу: от живописного до матерного." :)
      Это не возможно в принципе :) Я вам попробую объяснить, если мне удастся. Это два разных образа мышления и они не пересекаются. Я бывал в обоих. Я подчеркиваю - говорить матом, а не ругаться. Потому что ругаться может любой. А говорить - нет. Для кого-то в этом не будет принципиальной разницы, но она есть. И существенная. Человек, который говорит матом (это обусловлено средой общения), практически физически не может говорить нормально. Он осознает, что он говорит матом, но просто НЕ МОЖЕТ высказать свои мысли по другому, вложив в них желаемый смысл и чувства. Чтобы это исправить - нужно выдернуть его из окружающего его общества. По другому никак.
      А для культурного человека мат - это просто ругательное слово. Он может его употреблять, но не говорить на нем. Смысл, который в одно и тоже слово вложат люди из разных культурных слоев - различается колоссально.
      
      А что самое интересное - когда человек попадает в среду для него не привычную, особенно, если она несет опасность для его жизни, то "обширный набор условностей", определяющий его культуру, разлетается мелкими осколками. И тогда наружу выходит ничем не прикрытое, голое Хомо. Сапиенс исчезает. Как будто его и не было никогда.
      СтОит в большом мегаполисе на какое-то время (год например), отключить всего лишь газ и свет (воды не будет автоматически). И вот уже перед вами не центр культуры и образования, а смрадный, болезнетворный каменный мешок с полусумасшедшими жителями (те которые не уедут и выживут). Культура - очень тонкое напыление :)
      
      А статья хорошая. Умная.
    2. *Мудрова Татьяна Алексеевна (tatianaalekseevna@mail.ru) 2010/11/01 19:16 [ответить]
      Я делаю простое изложение работы известного культуролога. Вот и все.
      То, что вы говорили, он отмечает тоже. И про стадность, которая превращает умных людей в идиотских кукол, и про возобладание низменных инстинктов - этим занимается социология толп. И про то, что белый гетеросексуальный мужчина ныне - самое хрупкое явление в мире...
       И что одни штампы сразу же заменяются другими.
      Вы традиционно, кстати, путаете культуру с культурностью и цивилизованностью. Именно последнее хрупко. А от культуры просто никуда не денешься в принципе!!!
      И культурология не решает проблем социальной психологии.
      И свобода - куда более тяжкое бремя, чем жизнь внутри культуры и традиции. Это тоже пропись.
       Есть культура (или субкультура) маргиналов, палачей-профи, уголовников, бомжей, аристократов... Это просто сеть конвенциональных соглашений, внутри которой они существуют.
      Хомо животный - это просто тот человек, который живет.
      Да, его приходится регулировать, но это регулирование всегда травматично. Но зверь, животное - это не означает беззакония. Напротив, конвенциональность у животных очень развита. Это тоже не природа, а начало квазисоциума.
      Озверение по типу голдинговского "Повелителя Мух" свойственно именно хомо социус, попавшему в стесненные условия.
      "И тогда наружу выходит ничем не прикрытое, голое Хомо. Сапиенс исчезает. Как будто его и не было никогда." Да, это Голдинг.
      Я легко пользуюсь некоторой обсценной лексикой, мешая ее с нормативной и даже философскими терминами. Именно говорю на пересечении стихий. то тоже игра. Посмотрите "Зыбкое очарование японских...домиков". Это я и имею в виду.
      
      Но это вопрос. который я не собираюсь решать. Я только не хочу. чтобы ПМ рассматривали в рамках изящной словесности.
    3. *Сфинкский 2010/11/01 20:28 [ответить]
      > > 1.Оушен Эндрю
      > > Мудрова Татьяна Алексеевна
      Всем куку! :)))
      Про мат. Если человек может вложить в него содержание, то это уже культура. И этот человек уже культурный, в том смысле, что он вкладывает в звуки интеллектуальный смысл. Но культуры могут быть разные. Определять плохие они или хорошие - удел морали. Свобода как раз и заключается в том, что разные культуры получают право на самоопределение (как и самоуничтожение в результате манифестации и контакта с другими). Что значит "для культурного человека" - определение неясное, точнее неполное, ещё точнее, в нём не хватает относительной привязки к "ограниченному временем" пространству.
      Вы пишите о "разных мышлениях" говорящего матом и, соответственно, неговорящего. Может быть я упускаю вашу недосказанную мысль, но не честно говоря не знаю какие "разные образы мышления" вы имеете ввиду.
      Например по средствам мышления и то и другое может быть творческим и критическим (в разной степени, но тем не менее, по-моему), по функциям, и то и другое является наглядным мышлением, то есть не вербальным, по степени новизны и оригинальности, опять же по-моему это одно и то же), по степени развернутости и то, и другое может быть и логическим и интуитивным, по характеру решаемых задач, опять же мышление говорящего и неговорящего матом, может быть как теоритическим, так и практическим, наконец, по генезису развития, оба могут опираться как по отдельности, так и влюбом сочетании, как опирающиеся на непосредственное восприятие предметов - это Наглядно-действенное мышление, или наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы, или словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, или Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Что ещё есть различного в мышлениях? С трудом можно говорить о разных функциональных знаковых системах. Приписывание же функциям знака моральный смысл - это обычный для менеджмента способ управления обществом - способ угнетения его (функция запрета - чтобы управлять легче всего запрещать). Точно также как и приписывание, как это повелось во многих (но не всех) обществах моральный смысл сексу (это повелось с появления религии, которая стала использовать любовь в качестве средства связи с сверхестественными существами).
      По-моему, бессмысленно, вообще говорить о культуре, как об оценочном критерии. Культура - это всё, включая деда Морозасо Снегурочкой и Гитлера с лопатой. Мы, например с нашей "европейской" культурой кажемся варварами азиатам. Та жа нормативная лексика со своими содержательно не гибкими смыслами с одной стороны упрощает понимание, но с другой ограничивает выражение. Ненормативность и нормативность языка и возникающие из этого отношение к нему - это признаки права, ограничивающие свободу общения. Кстати о праве... Общепризнанного определения права не существует и в современной науке. На мой взгляд, более универсальна Либертарно-юридическая концепция права как меры свободы. Постмодернизм как раз эту меру приближает к философской категории - она даёт свободу писателям использовать, а читателям определять единство качества и количества объекта без моральной оценки.
      
      
      
    4. *Мудрова Татьяна Алексеевна (tatianaalekseevna@mail.ru) 2010/11/01 21:30 [ответить]
      Воюйте, дети мои, воюйте. А я посмотрю и еще перчику добавлю. Но надо сказать, что Флиер куда как ясней г-на Сфинкского высказывается. И, правда, хороший учебник. Зря не похвалю.
      И с точки зрения культуролога культура - это то, без чего человек просто немыслим как вид. Такая К не делится на высокую или низкую. Всякие маргиналы живут - отчасти - в субкультурах, но все равно принадлежат к большой культуре своего этноса.
    5. *Сфинкский 2010/11/02 15:57 [ответить]
      > > 4.Мудрова Татьяна Алексеевна
      >Воюйте, дети мои, воюйте. А я посмотрю и еще перчику добавлю. Но надо сказать, что Флиер куда как ясней г-на Сфинкского высказывается.
       Ага, посмотрю :))
      
      
    6. Ника Ракитина 2010/11/20 15:57 [ответить]
      Оно это, все умно и красиво. Но вот, скажем, я хочу написать постмодерн. Какие инструменты мне для этого нужны? Чем постмодерновый отличается от традиционного текста? Только простенько так, плиз, без научности. На пальцах.)))
    7. Мудрова Татьяна Алексеевна (tatianaalekseevna@mail.ru) 2010/11/21 18:21 [ответить]
      Милая Ника. Если говорить о нынешней эпохе с позиций культурологии, то она уже вся сплошь постмодерновая.
      
      (Простенько не вышло. Вот резюме: играть с чужими текстами, но плодотворно, чихать на обыденную мораль во имя того вечного, что за ней прячется, путать смыслы слов (полисемия, омонимия) и показания органов чувств. Но не просто так, а с целью что-то донести до читающего или пошатнуть те стереотипы, что в него въелись.)
      
      То есть мы уже все и вся превратили в тексты, ничего не знаем из первоисточников (любое словесное понятие уже накладывает на реалию некую решетку толкований, так что и это не есть чистое восприятие). Но если смотреть на постмодерн как явление искусства, продолжающее модерн...
      Во-первых. Текст автора должен отталкиваться от уже хорошо известных, причем не в плане простых цитат, а переосмысляя последние. Вот у вас, к примеру, "Перстень для Гелены" напоминает "Пропавшую грамоту", но только стилистикой. А если взять героев... не ее, а "Вия", там похоже, наложить на иную историческую эпоху, поиграть ими немного так, чтобы читатель и ваш текст заценил, и Гоголя вспомнил... И чтобы было взаимное обогащение сюжетов...
      
      Далее. Постмодерн не считает те нормы, по которым живет общество, чем-то сошедшим с неба. Это всегда и везде - только конвенциональные установки. То есть они когда-то соответствовали внешним условиям сосуществования людей, а теперь превратились в мертвую букву. И всегда теснили индивида, мешая ему саморазвиться. Тут надо еще принять во внимание. что "первородный грех" для ПМ не существует, а девиантное поведение нормального человека происходит оттого, что нечто ради общественных интересов фрустрирует его естественные наклонности.
      Поэтому голое морализаторство для ПМ запретно. Более того, часто происходит некая провокация читателя - мастером ее был еще Франсуа Рабле с его апологией нужд "телесного низа". Эта провокация обычно затрагивает то в культуре, что по сути мертво, но никак не может умереть взаправду.
      
      Также - это уже не этика, а эстетика - размываются границы 5 чувств и словесных смыслов. Ведь решетка, которую они накладывают на мир, - условна, японцы хорошо знают об этом. Это чисто произвольное деление. Достаточно взглянуть на семантические гнезда английского и русского почти-синонимов. Есть еще Рембо, цветомузыка Стравинского...
      
      Это далеко не исчерпывает тему, это только те правила, коим я кое-как следую.
      Причем я никогда не хочу написать "нечто постмодерновое" - получается то так, то эдак, в зависимости от целей написания.
      Вот и все. Я не эксперт, особенно в том, что касается этой статьи, рекламирующей новый подход к культуре.
      
    8. Ника Ракитина (kot44@yandex.ru) 2010/11/25 20:31 [ответить]
      > > 7.Мудрова Татьяна Алексеевна
      Спасибо.
      Но крыша моя вовсе уехала.)))
    9. *Мудрова Татьяна Алексеевна (tatianaalekseevna@mail.ru) 2010/11/26 13:58 [ответить]
      Самое то, что надо для вдохновения. Вот вы бы Флиера почитали. Или Бодрийяра. Или Маршалла Маклюэна... А это надо для диплома дочке.
    10. Сергеев Кондратий (kondratij1@yandex.ru) 2011/02/13 00:39 [ответить]
      "Потому что постмодерн, в отличие от классики, - штука очень даже живая."
      
      Угу-угу... Тока глаза у этой штуки - мёртвые...
      (как то во вполне милой кампании моими визави случайно оказались парочка профессиональных наркоманов (на тот момент весьма "живеньких" и даже вроде как в ремиссии)- но как меня поёжило от их глаз!.. ей-ей - под взглядами "пацанов" в глухой подворотне ТАК не передёргивался............)
      ... Надеюсь, вы не подумали, что по моему мнению Бодрияр на винте... я скорее о том, что "герой на героине, а героиня на героине....", то бишь не про наркоманию, а про "постмодернистов" (после того, как Никита Сергеич (который Хрущёв, а не Михалков) определил "модернистов", не знаю, как уж их (постмодернистов) и назвать.....)
    Страниц (3): 1 2 3

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"