Прозоров Лев Рудольфович : другие произведения.

Комментарии: Быль про "инока" Пересвета
 (Оценка:3.91*39,)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
  • © Copyright Прозоров Лев Рудольфович (smelding@yandex.ru)
  • Размещен: 10/08/2005, изменен: 18/05/2010. 13k. Статистика.
  • Статья: История
  • Аннотация:
    Навстречу юбилею Куликовской победы. Почему про "троицких иноков" Ослябю и Пересвета молчат патерики Троице-Сергиевой обители и житие Сергия Радонежского? Почему их останки покоятся вне стен Троице-Сергиевой лавры? Чьими вассалами были в миру "брянские бояре" и когда они оказались на землях княжества Московского? И чего стоят легенды о монахах-воинах, в схимах скакавших навстречу закованным в железо ордынцам?
  • ОБСУЖДЕНИЯ: История (последние)
    08:26 Трушников В.В. "Блицкриг: Миф или реальность? " (81/2)
    07:25 Малышев А. "Окончательное решение Тухачевского " (998/6)
    07:13 Темежников Е.А. "В С Рима 550-300 до н.э" (2/1)
    05:01 Бурланков Н.Д. "Венеды - предки славян" (343/2)

    Добавить комментарий Отсортировано по:[убыванию][возрастанию]
    Страниц (4): 1 2 3 4
    ОБЩИЕ ГОСТЕВЫЕ:
    16:54 "Форум: Трибуна люду" (971/20)
    16:54 "Форум: все за 12 часов" (284/101)
    14:22 "Технические вопросы "Самиздата"" (228/3)
    11:57 "Диалоги о Творчестве" (249/4)
    25/11 "Форум: Литературные объявления" (666)
    25/11 "О блокировании "Самиздата"" (294)
    ОБСУЖДЕНИЯ: (все обсуждения) (последние)
    16:57 Виноградов П. "Пишу рецензии. Не очень дёшево, " (190/101)
    16:56 Морозов С.В. "Сказка про Ночь" (1)
    16:56 Шибаев Ю.В. "Квадробер" (20/1)
    16:54 Мамедова Л.Р. "!...Завуалированное откровение" (3/1)
    16:52 Никитин В. "Чего хочет Бог?" (4/2)
    16:51 Макарова А.А. "Три строки" (1)
    16:46 Давыдов С.А. "То, что я читаю и смотрю" (928/3)
    16:43 Родин Д.М. "Князь Барбашин 3" (833/16)
    16:40 Уралов А. "Мясо "из пробирки"" (656/13)
    16:37 Кулаков А.И. "Прода" (355/2)
    16:34 Могила М.В. "Попытаться поймать за хвост " (10/1)
    16:33 Стоптанные К. "Спешились Карлсоны, их баки " (303/5)
    16:26 Кротов С.В. "Чаганов: Война. Часть 4" (278/36)
    16:23 Коскина Т. "Приснится" (1)
    16:20 Кобзева Е.А. "Татьяна" (1)
    16:18 Один и.в. "Человек в белой шубе" (3/2)
    16:17 Измайлов К.И. "Повесть "Сибирский сувенир" " (5/1)
    16:14 Чернов К.Н. "Записки Империалиста Книга " (697/25)
    16:06 Юрченко С.Г. "Свет Беспощадный" (707/10)
    16:04 Николаев М.П. "Телохранители" (101/8)

    РУЛЕТКА:
    Дикий
    Я пришла на тихий
    Книга о вкусных
    Рекомендует Ковальчук А.Ю.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 108572
     Произведений: 1671061

    Список известности России

    СМ. ТАКЖЕ:
    Заграница.lib.ru
    | Интервью СИ
    Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
    Художники | Звезды Самиздата
    ArtOfWar | Okopka.ru
    Фильм про "Самиздат"
    Уровень Шума:
    Интервью про "Самиздат"

    НАШИ КОНКУРСЫ:
    Рождественский детектив-24


    28/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Абакумова Е.Б.
     Абрашова Е.А.
     Айа Э.А.
     Афанасьев И.С.
     Бархол Е.
     Баянова Н.А.
     Белолипецкий А.В.
     Биньковская А.А.
     Богатырёв Р.
     Булгакова И.В.
     Вильгельми А.В.
     Винокур И.
     Волк А.
     Галевская Г.
     Гаркавый В.А.
     Глушин А.В.
     Глыбина В.А.
     Гришко В.Р.
     Деева А.Н.
     Дженкинс К.
     Дорошенко И.Э.
     Дэльз С.В.
     Жгутова-Полищук В.
     Жук Т.А.
     Измайлов К.И.
     Казарян К.С.
     Климарев И.В.
     Климова Л.В.
     Кобзева Е.А.
     Коломиец Е.А.
     Коскина Т.
     Ксандер В.
     Луканина Е.В.
     Макарова А.А.
     Мамедова Л.Р.
     Морозов С.В.
     Мосиенко Ю.В.
     Нино
     Орлова Я.С.
     Павлов О.А.
     Первушина Т.В.
     Першина Л.П.
     Печенкина Л.В.
     Писакова С.Э.
     Пугнин Ю.В.
     Пугнин Ю.В.
     Риш К.
     Родионов М.В.
     Ройтберг В.И.
     Романенко Г.В.
     Роуг Л.
     Свидерский С.В.
     Сереброва Э.
     Симдянкин Е.Ю.
     Сиюткина Е.В.
     Собенков Р.И.
     Сокова Н.В.
     Суворов А.М.
     Сэй А.
     Сэр С.С.
     Толстокулакова И.Г.
     Федишин В.Е.
     Храмцова А.
     Чарторыжская А.
     Черевков А.С.
     Чмелёва Л.А.
     Шах Ю.
     Ярмолинская А.Л.
     Ariashari
     Eeshka
     Nutik
     Rabbit L.
     Richmund T.
    ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ: (7day) (30day) (Рассылка)
    11:40 Низовцев Ю.М. "О необходимости присутствия "
    26/11 Джонстон П. "Список смерти"
    26/11 Ледовский В.А. "Силы разные..."
    26/11 Кротков А.П. "Маски-шоу Павла Воткова"
    25/11 Небов К. "Потерянный ключ от забытой "
    25/11 Пен-Пен "Я - Секретный Босс среди мобов!"
    25/11 Петри Н.З. "Колесо превращений. Книга "
    24/11 Jackallionravenv "Омен Iv: Возбуждение"
    24/11 Бородин С.А. "Родославия"
    114. Тайна 2023/11/07 14:29 [ответить]
      Бред какой... Вам безбожниками и язычникам лишь бы соврать... Сказочки свои в уши льете
    113. *Смельдинг (smelding@yandex.ru) 2018/05/09 15:24 [ответить]
      церковь приложила все усилия, чтобы в глазах современников и потомков подчеркнуть свою роль в борьбе с Ордой. Именно поэтому в "Сказание о Мамаевом побоище" и были вставлены легендарные эпизоды о бла-гословлении Дмитрия Донского Сергием Радонежским и о посылке на брань двух "иноков": Осляби и Пересвета. Так Сергий Радонежский стал не только организатором монастырской реформы, которая сыграла громадную роль в подъёме авторитета церкви в целом и монастырей в частности, но и вдохновителем победы московского князя на Куликовом поле.
      
       Игорь Данилевский (доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ "Высшая школа экономики")
      https://rg.ru/2015/10/08/rodina-sergij.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen
    ()112. Миша Ставропольцев (Stavr.SokryshitelReligii@yandex.ru) 2018/05/02 13:39
          Комментарий и его автор заблокированы владельцем раздела. (Автор -- обычно на 15 суток.)
    111. *Смельдинг (smelding@yandex.ru) 2017/09/09 19:40 [ответить]
      Весьма символическим эпизодом противостояния православной Руси и языческой Орды под предводительством Мамая является участие в Куликовской битве двух монахов-схимников - Пересвета и Осляби, якобы направленных на помощь Дмитрию Ивановичу Московскому самим Сергием Радонежским - одним из наиболее почитаемых на Руси святителей.Участие и героическая гибель монахов в битве является ярким и живописным аргументом в пользу того, что битва велась в значительной степени (если не в первую очередь) именно за веру, а не за политические цели. Особенно впечатляюще описан в 'памятниках' поединок пожилого монаха Пересвета с ордынским богатырем Челубеем (Темир-мирзой), открывший Куликовскую битву.
      
      Между тем выступление монахов с оружием в руках против врага - явление совершенно экстраординарное, поскольку духовенству было запрещено брать в руки оружие. Кроме того, статус Пересвета и Осляби (если принять их участие в Куликовской битве за исторический факт) вызывает большие сомнения у специалистов по древнерусской истории. Согласно сохранившимся документам конца XIV в., Пересвет и Ослябя к моменту битвы были отнюдь не монахами (и тем более не схимниками, т. е. обладателями высокого иноческого сана), а боярами - причем на службе даже не у Дмитрия Московского, а у его тезки - Дмитрия Ольгердовича Брянского. Интересно отметить, что автор 'Задонщины' в какой-то мере сам себе противоречит: он называет Пересвета 'чернецом', но при этом пишет, что он 'поскакивает на своем борзом коне, а злаченым доспехом посвечивает', т. е. облачен не в монашеское одеяние, а в боевые доспехи.
      
      Современные исследователи даже сумели найти причину того, что Пересвет и Ослябя вошли в источники как монахи: оказывается, под конец жизни, после 1393 г., Ослябя и в самом деле принял монашеский постриг - не исключено, что даже в обители, основанной Сергием Радонежским (что, кстати, опровергает версию о гибели Осляби на Куликовом поле). В источниках Ослябя фигурирует как 'брат' Пересвета - возможно, они и в самом деле были близкими родственниками. Летописцы же, не вполне вникая в такие тонкости, сочли их 'братьями во Христе' - монахами одной обители. Впоследствии все эти детали оказались 'забыты' авторами 'памятников Куликовского цикла', и в результате Мамаю на Куликовом поле противостояли не два брянских боярина-воина (что было бы вполне заурядным эпизодом), а два монаха-схимника - что являлось уже событием из ряда вон выходящим и придавало Куликовской битве и вообще противостоянию русских князей с Мамаем характер 'священной войны
      
      Почекаев Р.Ю. (к.и.н., доцент) "Мамай: История антигероя в истории".
    110. Теплинская Мария Владимировна (marusia272@mail.ru) 2016/12/22 15:05 [ответить]
      > > 20.Автор
      >> > 19.Parfenov
      >Благодарю
      >>Вот это очень интересный момент. Автор взял за основу своей доказательной базы пиьсменные источники. По ним, как раз именно всё так и выходит. В них вообще очень много интересного найти можно. Вспоминается момент, о том КАК перед битвой молился Дмитрий Донской.
      >>НО, вот археологические исследования на ПРЕДПОЛАГАЕМОМ месте Куликовской Битвы не дают какого бы то ни было результата. И миноискатели не помогают. Нету "железяк" в том месте... Хотя кованые вещи тех времён сохраняются в земле куда лучше изделий из того же металла 19-20 вв. Вывод один, точнее два. Битва либо была в другом месте, либо её вообще не было...
      
      В Историческом музее выставлена кольчуга, якобы найденная на ТОМ САМОМ Куликовом поле. Вот только слишком уж новенькой она выглядит, никак не похоже, чтобы 600 лет в земле пролежала, скорее уж из какого-нибудь сундука извлекли. Одного не могу понять: историки наши что же, совсем идиоты? Или всех остальных идиотами считают?
      А насчет того, где была на самом деле Куликовская битва, я склонна согласиться с академиком Фоменко: в Москве она была, на Кулишках, где некогда было огромное поле. Мне, например, еще в детстве было непонятно, почему, скажем, того же Пересвета, погибшего между Непрядвой и Доном, повезли хоронить в Москву, а не в Троицкую обитель, если уж в то время его все считали монахом? А так все понятно: где он погиб, там его и похоронили, коротко и ясно.
      
      
      
      
    109. Теплинская Мария Владимировна (marusia272@mail.ru) 2016/12/22 14:45 [ответить]
      > > 56.Квашнина Елена Дмитриевна
      > Родители нарекали чадо языческим именем и в быту именовали им. Церковь давала христианское. Его носители использовали при необходимости.
      
      Автору это известно. В одной из книг он даже упоминает священника (!) по имени Упырь Лихой.
      
       Думаю, нет нужды говорить о двойной вере, сохранившейся в завуалированной форме и до наших времён, а уж в XIV в. широко распространённой.
      
      Но здесь ведь речь якобы о монахах!
      
      Язычество предавалось уничтожению аж на уровне упоминаний и терминов. Посему удивительно, что "инокам" оставили языческие имена, а не записали только лишь Александром и Родионом. Прокололись церковники или что?
      
      Не прокололись. Просто иначе было бы непонятно, что это за Александр и Родион такие.
      
      И, вот в дополнение, мне подумалось, не стоило бы принимать ту же "Задонщину", как абсолютно достоверный источник.
      
      Лев Рудольфович этого и не утверждает. Он лишь говорит, что "Задонщина" - источник более ранний, чем "Сказание о Мамаевом побоище", то есть, более близкий по времени к этим событиям.
      
      
      
      
      
    ()108. Bozkurt 2016/11/03 10:01
          Комментарий и его автор заблокированы владельцем раздела. (Автор -- обычно на 15 суток.)
    ()107. Bozkurt 2016/11/03 09:54
          Комментарий и его автор заблокированы владельцем раздела. (Автор -- обычно на 15 суток.)
    106. Миша Ставропольцев (Stavr.SokryshitelReligii@yandex.ru) 2016/09/19 22:31 [ответить]
      Приветствую
      
      Статья Замечательная!!! И обсуждение как всегда порадовало!
      
      Блин, если бы прочитал эту статью, года четыре назад, то пересмотрел Свою теорию... Сейчас же видно, до чего доводит противостояние с инНаьвАциоными учениями. Сколько Злости рождает(хамство младшей сестрёнки)!
      
      А насчёт Правоверных, так понятно почему они сапоги ордынские лизали, если бы не Тамерлан, то конец бы поклонению мертвечине наступил- от Татаро-Монгол, которые непонятно откуда появились- то ли Половцы, то ли Печенеги (Разорение земли Рязанской)!!!
       И ещё момент, на раскопках уничтоженных городов, не найдено нерусских черепов!!! И тогда ещё вопрос, кто торговал голубоглазым... иструментум вокало(Слово о полку Игоревым)
      
      
      
      Меня интересует пара вопросов, просто интересно:
      
      Что за персонаж такой- Челубей? Уж больно кликуха русская: в чело бей ;))
      
      И ещё у Рыбакова (книга про мифы) прочитал, такую вещь- цитата из Кывско летописи, по срокам аккурат совпадали с Куликовской битвой (текст точно не помню): Маскали во главе Димоном просерели битву Татарам... Это про, что? Таки какая битва?
      
      
      И Я слышал, что Дмитрий- святой, получил святость за разгром нет не Мамая (или кого там), а за истребление Ушкуйцев- которые нерусь с попам резали, освобождая русских из рабства!
      
      
      Как это знакомо:
      > > 105.Смельдинг
      >Меня, на самом деле, радуют и мелкие докапывания и столь же мелкое хамство.
      >Если, скажем, в ответ на книгу по языческой РУСИ, где тычешь оппонентов ... пятисотым "общепризнанным" враньем, в ответ следует радостный визг - "аааа, у него на сто-какой-то странице про английскую королеву написано неправильно, аааа!!" - понимаешь, что ПО ТЕМЕ КНИГИ оппоненты просто и вякнуть ничего не могут.
      
      Когда то на форуме(Авантюра- на технических темах) выступал, но к Моему сожалению... Оппоненты зачастую, просто не видели Моих ошибок, как случайных (описки или элементарное не знание), так и специально внесённых. Приходилось Самому их освещать... И тут начиналось... А это уже грустно и обидно!
    105. *Смельдинг (smelding@yandex.ru) 2016/04/11 12:45 [ответить]
      Меня, на самом деле, радуют и мелкие докапывания и столь же мелкое хамство.
      Если, скажем, в ответ на книгу по языческой РУСИ, где тычешь оппонентов в нос первым, вторым, десятым, пятисотым "общепризнанным" враньем, в ответ следует радостный визг - "аааа, у него на сто-какой-то странице про английскую королеву написано неправильно, аааа!!" - понимаешь, что ПО ТЕМЕ КНИГИ оппоненты просто и вякнуть ничего не могут.
      Ну и вот тут - если по основной теме оппонент "обтекает", надо ж хоть как-то докопаться... ну вот хоть до путаницы с названиями католических орденов, ага... Возразить-то больше нечего, и Гумеров со стаей подпевал печально булькает в луже...
    Страниц (4): 1 2 3 4

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"