Ошка Эз : другие произведения.

Комментарии: История первая. Врач И Светило
 ()

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Ошка Эз (oshkaez@nm.ru)
  • Размещен: 01/01/1999, изменен: 25/05/2008. 17k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  • Аннотация:
    Разрешите представиться: настольная лампа... В сборник вошли четыре рассказа: 1. Врач и Светило - самый скучный 2. Глаз - самый жестокий 3. Жертва обожествления - самый короткий 4. Плагиат - самый непонятный
  • ОБСУЖДЕНИЯ: Проза (последние)
    23:23 Чернов К.Н. "Армия, флот, вооружение (Записки)" (402/3)
    22:18 Светлаков Л. "Тайны сталинских высоток" (5/2)
    21:53 Оленникова О. "Шуры-амуры Шуры и Муры" (8/1)
    20:25 Сороковикова А.П "Малявка. 1 часть. Божественная " (10/1)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    02:16 "Технические вопросы "Самиздата"" (240/6)
    02:12 "Форум: все за 12 часов" (341/101)
    23:37 "Диалоги о Творчестве" (302/13)
    22:53 "Форум: Трибуна люду" (242/65)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    02:46 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (722/13)
    02:43 Темежников Е.А. "В С Рима 550-300 до н.э" (6/3)
    02:34 Lem A. "О магнитолете Филимоненко" (32/2)
    02:21 Чендлер Б. "Нэкомата" (176/7)
    02:19 Бурланков Н.Д. "Русско-русский словарь" (788/9)
    02:16 Самиздат "Технические вопросы "Самиздата"" (240/6)
    02:12 Давыдов С.А. "Флудилка Универсальная" (608/7)
    02:09 Домчар "Он сам" (2/1)
    01:45 Седрик "Список фанфиков с моими комментариями" (390/9)
    01:30 Виноградов П. "Пишу рецензии. Не очень дёшево, " (308/7)
    01:30 Коркханн "Лабиринты эволюции" (7/6)
    01:22 Каминяр Д.Г. "Кратко про двух малых панд" (11/10)
    01:21 Ищенко Н.С. "Локусы и фокусы современной " (4/2)
    01:17 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (326/4)
    01:13 Гончарова Г.Д. "Устинья, дочь боярская - 1. " (177/9)
    00:55 Энвэ М. "Некуда бежать, негде спрятаться " (230/1)
    00:53 Толстой В.И. "Танки в мире Аи Амт" (168/1)
    00:43 Шибаев Ю.В. "Плач по "Самиздату"" (39/3)
    00:36 Карелин Р.Ф. "Законы истории не ведут к " (8/3)
    00:22 Ледащёв А.В. "Все просто" (5/4)

    РУЛЕТКА:
    Академия Стихий
    Своя дорога
    Роковая наследственность.
    Рекомендует Якивчик А.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108583
     Произведений: 1671281

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    30/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     А.Астраханский
     Аккуратов А.С.
     Акстись А.С.
     Андрианов С.Н.
     Бахчевников В.В.
     Белокурова Е.Э.
     Болотин Д.Г.
     Быков А.В.
     Володин И.
     Герасимов А.А.
     Гордийчук А.Н.
     Грахн А.
     Грибовская И.
     Деревянченко М.
     Долгополова П.Р.
     Заболотников А.А.
     Зайкина Н.
     Ильиных С.И.
     Каретников Н.В.
     Катджит Д.
     Колентьев А.С.
     Колчанов А.
     Костенкова К.Е.
     Кравцив Р.Б.
     Красулина Н.
     Кремнев Е.А.
     Лигина В.В.
     Лобач М.П.
     Макарова Е.А.
     Мельник А.А.
     Мызников В.Е.
     Немец Л.
     Нинель Т.
     Овчинникова М.С.
     Палитко С.А.
     Певзнер М.Я.
     Перунова О.А.
     Печников В.Ю.
     Подвисоцкий Д.В.
     Попова К.А.
     Прочерк И.А.
     Раев А.М.
     Райкири
     Рыжая
     Садов М.В.
     Салий Е.
     Саранча В.П.
     Соловьева К.
     Сорокин О.В.
     Староветров Р.
     Трамонтана П.
     Фаг А.
     Чиширская Р.
     Чудинова Т.
     Alucard-Den-Engla
     Corvus
     Foxurineko
     Mur A.
     Neya B.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    13:29 Piaf "Возникновение"
    10:19 Герасимов А.С. "Смерть всего лишь новое начало"
    01/12 Манчев В.С. "Царичина (1 часть)"
    16:35 Mosaiccreme "The Lives and Deaths of Commander "
    13:50 Шаповал Н.И. "Сборник стихов"
    30/11 Неизвестный А.Ф. "Книга третья.Часть вторая"
    30/11 Бирюк В. "Зверь лютый. Книга 5. Парикмахерия"
    28/11 Иевлев Г.В. "В плену горячей звезды"
    1. *Ошка Эз (oshkaez@nm.ru) 2008/05/24 23:28 [ответить]
      рассказ "Плагиат" участвовал в конкурсе на
      http://www.litkon.com/home.asp
      
      я перенесла сюда критику, потому что мне она понравилась и показалась крайне полезной, я сократила этот рассказ и учла замечания Т. Тайгановой.
      
      6 января 2003 г.
      ТАТЬЯНА ТАЙГАНОВА
      043. Ольга Поволоцкая. Плагиат.
      
      Мир зноя, синевы и соли.
      Мир девочек-еще-не-девушек, которым наравне важны и мальчики, и полупрозрачные чудеса, к мальчикам не имеющие никакого отношения.
      Рассказ живой и солнечный.
      От него хорошее впечатление.
      
      * * *
      Но начало его - первая треть - очень отличается от остального. Отличается качественно, на уровне прозы. А финал в свою очередь, отличается и от начала, и от середины.
      
      * * *
      Первая треть. ЦИТАТЫ:
      'Мы ехали в лагерь Союзного значения, а нас высадили в пустыне...'
      'Незнакомые мальчишки изловили где-то ужа и девчонки из нашего отряда,
      с готовностью изображали испуг...'
      '...с презрением отвернувшись от меня, строго возрилась на Дашку.
      -Тебе не стыдно?
      Мы с Дашей ничего не поняли, но нам действительно стало стыдно. Особенно мне...'
      '...-Стыдно просить пить в Лагере Союзного Значения.'
      'Один, второй, третий..., седьмой стакан, с сиропом и без, водопад газировки, океан пресной воды, вкусной, чистой, ледяной... Внутри нас уже квакали лягушки, шелестели хвостами молчаливые рыбы, вырастали водоросли...'
      
      Мобильная, драматургически точная проза, незатруднительно рождающая в читателе ответное движение. И возраст читателя не важен, легкость и естественность текста ведут внимание без всякого напряжения.
      
      * * *
      Середина рассказа - по преимуществу диалоги девочек-подростков. Но прежнего драматургического ритма в них уже нет. Они лишены волшебной неожиданности, чуда внезапных превращений простых вещей в удивительные - как раз того, что определенно просвечивало в начале рассказа.
      
      ЦИТАТА:
      '- Ой, сегодня вечером танцы! Алёнка, пойдёшь? - спрашивает Даша.
      - Вряд ли, что мне там делать?
      - А этот беленький... ну, как его ... Валька...'
      
      ЦИТАТА:
      '-А знаешь, Дашка, ты похожа на Мадонну! Ох, кажется, ты нравишься Вальке.
      -Ну вот ещё! Ему Алёнка нравится.
      -Какая глупость! Я - такая толстая - и ему нравлюсь?!
      -Ты толстая??- вскидываются обе подружки сразу. Я вскакиваю, верчусь во все стороны, себя показывая, и даже пытаюсь пройтись, как по подиуму.
      -Но-но... Свалишься в воду! -предупреждает Дашка. Но я не обращаю на неё внимания.
      -Смотрите на эти бёдра! Вот этого, этого и этого быть не должно! До сюда - я в полном порядке, а ниже - ну, одно растройство!
      -Глупая! - замечает Даша, - У тебя фигура - самая женственная в отряде.
      - Не хочу женственную фигуру! Хочу, как у тебя ...
      - Да что ж хорошего! Тощая, маленькая, с узкими бёдрами, точь-в-точь, как мальчишка! А вот у тебя...'
      
      * * *
      Формально диалоги передают то, что интересовало в мое (и, видимо, в Олино) время девочек, отбывающих свой отдых в пионерлагере. Но по преимуществу - именно формально. Уже зная Ольгины рассказы по Тенетовскому конкурсу, я в общем могу догадаться, почему автор ограничивается самым малым прикосновением там, где нужно было бы писать жестче и определенней: Оля Поволоцкая - автор светлый и любящий, а поэтому и чрезмерно деликатный. Она везде, где только есть для этого хотя бы малейшая возможность, пытается облегчить человеку мирное сосуществование с реальностью хотя бы в собственной прозе. Однако такое стремление зачастую наносит ущерб энергетике повествования: для рассказа, начатого в быстром ритме и ранее определявшем всё происходящее лаконично и недвусмысленно, точными скачками полудетской и прицельной логики, условные диалоги затянуты, а реплики провисают необязательностью. Понятно, что девчонки не могут не рассматривать себя и друг друга пристально, но читателю 'этого, этого и этого' явно недостаточно, а наспех обозначенные фигурки - одна женственная, другая мальчишеская - лишь скоростное перечисление, эмоционально-поверхностное общение девочек-подростков, на самом деле не прибавляющее к ним характерных черт. Характер героини в начале рассказа говорит гораздо больше любых узких или не очень мест на талии следующим образом: 'нас выстроили в очередь, и каждая получила стакан чёрного густого чая. Всё! С тех пор - ни капли... Я смело высказалась вожатой. Я выдала ей всё! - Что за дурацкий лагерь союзного значения, где даже не дают пить?!' - интенсивно, максималистично, справедливо - как и свойственно умному и наблюдательному подростку, который хочет быть личностью.
      
      * * *
      Наконец, финал: молодая женщина - в начале рассказа продавщица воды в киоске, невесть откуда взявшемся посреди дикого пустого пляжа, напоившая измученных жаждой девчонок, - вполне законно возникает в конце уже в роли всезнающей доброй чудодеи и обозначает подружкам будущее. Одаривающая фея, конечно, - общемировой символ, который автором позаимствован временно и к случаю. Но для меня главное - не эти космические загадки предвидения, а более чем кровное сострадающее родство ее обеим девочкам: хорошая, несентиментальная, взрослая интонация, деликатная и ненавязчивая.
      
      * * *
      Вопрос в том, как на уровне цельной и литой прозы составить эти три части. То есть не составить их в смысле простого сложения, как, на мой взгляд, получилось у автора при всех достоинствах рассказа, а воссоздать воспоминание как общее тело с единым кровотоком прозы, без прерываний и на едином выдохе.
      
      * * *
      Возможно - вполне возможно - принять рассказ таким как есть, поблагодарить автора за теплоту и приятные всем нам воспоминания. Согласиться с тем вариантом, который уже имеет место. Но хочется - иначе. Хочется максимальной неповторимости текста, такой, чтобы не преследовало литературное дежавю: эти мотивы и похожие диалоги я, читатель, встречал не раз в другое время и в другой прозе. Предчувствие, что рассказ мог бы быть значительно лучше стилистически, не позволяет легко к нему отнестись. Недостаточная языковая отточенность центральной части рассказа, его мускульная несобранность в сравнении с мобильным и четким началом, многосоставность (еще один рассказ внутри контекста, уже подружки, объясняющей причины своего метафизического доверия,) очевидно влияют на энергетику: быстрое, интересное начало - расслабленные, не смотря на все смысловые достоинства, тормозящие диалоги - а завершающий взгляд в будущее с пророческой высоты феи - явлен уже из полностью неподвижной точки.
      
      

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"