|
| | | |
Стартовая страница / Обзоры
Виталий РомановОбзор. Май '02 |
|
Этот обзор будет выходить один раз в месяц, он субъективен, так как составлен на базе мнения одного человека. В общем, если именно такой вот (однобокий) анализ интересен - обзор стоит читать. А если нет - так и не надо его открывать, да и авторам принимать близко к сердцу не следует.
Первая, пилотная версия обзора, содержит не только, собственно, информацию, но и описание рубрик. В дальнейшем останется только смысловое наполнение.
Звезда на ладони
Ежемесячно рубрика будет содержать пять работ, которые, по моему мнению, заслуживают внимания читателя. Этот подраздел скорее для посетителя, который придет на "Предгорье" извне, а не изнутри, т.к. в рубрику "Звезда на ладони" чаще всего будут попадать известные на СИ, проверенные временем работы - имеющие хорошее место в рейтингах ТОП-40 или "Избранном"; работы, широко обсуждаемые; работы, побеждавшие на сетевых конкурсах, или просто профессиональные тексты. В общем, попасть в эту пятерку работ непросто. По возможности, я постараюсь, чтобы в "пятерку" попадали рассказы разных направлений - сказочная фантастика, фантастика-философия, фантастика-юмор, фэнтези, action, мистика, фантастика-утопия.
Итак, первая пятерка.
Аномалия Сказка о медных крыльях
Аномалия - один из интересных авторов СИ. Отлично пишет сама, помогает править тексты другим. Работы Аномалии отличаются хорошим качеством (при чтении не спотыкаешься, вообще забываешь, что данный текст - дело рук начинающего автора). Сохраняет легкий ореол тайны вокруг своего настоящего имени. :)
"Сказка о медных крыльях" - пожалуй, это фантастика-сказка, так бы я определил жанр. И еще, конечно, романтика.
"...Уставшим и охрипшим голосом рассказчик говорит: "Не бойся смотреть под ноги и не увидеть звёзд у себя над головой. Бойся смотреть в небо и не увидеть звёзд у себя под ногами...". А потом он смолкает окончательно, и уходит, не получив за свою сказку ни монеты, потому что слушатели его либо давно уснули, либо разбрелись по своим делам, устав от его двуликой истории, так непохожей на правду...
Шимун Врочек Три мертвых бога
"У-у-у! - скажут многие. - Сколько можно об этом рассказе?!".
Самому почти стыдно.Но только "почти". О мертвых богах Шимуна Врочека говорят все время и везде. С другой стороны, обойти вниманием эту работу было бы преступлением. Посудите сами. Второе место в рейтинге "Избранное Самиздата". Первое место в жанре "Фантастика" - рейтинг 6,93 х 104!!! И хотя рейтинга жанра "фантастика" официально не существует, все же нельзя не отметить, что пройти рубеж в 100 оценок удалось пока только одной работе.
"Три мертвых бога" были напечатаны в книге Шимуна Врочека и Вячеслава Доронина - "Герой ненашего времени". Если не ошибаюсь, также рассказ печатался в газете "Фантаст". Совершенно точно работа вошла во второй сборник авторов "Самиздата" - Вся неправда Вселенной" . По слухам, текст будет напечатан в аналогичном сборнике "Нескучного Жанра". В общем, солидный послужной список.
К какому жанру отнести работу? Здесь и история, и мистика, и action. Автору удалось найти удивительный сплав разных стилей.
"Мне сорок три года. Я родился двадцать семь лет назад, со дня же моей смерти прошло около семнадцати веков. Мое имя Тит Волтумий, а зовут Дмитрием Валерьевичем. Я старший центурион римского легиона, забывший как будет по латыни: упал-отжался. Моя жена -- рыжая красавица Надя, которая считает, что мертвые могут вселяться в живых. Ерунда! Мертвые могут вселяться только в мертвых...
Я тому подтверждение.
Игорь Гетманский Конвертер
Игорь Гетманский мало известен на СИ, т.к. практически не участвует в ежедневном общении авторов между собой, однако хорошие работы читает с интересом, даже иногда комментирует. Почаще бы. ;-) Любопытна история прихода Игоря на сайт. Он профессионал, публикуется в "ЭКСМО", на мой вопрос: "А зачем тебе СИ?", Игорь ответил: "Чтобы услышать мнение о своих работах". Вот ведь беда у человека - книги выходят тиражами по 10000 экз, а отзывов почти нет! А на СИ очень развита система общения. Побольше бы у нас было авторов с такими проблемами (а лучше тиражами)! :)))
Знакомство с творчеством Игоря предлагаю начать с рассказа "Конвертер". Action. Поклонникам динамичных повествований рекомендую.
"Гриффитс повернулся к нему и задумчиво покачал головой:
- Дело в том, мистер Ричардсон, что капитан корабля 56-13 мистер Скотт был моим другом. И не только другом - компаньоном. Буквально за пятнадцать минут до его гибели мы вели оживленную радиобеседу, конечно на своем, закодированном, тарабарском языке. Я ведь знаю, что патрульные службы иногда грешат радиоперехватом: Так вот. Он был весел и пьян и возвращался с добычей, - Гриффитс остро взглянул на Дейла, а у того снова дернулись вниз уголки рта: вот оно, Гриффитс знает! Но насколько много? И что не знает в этой истории Дейл?"
Олег Козырев Квота на жизнь
Часто из-под "пера" Олега выходят недозревшие работы, которым бы хорошую обработку, чтобы "заиграли". Однако, идей у Олега существенно больше, чем времени на их тщательную доводку. За что Олег был неоднократно ругаем. :)
Рассказ "Квота на жизнь" удивил меня. Честно слово, не ожидал такой глубины...
Вероятнее всего, будет правильным отнести этот рассказ к подвиду "фантастика-философия".
Вам пришел официальный документ, простая бумажка, странная бумажка, но на ней приговор - вам осталось жить три дня. Маленькая трагедия маленького человека.
Работа напечатана во втором сборнике авторов "Самиздата" - "Вся неправда Вселенной". Справедливости ради надо отметить, что далеко не все члены жюри поставили "плюс" этому тексту.
"Через три дня я умру.
Это какая-то ошибка! Только не я. Этого не может быть. Этого не должно было случиться! Я надеялся, что моя соседка умрет гораздо раньше. Уж больно безобразно она себя вела в последние дни. Все знали, что ей оставалось жить недолго, поэтому, когда соседка в очередной раз включила музыку слишком громко - быстренько вызвали полицию и оформили ей снятие квот.
И вот сегодня повестка пришла не ей, а мне!!!"
Mayra Пламя свечи
Когда-то (уже можно сказать - давно) с этого рассказа началось наше знакомство с Mayrой. По моей просьбе Сергей Чернодятлов рассматривал "Пламя" в одном из своих литобзоров. Сергей жестко критиковал Mayry, по его мнению, подобных текстов в интернете много. Я не так начитан, как Сергей, у Сергея огромный опыт... Мне рассказ нравился тогда, нравится и сейчас, а уж вторичен он или нет - пусть судит читатель.
Стиль - фэнтези, философия. Работа включена в сборник авторов СИ "Вся неправда Вселенной".
"- Извини, старик! - ухмыльнулся нечистый, невозмутимо попыхивая трубкой. - Подвернулась одна выгодная сделка. Как говорится, дружба дружбой...
На лбу Алоизиуса выступил холодный пот, а ноги отказались служить. Он упал на колени и стал молить об отсрочке страшного приговора. Дьявол сперва нахмурился, но потом рассмеялся, потому что был, как все лишённые совести натуры, не чужд некой извращённой сентиментальности.
- Идёт! - заявил он, хлопая униженного поэта по плечу. - Даю тебе отсрочку! Или вот что. Обещаю отпустить тебя совсем и забыть о нашем уговоре, если ты напишешь что-нибудь гениальное, пока горит эта свеча."
Смотреть все обзоры
The winner take it all
наши в большой игре
В эту рубрику будет включаться информация о публикациях на бумаге авторов СИ, о призовых местах на престижных сетевых конкурсах, какие-либо другие заметные достижения. В первую очередь - информация о публикациях. Широко распространено мнение, будто бы на СИ живут одни графоманы, которые "пришли сюда потому, что не смогли ничего добиться в других местах". Это не так, совсем не так. На СИ есть хорошие авторы. Надеюсь, что со временем их будет становиться все больше и больше. А подтверждением моего тезиса о том, что на СИ есть сильные авторы, будет служить эта рубрика. Так как эта первая версия обзора, возьму на себя смелость "обозреть" все, что было опубликовано за последние полгода. В дальнейшем листинги будут включать только публикации за последний месяц.
В январе 2002 года в издательстве "АСТ" вышла третья книга Бориса Долинго - "Понять Вечность". Две первые публикации Бориса состоялись в "Армаде", новая, вот, уже в другом издательстве. Материала третьей книги пока нет на сайте "Самиздат". Более ранние работы Бориса можно найти на "Самиздате", кое-что можно найти здесь
В марте 2002 года в "ЭКСМО-Пресс" вышл авторский сборник Игоря Гетманского "Планета безумцев". Это уже третья книга Игоря, которая издается "ЭКСМО". В нее вошли: роман "Планета безумцев" и повесть "Парадоксы связности".
В январском номере "Звездной Дороги" опубликован рассказ Бориса Долинго "Прерванный полет". Анонс.
К сожалению, целиком текста я не нашел.
В февральском номере "Звездной Дороги" опубликован рассказ Ивана Безродного "Саламандра". Анонс.
В "Мире Искателя" #1 за 2002 год опубликован рассказ Игоря Гетманского "Не смей обижать слабых"
В журнале "Искатель" #1 за 2002 год вышла повесть Игоря Гетманского "Все хорошо, что хорошо кончается".
В 6-ом номере "F-Hobby" опубликован рассказ Сергея Палия "Гости".
В 12-ом, декабрьском номере 2001 года журнала "Порог" опубликован рассказ Лоры Андроновой "Черная полоса".
Фух! Пока, пожалуй, хватит. Устал что-то. Уж больно много получается. Продолжим в следующий раз.
Уважаемые авторы СИ! Если вы хотите, что информация о вашей публикации (состоявшейся или грядущей) попала в этот обзор - пожалуйста, сообщите об этой публикации письмом на адрес [email protected], а также (по возможности) укажите линк на работу (в журнале, издательстве - на Си я сам найду).
За пределами галактики
Рубрика будет содержать информацию о некоторых интересных событиях, которые происходят за пределами СИ и "Предгорья". На некоторое время телепортнемся в параллельные миры и посмотрим, чем там занимаются аборигены?
Вскоре будут подведены итоги конкурса КЛФ (ориентировочный срок - 18 мая). Участники писали рассказ на тему "Зачем возникла Вселенная?". Судит конкурс профессиональное жюри, в нем известные авторы, а также издатели: "Центрполиграф" ("Наша Фантастика"), "Сталкер", "Звездная Дорога", "Массаркаш", "F-Hobby", "Порог". От СИ в конкурсе участвуют порядка десятка авторов.
Все рассказы можно почитать здесь. Их обсуждение здесь.
Шальной метеорит
На то он и шальной: куда попадет - никому не известно (пока не попадет). Эта рубрика скорее для внутреннего использования авторами СИ: разбор ошибок, поиск параллелей с другими работами, размышления о замеченных недостатках... Просьба не обижаться - метеорит-то шальной. ;-)
Сел Алек Тот-кто живет-в-шкафу
Работа вошла в сборник "Вся неправда Вселенной". Однако, недавно мне в руки попала книга "Наша фантастика" #1 за 2000 год, издательство "Центрполиграф". В этом сборнике есть рассказ, очень перекликающийся с рассказом С.А. Советую почитать, сопоставить.
Василий Мидянин "Ночной монстр"
""то произошло глубокой ночью, спустя мгновение после того, как потревоженная внезапным движением воздуха тяжелая штора мягко ударилась об оконное стекло. Королев очнулся с мерзким ощущением болезненной скованности во всем теле, словно кто-то невидимый, тайком подкравшись из темноты, умелыми ледяными прикосновениями парализовал ему нервные окончания."
"Чудовищные визиты повторялись каждую ночь в течении шести недель. После полуночи монстр без имени неподвижно и молча стоял у окна, терпеливо ожидая, когда его очередная жертва сойдет с ума от страха, стоял до тех пор, пока измученный мальчик не проваливался обратно в болезненное забытье. Королев перестал играть, перестал учиться, почти совсем перестал есть. Обеспокоенные родители пытались вывести мальчика из депрессии, показывали его маститым врачам, но на что он мог пожаловаться людям, которые были искренне уверены в том, что динозавры вымерли миллионы лет назад? Рассказать им, что один из беспокойных духов тьмы каждую ночь дежурит в его комнате, надеясь пополнить свою коллекцию ампутированных конечностей свежими экземплярами, и что на расстоянии его удерживает пока лишь странное ограничение, придуманное мальчиком в последнюю минуту - не приближаться к намеченной жертве, пока та не обратит на тебя внимания?.."
Написано здорово и сильно.
Александр Кинский Змей Горыныч: Охота на героя.
Как-то, при отборе работ для второго сборника, модератор сайта (то есть Максим Мошков) привел нам эту работу в пример, как образец юморного текста. Народ с интересом сходил, почитал. Повысказывал свое мнение. Вероятно, именно поэтому сейчас на сайте лежит "Охота на героя", версия 2.0
Новую версию пока прочесть не успел. Максим Мошков считает, что стало лучше. Автору хочется лишь пожелать успехов (т.к. он совершенно случайно был покритикован, раз уж его привели в пример). И еще хочу порекомендовать Александру прочитать работу Дмитрия Скирюка "Иван-дурилка" из третьего альманаха "Наша фантастика", 2001 год. К сожалению, работа пока не имеет линка, вероятно, ее нет в сети
http://www.rusf.ru/almanah/n_01/index.htm читая этот рассказ, временами удивлялся - до чего иногда похожими бывают сюжеты у совершенно разных авторов!
Марк Певзнер Зачарованные огнями
Обнаружилась некая параллель с рассказом "На закате эпохи" -
Автор применяет один и тот же прием, когда все решается, по сути, последним абзацем. Автор проводит читателя через все повествование, оставляя его в недоумении - где ответ на вопрос? И лишь на финише, в самом конце ставится точка.
"На закате эпохи":
"Также неспешно я вынул из внутреннего кармана перетянутую резинкой пачку долларов и подтолкнул к нему. Я видел насколько он потрясён. В его глазах застыл немой вопрос.
- Я тоже видел как дракон расправляет крылья на рассвете, - только и сказал я.
Мы сидели, смотря друг другу в глаза, двое, бывшие заклятые враги, одни в этом гигантском городе, в чужом мире, на закате Великой Эпохи."
"Зачарованный огнями":
"Теперь же у меня осталось несколько дней, чтобы проститься со Сказочной Страной, с феями и единорогами, эльфами и цветами. Со всем тем, что я так любил, что было частью моей жизни.
Моей прошлой жизни. Минуту или столетия назад, до того, как я встретил зачаровывающие огни людей."
Меня терзают смутные сомнения. Скажу сразу, что не уверен, но... Ведь были еще рассказы, где Марк заканчивает текст именно таким приемом. Вероятно, это один из фирменных приемов автора. Вопрос - если поставить истории друг за другом, скажем, в авторский сборник, не будет ли читатель утомлен применением одного и того же "финта"?
Тем более, что если в рассказе "На закате эпохи" завершающий абзац ставит точку, но оставляет читателя в раздумьях (то есть, по сути, служит стартовой ступенькой к размышлениям), то в "Зачарованном огнями", как мне показалось, автор просто ставит точку в рассказе, и никакой дороги дальше не получилось (?). Это вопрос.
Давайте еще раз подумаем. Вот финал "На закате":
"Я тоже видел, как дракон расправляет крылья на рассвете..."
и у меня сразу же возникает резонанс в душе - грусть о том, что ушло. Тоска об эпохе, ведь у каждого она своя... О времени, что уже не вернешь, что живет только в памяти...
И Юрий Шевчук:
"Голодное море, шипя, поглотило
Осеннее солнце, и за облаками
Вы больше не вспомните то, что здесь было,
И пыльной травы не коснетесь руками.
Уходят в последнюю осень поэты,
И их не вернуть, заколочены ставни..."
И Игорь Тальков:
"Ностальгия, ностальгия, нас уже здесь нет.
Мы другие, мы другие, и возврата нет, в край ушедших лет.
Ностальгия, ностальгия, по надежде той, по любви былой -
- Ностальгия..."
Читаю финал "Зачарованный огнями":
"Моей прошлой жизни. Минуту или столетия назад, до того, как я встретил зачаровывающие огни людей."
Почему-то не звучит никакой мелодии внутри. И нет полета души, ни грустного, ни радостного. Автор технично закончил рассказ, изящно выведя его на неожиданный финал. И все. Все?
Ну вот. Для первого раза, полагаю, достаточно. "Шальной метеорит" будет включать и критические разборы работ, построчно, по грамматике и орфографии. Просто в этот раз подвернулись достаточно сильные и интересные работы.
Не исключено, что в обзоре появятся новые рубрики. Свои замечания и предложения, по ошибкам, по структуре обзора - просьба высказывать. Надеюсь, что с течением времени, благодаря обратной связи, обзор будет улучшаться.
С уважением, VR
| |
|