Аннотация: Размышления о вере и неверии. О фарисействе и лицемерии. О догматизме и суевериях. О возвращении веры в добро и справедливость.
О рабстве в "христианской" Америке
Две страны - два народа.
...Недавно мы побывали на Восточном побережье Америки, в главных её городах: Нью Йорке, Вашингтоне и Бостоне. Первые и самые сильные впечатления - американцы работают много и напряжённо. И второе сильное впечатление - страна Америка, состоит будто из двух стран и двух народов.
В том же Нью Йорке, мы первую неделю жили в Гарлеме. И там я понял, что это только пропагандистский миф, что в Америке, люди, все граждане живут в этом "плавильном котле рас и наций", хорошо. Оказывается, здесь богатство сосуществует с реальной нищетой и это видно невооружённым глазом. И кажется, белый расизм и неравенство в отсутствии культурных навыков и традиций, обусловлены давними обычаями и историческими привычками.
Когда мы, на метро ехали в Гарлем, мне бросилась в глаза грязь и неуют тесных станций подземки, а дребезжащие на стыках вагоны, сделанные из металлических листов, напоминали большие консервные банки. В вагонах сидели в основном негры, усталые и часто дремлющие в ожидании своих остановок.
Мне вспомнилось лондонское уютное, чистое метро и я стал думать почему так происходит. А жена подсказала мне ответ на этот вопрос.
Дело в том, что в лондонском метро ездят на работу и с работу многие люди из среднего класса, в том числе служащие из разного рода правительственных учреждений. И они, естественно стараются сделать эти поездки удобными и не обременительными. А тут, похоже никто из муниципальных и государственных служащих в районе для "чёрных" не живёт и потому, никто не озаботится состоянием этого метро.
Нечто подобное происходит сегодня и в России, во многом потому, что младореформаторы, во времена русской Контрреволюции, взяли за образец социальное устройство не Западной Европы, а именно Америки... (Но об этом я уже много писал в своих статьях)
Уже позже, в штате Мейн, в "сельской Америке", наша знакомая объяснила нам, что слой среднего класса" в Америке очень тонок и не влиятелен. В основном население Америки разделено на "два народа". Есть тонкая прослойка богачей, которым принадлежат основные богатства и власть, и им прислуживают люди с высшим образованием, - "американские интеллигенты". А другая, большая часть населения страны - бедные, защитить права которых редко кто берётся. Это не выгодно материально, но ещё и опасно, потому что вас могут заподозрить в "большевизме", видя в таких защитниках прав пролетариев, сторонников революции.
Может быть поэтому, в Америке, просто нищих и голодающих намного больше, чем во всей Западной Европе. Об этом говорит публикуемая в самих Штатах, статистика.
Может быть поэтому же, среди двух с половиной миллионов заключенных, большинство составляют чёрные мужчины ещё молодого возраста. Наверное поэтому же белые полицейские только за последние годы застрелили на улицах более четырёхсот чёрных мужчин и женщин.
Получается так, что если ты чёрный - значит ты на подозрении и в тебя можно стрелять в самых необязательных случаях. Оправдания этому злодейству всегда найдутся!
Одной из страшных подробностей прошлой жизни в Америке, которая сказывается и сегодня, является чёрное рабство, а позже, угнетённое состояние рабочего класса, мало чем отличавшееся от рабства! (Кстати, читая историю рабства в Америке, я узнал, что в начале колонизации, существовало и белое рабство, когда должники, обязаны были отработать свою задолженность у богачей).
Сегодня, уже не в рабовладельческой, а в капиталистической Америке, чёрные люди и рабочие так же зависят от своих хозяев и владельцев собственности, как зависели чёрные рабы или рабочие на предприятиях Форда, от своих хозяев!
И вторая особенность Америки - все увлечены материальной стороной жизни. Но ведь Иисус Христос ещё говорил - "Не хлебом единым жив человек!" И он имел ввиду прежде всего свободу человека от физического, но главное от духовного рабства. А погоня за деньгами и сытой жизнью и есть самое страшное рабство. Из этого вырастают пороки жадности, насилия и эгоизма. И эта сторона жизни в Америке, намного хуже чем в Европе, в той же Англии. Здесь, на мой взгляд, вполне по Марксу, выстроен уже социализм с человеческим лицом! И это произошло не без влияния Великой Русской революции.
А в США - это влияние не столь ощутимо и потому, капитализм присутствует здесь в чистом виде. До сих пор!
Об этой особенности "цитадели мировой демократии" я буду писать в книге об Америке, первая часть которой уже опубликована в интернете и которая называется "Америка, глазами английского русского"
Вместо предисловия:
"...В 1857 г., по пресловутому делу Дреда Скоттаон (Верховный суд" постановил, что каждый американский гражданин имеет право взять с собой на любую территорию всякую признанную конституцией собственность. Конституция признает рабов собственностью и обязывает правительство Союза защищать эту собственность. Следовательно, на основании конституции владельцы могут принудить своих рабов к труду в территориях, и каждый отдельный рабовладелец может, таким образом, вводить рабство в свободных до сих пор территориях против воли большинства колонистов. Законодательные собрания территорий лишались права запрещать рабство, а на конгресс, наряду с правительством Союза, возлагалась обязанность защищать пионеров рабовладельческой системы."
"Право пользоваться свободой - это одно из тех совершенных, наследственных и неотъемлемых прав, которые принадлежат всему роду человеческому и которых они (рабы) не могут быть лишены... Свобода слишком дорога сердцу человека, чтобы отказаться от нее ради любых земных соображений". С.Макдоуэлл Мур
Наши друзья, во время недавнего путешествия по Восточному побережью США, повезли нас в "музей рабства", расположенный неподалеку от Вашингтона Ди СИ - Округ Колумбия. (Вашингтонов в Америке много) А точнее - это было поместье, в котором до Гражданской войны, жили и работали чёрные рабы.
Дом владельцев поместья стоял на бугре, на солнцепёке и представлял из себя трёхэтажное здание вместительное, удобное и даже красивое.
Экскурсовод благожелательно объясняла нам, кто из фамилии построил этот дом и кто после, несколькими поколениями заселял этот дом. Как бы мимоходом, она заметила, что здесь, в поместье работало немного рабов, и что у Джорджа Вашингтона было около трёхсот рабов.
Ну, а я, вдруг подумал, что, как могло существовать рабство в среде американских христиан, в том числе и протестантов. Ведь, большинство американцев и по сию пору считают себя верующими, а многие представляются христианами.
"И как же тогда, с именем Иисуса Христа на устах, белые рабовладельцы-христиане, а других среди них тогда не было, оправдывали владение рабами: их покупку и продажу. Тут должен был быть какой- то аргумент, - думал я - который оправдывал бы такое нечестивое нехристианское владение человека другими человеками.
Ведь очевидно было даже в те времена, что африканцы - это тоже люди, только с другим цветом кожи и отставшие в социальном и материальном развитии"
Закончив осмотр дома, мы обошли бывшее поместье и я, уже вдалеке от "барского" дома, увидел помещение в котором жили рабы. Оно не имело стеклянных окон и и отверстия в стене просто закрывались деревянными ставнями.
Я попробовал представить жизнь этих несчастных и ночи, проводимые ими в этом доме и содрогнулся.
А потом, разматывая в голове логическую цепочку фактов, вспомнил, что и русские дворяне имели крепостных и тоже называли себя христианами.
"Как же так - думал я. Они, что не понимали, что Иисус Христос свое учение проповедовал прежде всего, чтобы сделать рабство недостойным занятием достойного человека!"
По приезду домой, я стал искать в интернете ответы на свои вопросы и вот какой материал я накопал:
"Даже такой известный демократ как Томас Джефферсон полагал, что черные люди не могут быть членами локкианского социального контракта, связывавшего вместе участников американской республики: "Права человека..., теоретически и идеально будучи правом каждого человеческого существа от рождения, на практике применялись в Соединенных Штатах только к белым: черные рабы исключались из рассмотрения, поскольку при допущении, что они тоже являются человеческими существами, они были еще и собственностью, и там, где права человека вступали в конфликт с правами собственности, собственность преобладала."
Обосновывая рабство, апологеты рабовладения, в их числе были и благочестивые батюшки, изобрели теорию неполноценности африканских негров:
"...Святые отцы проповедовали необходимость для рабов нести свой крест и безропотно повиноваться хозяевам. В колониальный период появляются различные варианты теории так называемого божественного предопределения рабства негров. Извращая текст Библии, расисты утверждали, что негры - прямые потомки Хама, Каина и прочих отрицательных персонажей Священного писания. В своей фантазии они доходили до того, что объявляли негром даже змея искусителя."
Оправдывая рабовладение "святые отцы" стали изобретать разного рода богословские теории"
"К числу наиболее ранних и упорных мифов принадлежит миф о "проклятии Хама". Согласно ему, подчиненное положение афро-американского народа и система сегрегации отвечают божьей воле, нашедшей свое выражение в Библии. Фактически в ряду обоснований угнетения негров это не первый миф: поскольку само угнетение началось с работорговли и обращения негров в рабство и поскольку в результате этого африканец становится предметом собственности, самое раннее обоснование этого прибыльного промысла заключалось в отрицании существования у негров человеческих качеств..."
"Как подметил Алексис де Токвиль "В древности раба удерживали лишь оковы и смерть, южане же нашли способы сохранения своей власти, основанные на рассудке. Они, если можно так выразиться, одухотворили деспотизм и насилие. Древние лишь стремились помешать рабу освободиться от своих оков, а наши современники постарались лишить его стремления к свободе".
"Таким образом, и рабовладельцы, и священнослужители делали ставку не только на вооруженное подавление выступлений негров, но стремились и духовно и морально разоружить рабов. Служители культа проповедовали среди негров фатализм, покорность судьбе. Они стремились убедить негров в том, что для них нет и не может быть выхода из рабского состояния, что непокорные рабы будут преданы проклятию и попадут в ад. Только покорность, только терпение, выполнение заветов церкви обеспечат рабу возможность попасть в рай, где нет ни бедных, ни богатых, ни рабов, ни рабовладельцев..."
Вот такие цитаты, присутствуют в работах историков-профессионалов и даже в курсовых студентов, пишущих об истории Соединённых Штатов Америки. Из такой курсовой я и брал эти цитаты!
Все эти аргументы, напомнили мне нынешнее положение вещей, когда американцы и словом и оружием пытаются уверить всех, что потеря суверенитета - это благо для завоёванных оружием и пропагандой, современных государств, наций и народностей!!!
Когда плантаторам и их прислужникам не удалось уверить всех в благотворности рабства для самих рабов, тогда на помощь призвали "науку" и появились расистские теории оправдывающие главенство белого человека:
"...Среди расистских идеологов велись оживленные дебаты о том, была ли черная раса неполноценной по происхождению, в силу естественных причин, или же она стала таковой в результате длительной эволюции. Долгое время преобладала точка зрения, основывающаяся на Священном писании, что человечество, все его расы имели общее происхождение. Ее сторонники доказывали, что разделение на расы происходило постепенно под воздействием в первую очередь климатических и естественно-географических условий. Обретенные белой и черной расами биологические, психологические и иные различия объявлялись неискоренимыми..."
"...В 40-50-е годы распространяется и становится господствующей другая точка зрения, призванная обосновать разное происхождение человеческих рас. Ее наиболее известным выразителем стал Джошуа Нотт, антрополог из Нового Орлеана. Заявив, что ученый не может основывать свои суждения на Ветхом и Новом завете, Нотт объявил, что существуют более древние источники, доказывающие, что черная и белая расы были разделены изначально. К таким источникам он относил, в частности, древнеегипетские скульптуры, которые, по его убеждению, ясно свидетельствовали о наличии уже в тот период "белой и черной расы". Негры, по Нотту, принадлежали к самым варварским племенам земли, которые могли принести какую-то пользу цивилизации, только будучи обращенными в рабство. Антрополог-расист, любивший выступать в массовых аудиториях, стремился иллюстрировать свои доводы доступными примерами, особенно часто напоминая слушателям, что у негров не было даже собственного алфавита..."
"В 40-50-е годы XIX века возникает особая школа расистской антропологии. Одним из ее признанных лидеров был Самюэль Картрайт, председатель медицинской ассоциации штата Луизиана. Его заключения и наблюдения стали достоянием всей "новой" антропологической школы и влились в рабовладельческое мировоззрение.
Вещество, определяющее цвет кожи негров, утверждал Картрайт, содержится также в их мозгу, нервной системе, мышечной ткани. Оно детерминирует все поведение чернокожих, в том числе их специфические болезни, к которым Картрайт относил, в частности, "мошенничество" и "склонность к побегам".
Подобные "заключения" наводнили сочинения расистских авторов. В одном из романов, например, утверждения аболиционистов, что белый хозяин мог позволить себе ударом кулака сбить негра на землю и лишить его чувств, "опровергались" суждениями о том, что кожа и мышечная ткань негров обладают такими свойствами, что о них должен разбиться кулак любого белого..."
Оправдание рабства, зашло со временем очень далеко и расистскую теорию о превосходстве белых, развили до утверждения, что рабство является гарантом демократии
",,,Апология социальных отношений, сложившихся в южных штатах, и острая критика капитализма на северо-востоке оставались ведущей темой рабовладельческой идеологии. Господство частной собственности, разделение людей на эксплуататоров и эксплуатируемых рассматривалось как естественное состояние человечества, фундаментальная первооснова любого общества. Речь шла о том, какая из двух существующих эксплуататорских форм - капиталистическая или рабовладельческая - была наилучшей. При их сравнении идеологи рабства потребовали поставить во главу угла социальный критерий: жизненные условия рабов и рабочих, а также капиталистов и плантаторов.
Многие защитники рабства, впитав идеи Кэлхуна, доказывали, что наемные рабочие, по сути, те же рабы, но только находящиеся в гораздо худших жизненных условиях. При этом приводились такие аргументы: в отличие от черных рабов белые рабочие не имеют гарантированных источников существования, вынуждены наниматься под угрозой безработицы даже за "голодную" заработную плату; в случае болезни, инвалидности и по наступлении старости все они остаются совершенно без средств существования, в то время как черные рабы, их жены и близкие с момента рождения до смерти надежно защищены отеческой опекой хозяев. Указывалось также, что среди рабов, в отличие от наемных рабочих, нет бездомных, нищих, бродяг.
Особое внимание уделялось сравнению черных рабов и свободных негров, при этом умело препарированная статистика призвана была доказать, что "свободные негры гораздо чаще совершают преступления, что в массе своей они бездомны, предпочитают, будучи поражены ленью, слоняться без работы, короче говоря, деградируют сами и усугубляют социальные проблемы общества в целом"
"...Профессор политэкономии из Виргинии Т. Дью настойчиво писал, что, с одной стороны, только черное рабство может гарантировать демократические права белого населения в целом. Ликвидация рабства, согласно его логике, приводит неизбежно к тому, что работу черных невольников должна выполнять часть белого населения. Эта часть оказывается в таком униженном положении, что воспринимает хозяев в качестве антагонистов и пытается оттеснить их от власти. Именно такая ситуация, доказывал Дью, складывалась в северных штатах. С другой стороны, в южных штатах выполнение самой трудной работы черными невольниками автоматически повышало социальный статус и чувство достоинства низших слоев белого населения, формировало в их сознании убеждение, что относительно рабов они и белые богачи составляют единое целое - правящий класс. Только благодаря черному рабству, настаивал он, политические права и свободы могли быть распространены на все белое население и, следовательно, утвердить подлинно демократическое правление. Демократия и республика, заключал Дью, располагают шансом сохраниться только в рабовладельческом обществе, причём, если белая раса хочет иметь их в качестве общего достояния, она заинтересована в увековечении чёрной расы..."
Мне кажется, что Гитлер и его приспешники создавая теорию избранности "белокурых бестий", во многом опирались на софистику подобных теорий и доказательств изначального неравенства, существующего в человеческом обществе.
Осуществление этой нацистской теории на практике, стоило человечеству более пятидесяти миллионов жизней. И если бы не подвиг советских людей - интернационалистов, во времена страшной великой битвы за свободу и достоинство человека, то вполне возможно, что даже сегодня на земле тут и там слышались выкрики "Хайль Фюрер".
Совсем не удивительно, что американские "демократы", и их приспешники в Европе из числа стран союзников немецких нацистов, сегодня ставят на одну доску Гитлера и Сталина! Ведь надо как -то оправдаться и уверить всех, что не американское рабство и теории его оправдывающие, а советский социализм, были причиной разного рода расистских и нацистских теорий в Европе!
Эти циничные сравнения, вопреки историческим фактам, пытаются обелить идеологов нового социального неравенства-рабства и вместе облить грязью своих противников, коммунистов - интернационалистов!
Сегодняшние теории о "золотом миллиарде" передовых стран и остальных, предназначенных для служения этим "избранным", во многом являются перепевами тех сектантских и нацистки-расистских теорий, которые существовали несколько столетий в Америке и Европе. Сегодня, идеологи современного капитализма, пытаются стереть эти тёмные пятна из истории своих стран, обвиняя во всех грехах "коллективистов и большевиков" совершивший Великую Октябрьскую революцию в России, направленную против рабства во всех его разнообразных формах и видах. Именно поэтому главной идеей Русской Революции был Интернационализм угнетённых. Именно поэтому, разного рода защитники рабства, обрушились на идеи интернационализма и уже после Второй мировой войны, объединились под знамёнами антикоммунизма и антисоветизма.
...Что касается самой России, в которой и произошла эта Великая Революция, повлиявшая на историю всего мира, то она, как и Америка долгие века была христианской страной в которой рабство существовало в форме крепостничества и где церковники, тоже оправдывали его существование, изобретая разного рода мифы и теории о извечности такого рабства!!!
Но об этом в следующей статье...
Обожение человека, как цель эволюции.
Размышления о будущем.
ЭПИГРАФ 1: "Зло - это недостаток добра..." Святой Августин
ЭПИГРАФ 2: "В социальной истории можно сравнивать множество объективных показателей - например среднюю продолжительность жизни, количество населения и проч.
Можно даже доказать, что эмоциональная жизнь более сложного общества богаче и
разнообразнее.
Но психологами накоплены данные, демонстрирующие поразительное
обстоятельство: долгосрочный баланс положительных и отрицательных эмоций слабо зависит от внешних условий. Поэтому, надежда на то, что социальные изменения
способны, сами по себе, сделать людей более (или менее) счастливыми, заведомо иллюзорна. Обратившись же к субъективным оценкам, полученным через опросы, мы и вовсе запутаем дело, поскольку актуальная удовлетворенность решающим образом зависит от динамики потребностей и ожиданий, а обыденные представления о прошлом подвержены разрушительной аберрации..."
А. Назаретян: "Векторы социальной эволюции"
...Сразу вспомнилась марксистская схема развития человеческого общества из школьных учебников: "Первобытное стадо - рабовладельческий строй - феодализм - капитализм - социализм - коммунизм..."
Думаю, что в общих чертах, и сегодня, можно таким образом обрисовать прошлое, настоящее и будущее человечества.
Оттого, что последнюю формацию в СССР так и не удалось построить, ничего не изменило в общей схеме развития человечества.
Если учитывать, что в Западной Европе и в США во многом уже построен "социализм с человеческим лицом" по-прежнему называющийся капитализмом, то становится очевидным подмена, частными научными взглядами критиков коммунизма, общей теории развития человечества.
А попытка высокую степень физиологического довольства, - к чему стремиться сегодняшнее общество потребления - сделать счастьем и главной целью развития человечества, просто не выдерживает критики с позиций "человека разумного". Может быть с позиции "логики свиней" это и так, но в таком случае мы забываем неоспоримый факт, что человек не свинья, а существо духовное. Почему он и встал во главе эволюции и чем дальше, тем больше становится похож на божество, из совсем ещё недавних по происхождению, мифов и легенд.
Чем действительно сегодняшний космонавт или физик-ядерщик, отличается от Зевса-Громовержца греческих мифов!?
С другой стороны, сегодня, социальные формации описанные в теории Маркса, в чистом виде уже нельзя найти. Капитализм в некоторых странах, стал больше похож на социализм, а феодализм в форме клановости, в той или иной мере присутствует во всех социальных системах.
О чём это может говорить?
Прежде всего о том, что социальный прогресс существует и что, тем не менее, вполне возможны варианты развития событий, особенно в долгосрочной перспективе, которые приводят ко "вторичному одичанию" и забвению баланса инеревсов, некогда достигнутого в социальной области. Иначе говоря, прогресс не представляется нам прямой линией или процессами только возрастания свободы, справедливости и братства.
В качестве примера, можно указать на "забывание" достигнутого и впадение в историческую "дикость" в средневековой Европе, во времена после крушения Римской империи. Да и недавний пример разрушения Союза и превращения России в страну, где воссоздаётся "первоначальный капитализм", о многом говорит...
И ещё, это показывает, что нет каких-то чистых моделей теоретически предсказанных и осуществлённых на практике
Сегодня, в мире сосуществуют множество социальных формаций, начиная с рабовладения и кончая странами с коммунистической идеологией. И поражение "советского социализма", вовсе не означает забвения идей свободы, равенства и братства, провозглашённых ещё Иисусом Христом в Новом Завете, а потом распропагандированных Карлом Марксом и Лениным .
Просто подтверждается тезис, что развитие общества процесс, в котором несколько векторов развития часто сочетаются двигаясь по сути в одном направлении реализации идей прогресса человечества...
Теория избыточности биологических видов в процессе земной эволюции, в определённом смысле связана с теорией избыточности социальных типов и формаций человеческих сообществ. Сегодня, наряду с капитализмом, на земле сосуществуют и социализм, и феодализм, и рабовладение, и даже "первобытное стадо". Уже не говоря о разного рода "помесях" тех или иных социальных систем.
Почему и для чего это надо? Почему это является реальностью в сегодняшней человеческой истории?!
Видимо, его величество "Случай" управляет нашим будущим и даёт человечеству шанс выжить, при необходимости приноравливаться к экстремальным, а может быть и катастрофальным обстоятельствам, возможным в будущей земной истории, как социальной, так и природной.
Удивительный случай проявления такого управления, произошёл, совсем недавно по историческим меркам - в 19-ом веке. История создала германский фашизм и его фюрера - Адольфа Гитлера, а параллельно - Советский Союз с Иосифом Сталиным во главе.
В первом случае, история, словно пробуя, что получится, создала реальную угрозу человечеству, но позаботилась и о том, чтобы создать силу, которая эту угрозу нейтрализовала и уничтожила...
Само стремление человечества в космос, доказывает возможность некоей целевой установки, направленной на выживание человечества в случае угрозы самоуничтожения или космической природной катастрофы на Земле. Но вполне возможно, что всё во вселенной делается для воссоединения человечества с "точкой Омега", олицетворяющей в себе божественное творческое начало. Об этом, глубоко и проникновенно говорил антрополог и богослов Тейяр де Шарден в своей книге - "Феномен человека".
Развитие человечества в сторону обожения, чем далее тем более очевидно. Людоедство и первобытное рабство остались далеко позади в истории "человека мыслящего" и сегодня, вполне реален выход человека в глубокий космос.
Такое стало возможным благодаря прогрессу, как технически-материальному, так и духовно-интеллектуальному. Количество скептиков, отрицающих стремление и возможность попадания человечества в чудесное, но неизведанное будущее, только подчёркивают актуальность идеи теозиса-обожения.
Глобализация мира, особенно заметная в последние десятилетия показывает и доказывает нам, что идеи сосуществования, сострадания и объединения, подготовлены не только религиозными установлениями на взаимопомощь и любовные отношения между людьми, но и многими достижениями науки и промышленности.
Я имею ввиду прорыв в космос, создание мобильной связи и возникновение компьютерной цивилизации, которые невозможны были бы без сотрудничества стран и учёных всего мира...
И здесь надо вспомнить то, чему учил своих последователей Иисус из Назарета, позже названный Христом. Он говорил, что Бог - это любовь и призывал отказаться от права силы и предложил простую формулу достижения единения с Богом - непротивлением злу, насилием.
Он говорил: "Возлюби ближнего, как самого себя...". А в другом месте: "Если ударили по левой щеке - подставь правую..."
И ещё Он говорил: "Любите врагов ваших и благодетельствуйте тем, кто вас гонит..." Иначе говоря, Иисус из Назарета призывал людей не воевать, а сотрудничать, не ненавидеть, а любить...
Уже тогда, две тысячи лет назад Иисус Христос предвидел кризисы несоответствия развития технологий и уровня человеческих отношений и призывал, готовясь к встрече с Богом - воссоединение с "точкой Омега - отказаться от любого насилия, в пользу любви и сострадания...
По тем временам, это была немыслимая идея и потому, его предали и казнили как революционера, представители той идеологии, в которой следовало жить по законам биологического мира: "Око за око и зуб за зуб..."
Но именно Христова идеология любви и взаимопомощи, нашла своих адептов в среде "униженных и оскорблённых", и казавшаяся такой нелепой и нежизнеспособной идея всеобщей любви, в те времена господства голой силы, со временем стала мировой религией...
Более того и "Царствие небесное" сегодня, мы можем воспринимать как прообраз будущего, о котором и говорил Спаситель, проповедуя своим ученикам "Новый Завет" отрицающий "закон силы", как исчерпавшую себя идеологию Древнего Мира...
Тем самым, Иисус из Назарета посеял семена христианства, которые вызревали в человеческом сообществе, а сегодня становятся идеологией уже обозримого будущего, идеологией очередного этапа развития человечества уже не только в условиях Земли-матери, но во всей Вселенной...
... Недавно, в интернете я посмотрел видеоматериал, в котором с удивительной ясностью и логикой доказывается, что символы и ритуалы христианства, это продолжение и развитие символики знаков Зодиака, а Иисус из Назарета, наследует черты Бога Солнца, животворящего и вечного.
Но для меня, как впрочем и для миллионов верующих христиан, буддистов, мусульман и представителей других конфессий, не важно насколько первичны символы и ритуалы в религиозных культах, откуда они пошли, и где впервые появились. Для меня важно само существование религий, которые и помогли духовной эволюции человечества достичь таких высот жизни.
С древнейших времён религия помогала человеку реализовать свою социальную природу и жить сообществами, в которых прививала, законы и табу общежития, освящённые авторитетом Бога или Богов.
Эти законы и традиции, внедрялись в сознание многих и многих поколений, накапливая интеллектуальную базу человечества, которую сегодня называют ноосферой.
Ритуалы в религиях служат инструментом воспитания человека и человечества, являются переносчиком знаний и инструментом эволюции - их значение в развитии человеческого духа трудно переоценить.
"Религиозные предрассудки" - так называют религиозную символику, догматы и ритуалы современные атеисты - по сию пору служат объединению человеческих сообществ и внедрению культуры общения и сотрудничества, через веру, а не через насилие.
Другой вопрос, что в плоско понятом православии, (как впрочем во всех мировых религиях) догматы и предания затмевают суть и смысл учения Иисуса Христа. И восстановление этого учения в незамутнённом виде - задача сегодняшних религиозных реформаторов!
Человеческий язык - одно из самых грандиозных достижений земной эволюции и прежде всего эволюции человеческого духа, позволил наши мысли и догадки оформить в некую информационную систему, становящаяся сегодня материальной базой, позволяющей человечеству вырваться в просторы космоса и открывает грандиозные цели и перспективы, для дальнейшего развития человечества на планете Земля...
В то же время, недавняя история, показала нам, что сообщества и государства, исповедующие атеизм, очень быстро деградируют в социальном плане. Тому примером может послужить развал Советского Союза, где атеизм и антирелигиозная пропаганда, разрушили социальные связи и преемственность не только культуры, но прежде всего нравственности, то что русские люди называют совестью и честью.
Общество, задуманное и строившееся как воплощение идеи всеобщего братства человечества, превратилось в последние десятилетия существования СССР в атомизированное сообщество эгоистов и социальных люмпенов, во главе с парт номенклатурой.
И такая моральная и нравственная деградация, грозит не только разрушением традиционных общественных структур, но и впадением в первоначальную дикость, победой инстинкта разрушения и смерти.
Вспоминается теория Фрейда о сосуществовании на пространствах человеческой жизни постоянной борьбы инстинкта созидания и жизни, с инстинктом разрушения и смерти.
Сегодняшняя атеизации жизни, вытеснение из человеческих сообществ идей светлого будущего, подмену высоких целей сиюминутным самодовольством биологического инстинкта, может привести человека к физической деградации, когда геи и лесбиянки постепенно станут не болезненным исключением из общих форм земной жизни, а правилом, благодаря которому, вымрет "человек мыслящий".
Инстинкт удовольствий постепенно занимает всё большее пространство в нашей социальной жизни, а это опасно для выживания и развития рода человеческого.
Фрейд говорил ещё, что человеческая культура, есть продукт репрессивных и стрессовых состояний и она развивалась под постоянным давлением неблагоприятной природной среды и необходимости выживать в этом жестоком и беспощадном мире. Во многом, религиозные табу, законы ограничивающие индивидуальный произвол, удерживали человечество от впадения в первоначальную дикость и самоубийственное следование инстинкту удовольствия.
Стоило забыть об этом или позволить себе почивать на "лаврах" и социальная структура, некогда великих и сильных империй, разрушалась и падала в прах сластолюбия и изнеженности, раздавленная силой варварского энтузиазма и нового религиозного самоотречения...
Духовная эволюция, достигает наибольшего напряжения, в моменты неустроенности и сильных страданий-переживаний, когда тот или иной развитый до уровня мыслящей материи биологический вид, делает неимоверные усилия, чтобы избавиться от физического или психологического стресса, и в конце концов находит в себе энергию преодоления полосы неудач, социальной нестабильности или природных катастроф.
Именно эта направленность на устранение дисбаланса и заставляет искать и находить цели и средства необходимые для развития вида.
Это касается и человечества.
Нечто подобное происходит и сегодня, то есть уже в новейшие времена...
Древний Рим рухнул, стоило римлянам уверовать в свою непобедимость и непогрешимость. Византия пала утратив способности и волю сопротивляться нашествию мусульман.
Английская империя, перешла в разряд "многих" стран, стоило англичанам поверить, что они во все времена будут великими. СССР рухнул, когда к власти в стране пришли партийные номенклатурщики уверяющие всех и себя, что социализм - это вечное и нерушимое состояние, что он уже построен в СССР.
Они перекрыли все каналы критики и самокритики своей власти и в итоге, казавшийся вечным Союз рухнул, легко и трагически внезапно...
Свободные дискуссии, как в науке, так и политике позволяют человеческому обществу использовать весь потенциал человеческой мысли и духа и тем самым, не останавливаться в движении к обожению, которое и является тем процессом, который позволит человечеству достичь, ныне не представимых высот в своём развитии!
Сегодня, я думаю, именно свобода слова и свобода печати, спасает человеческое сообщество, от загнивания и падения в безмозглую диктатуру силы денег...
Ещё одна цитата из статьи Назаретяна:
"Сначала выделим те линии последовательных изменений, которые эмпирически
прослеживаются на протяжении социальной истории и предыстории и при необходимости, могут быть выражены количественно:
- Рост технологической мощи. Если мускульная сила гоминида, по крайней мере со
времени питекантропов оставалась, судя по всему в пределах одного порядка, то
способность концентрировать и целенаправленно использовать энергию увеличилась
(от каменного топора до ядерной боеголовки) на 12-13 порядков.
- Демографический рост. Несмотря на усиливавшуюся мощь орудий, в том числе (и
даже, прежде всего) боевых, и периодически обострявшиеся антропогенные кризисы, в долгосрочном плане население Земли умножалось. Сегодня численность людей превышает численность диких животных, сравнимых с человеком по размерам тела и по типу питания, на пять порядков (в 100 тыс. раз!).
- Интеллектуальный рост. Архантропы, научившиеся веками поддерживать огонь и
производить стандартизированные орудия по заданному образцу, обладали заведомо
более развитыми психическими функциями (мышлением, памятью, вниманием, волей),
чем хабилисы, пользовавшиеся простыми отщепами. Так же очевидно превосходство палеоантропов над архантропами при сравнении продуктов культуры Мустье, ("палеолитическая индустрия", индивидуальные захоронения и т.д.) с продуктами шельской и ашельской культур.
Считается, что нейрофизиологические структуры мозга неоантропов за последние
35-40 тыс. лет не претерпели существенных изменений. Тем не менее с развитием и
сменой типов культуры увеличивался информационный объем социального и индивидуального интеллекта. Например, неолитическому земледельцу и скотоводу требовался значительно более масштабный охват причинно-следственных связей, диапазон
прогнозирования событий и планирования действий, чем его предку - охотнику и собирателю...
Исследования же по информатике, исторической психологии и лингвистике показывают, с каким трудом давалось людям овладение интеллектуальными техниками, логическими процедурами и моделями (чтение, письмо, счет, приемы аргументации, знания о мире и проч.), которые представляются нашему современнику элементарными.
Благодаря специфическим механизмам свертывания информации и"вторичного упрощения", иерархизации языковых и смысловых структур накапливавшийся поколениями опыт обеспечивал увеличивающуюся емкость информационных блоков, когнитивную сложность и эффективность интеллектуальной работы. Тем самым возрастали временная и смысловая глубина коллективной памяти и устойчивость духовной культуры в динамически меняющемся мире.
- Рост организационной сложности. Стадо ранних гоминид, племя верхнего палеолита, племенной союз неолита, город-государство древности и так далее до зачатков мирового сообщества - вехи на том пути, который Ф. Хайек назвал расширяющимся порядком человеческого сотрудничества. С усложнением социальных структур (которое, как и интеллектуальный рост, сопряжено с фазами "вторичного упрощения" - когда совокупное повышение сложности обеспечивается унификацией несущих подструктур) увеличивались масштаб группового самоопределения, количество формальных и неформальных связей, богатство ролевого репертуара, разнообразие деятельностей, образов мира и прочих индивидуальных особенностей.
Скептик без труда укажет на негативные последствия исторических изменений по
технологическому, демографическому и даже интеллектуальному (информационному) и
организационному векторам. Не вдаваясь в пустую полемику о том, перекрывается ли
негатив позитивом, еще раз подчеркну, что векторы выделены не по параметру
"лучше-хуже", а по параметру "больше-меньше". Сама по себе констатация векторности способна служить аргументом в пользу единства человеческой истории, но не дает оснований для оценочных суждений. Некоторый повод для таких суждений мы получим, выделив еще один, пятый вектор исторической эволюции, который, однако, менее очевиден и поэтому, в отличие от предыдущих, не может быть представлен просто как эмпирическое обобщение. Что же позволило семейству гоминид, нарушивших сотни тысяч лет назад естественный баланс агрессии и торможения, сохраниться до наших дней?
Исследуя этот вопрос методом исторических и историко-психологических сопоставлений, ученые обнаружили характерные корреляции между технологическим потенциалом общества и качеством выработанных культурой механизмов саморегулирования, а также факты катастрофического развития событий в случаях, когда указанная корреляция нарушается.
В итоге удалось сформулировать общеисторическую зависимость, названную законом техно - г у м а н и т а р н о г о б а л а н с а: чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества.
На многообразном материале конкретной истории от палеолита до наших дней
прослеживаются прежде всего негативные проявления этой зависимости, связывающей три параметра - технологический потенциал, качество культурных регуляторов и
жизнеспособность социума.
При всей уникальности ситуаций конкретной истории вырисовалась обобщенная причинная схема обострения антропогенных кризисов.
Диспропорция в развитии инструментального и гуманитарного интеллекта влечет за
собой всплеск экологической и геополитической экспансии. Последняя обеспечивается
специфической психологией экстенсивного роста - ощущением всемогущества и безнаказанности, представлением о мире как неисчерпаемом вместилище ресурсов. Увеличиваются население, социальные и индивидуальные потребности, которые равно или
поздно сталкиваются с ограниченными возможностями их удовлетворения. Возникающие фрустрации усиливают взаимную агрессивность, социальные беспорядки разрывают организационные связи. Подорвав природные и (или) политические основы существования, общество становится жертвой собственного декомпенсированного могущества..."
...На мой взгляд, эта длинная цитата, даёт нам реальное представление о тех этапах, которое прошло и проходит человечество в своём движении в будущее.
Я полностью разделяю мнение учёных-оптимистов, которые утверждают, что рождение человечества и его развитие, движется "снизу вверх", - от первобытной дикости к обожению человека и реализации его безграничных творческих возможностей.
Приведу ещё одну длинную цитату из интересной и глубокой работы А. Назаретяна, которая избавляет меня от формулирования уже известных констатаций:
"Описано несколько переломных эпизодов общечеловеческой истории,
когда передовые культуры, справившись с глобальными по своему эволюционному
значению антропогенными кризисами, прорывались в новые исторические эпохи. Да-
лее пунктирно обозначу эти эпизоды.
1. Первичное формирование в нижнем палеолите над инстинктивных протокультурных регуляторов, ограничивших внутри стадную агрессию за счет переноса ее (агрессии) на "чужаков". Тем самым было обеспечено дальнейшее существование гоминид и их развитие путем грегарного отбора (от греч. gregus - стадо) в условиях, когда искусственные средства нападения заметно превзошли естественные средства защиты при одновременном ослаблении природных инстинктов.
2. Неолитическая революция (X-VIII тыс. до н.э.) - переход от высоко затратного
присваивающего (охота, собирательство) к производящему хозяйству (земледелие,
скотоводство), сопровождавшийся сменой нормативного геноцида и людоедства зачаточными формами коллективной эксплуатации со своеобразным симбиозом сельскохозяйственных и "воинственных" племен. Глубокая комплексная перестройка стала
ответом на кризис верхнего палеолита, предельно обострившийся из-за небывалого развития охотничьих технологий, которое привело к истреблению популяций и целых видов животных и ужесточению межплеменной конкуренции.
В процессе верхнепалеолитического кризиса, предшествовавший ему демографический рост
сменился резким сокращением населения (по некоторым данным, в 8-10 раз), и
лишь с освоением сельскохозяйственных приемов население вновь стало быстро
расти.
3. "Городская революция" (V-Ш тыс. до н.э.) - образование крупных человеческих
агломераций, строительство ирригационных каналов, появление письменности и пер-
при высокой концентрации и совместной деятельности больших коллективов.
Последовала за распространением бронзовых орудий, очередным демографическим
взрывом и обострением конкуренции за плодородные земли.
4. "Революция осевого времени" (середина I тыс. до н.э.): в передовых, но еще
слабо связанных между собой обществах почти одновременно появились мыслители,
политики и полководцы нового типа - Заратуштра, иудейские пророки, Сократ, Будда,
Конфуций, Кир, Ашока, Сунь-цзы и др., преобразовавшие до неузнаваемости облик
человеческой культуры. В ту эпоху авторитарное мифологическое мышление впервые
стало вытесняться мышлением личностным, оформились общие представления о добре
и зле, о личности как суверенном носителе морального выбора, сформировалась
высшая инстанция индивидуального самоконтроля - совесть как альтернатива
безраздельно доминировавшей прежде богобоязни. Изменились цели и методы ведения
войны: количество жертв перестало служить мерилом боевого мастерства и предметом
похвальбы, примитивное насилие и террор частично уступали место приемам
агентурной разведки и "политической демагогии"...
Осевому времени предшествовало вытеснение дорогостоящего, тяжелого (подвластного лишь физически очень сильному мужчине) и хрупкого бронзового оружия более дешевым, легким и прочным железным, что позволило заменить профессиональные армии своего рода народными ополчениями. В результате войны сделались чрезвычайно кровопролитными, а это при сохранении прежних ценностей и норм грозило крахом наиболее развитых обществ. Таким образом, духовная революция осевого времени также стала ответом культуры на опасный разрыв между новообретенной технологической мощью и качеством выработанных предыдущим историческим опытом механизмов самоограничения.
(Указанные стадии, хотя и с хронологическим отставанием, успели пройти также
изолированно развивавшиеся культуры Америки. Имеются свидетельства того, что
появление европейских завоевателей застало передовые общества обоих американских континентов в состоянии глубокого кризиса и в преддверии духовной революции, аналогичной осевому времени. Аборигены же другого изолированно развивавшегося континента - Австралии сохранили образ жизни, культуру и психологию палеолита, так и не дожив до верхнепалеолитического кризиса, неолитической революции и т.д.)
5. Промышленная революция, сопровождавшаяся развитием и распространением
идей гуманизма, равенства, демократии, международного и индивидуального права,
становлением ценностного отношения к феноменам войны и мира.
Экологическим основанием промышленной революции стало внедрение "щадящих"
технологий производства с более высокой удельной продуктивностью. Ей предшествовал затяжной кризис сельскохозяйственной культуры в Западной и Восточной Европе (XII-XVII века) с бесконтрольным экстенсивным ростом, разрушением экосистем, массовыми смертоносными эпидемиями. Развитие сельскохозяйственных технологий обернулось очередным эволюционным тупиком, как задолго до того - развитие охотничьих технологий.
В свою очередь становление промышленного производства, повысив энергетическую мощь человеческого усилия, дало новый импульс демографическому росту, экологическим, идеологическим и геополитическим амбициям. Как и прежде в подобных случаях, разрешение одного кризиса стало началом дороги к следующему...
6. Сегодня цивилизация нашей планеты переживает очередной глобальный кризис,
обстоятельства которого принципиально описываются схемой техно-гуманитарного
дисбаланса: интеллект достиг такого операционального могущества, что выработанные в предыдущем историческом опыте средства сдерживания, перестали отвечать новым требованиям; носитель разума опять сделался смертельно опасен для самого себя.
Огромные операциональные возможности поставили современного человека перед
историческими задачами, не имеющими прецедентов по своей грандиозности. Среди
них - кардинальное устранение политического насилия (прежде культуры выполняли
сравнительно более простую задачу упорядочения насилия), целенаправленное
вторжение в самые интимные основы бытия (контроль над воспроизводством, генная
инженерия и т.д.). В этих условиях традиционные формы морали, почти всегда строящие групповую солидарность на размежевании (они - мы), часто становятся неадекватными, а потому контр продуктивными..."
...Странно, что в схему уважаемого автора не вошло ещё одно имя, которое и спасло человечество в период очередного кризиса человеческой цивилизации. Это имя - Иисус Христос, который оставил нам "Новый Завет" и по которому, стараясь, насколько это возможно, следовать Его заветам, жили и живут христианские страны Старого и Нового света.
Но такая странность присутствует в большинстве научных теорий, объясняющих историю эволюцию человечества только материальными причинами.
Однако не только я уверен, что одним из важнейших факторов развития человека и выхода из животной среды, являлась религия, то есть связь человечества с чем более высоким, чем сам человек - то есть с Богом, пусть понимаемым как всеобъемлющий символ Добра!
Именно социальная революция, помимо технических революций, связанная прежде всего с именем Иисуса из Назарета и позволила постепенно изменить мир и отношения между людьми. А вместе с людьми, менялись и экономические формации, приведя нас к новым, божественным возможностям, открытым человеческим разумом за прошедшие две тысячи лет существования христианства.
Сегодня, во многих развитых странах, христианство помимо собственно христианской церкви, является сутью национальной культуры.
Иначе говоря, христианство как религия, растворилось в народной культуре и при внешней секуляризации, внутренне именно принципы Нового Завета, стали теми базисными принципами культуры, которые и позволяют этим народам двигаться вперёд, решая множество проблем, возникающих в процессе неравномерного несбалансированного развития технологий и социальных отношений.
И тем не менее, становится очевидным, что капитализм, как социальная система отношений между людьми и управления человеческими сообществами, исчерпывает себя.
На мой взгляд, сегодняшнее отставание социального развития общества, от всё ускоряющегося прорыва в будущее технологий, прежде всего информационных, является и главной причиной глобального кризиса, который охватил сегодня весь мир. Пока он носит характер финансового кризиса, но в его основании лежат нерешённые вопросы человеческих взаимоотношений, несбалансированность распределения доходов и попытки "элит", уверить всех, что они имеют право не только на привилегии, но и на эксплуатацию человека массовидного...
Но, как уже не один раз бывало в истории человечества, люди смогут решить и разобраться и в этом клубке противоречий, и через осознание необходимости преодоления социального и национального неравенства, прийти к такому состоянию общества, в котором достижения науки и техники будут использоваться во благо всего человечества, во благо всех людей живущих и тех, кто будет жить в будущем!
Подлинное христианство - это учение интернациональное. Иисус Христос говорил, что среди верующих, нет "ни эллина, ни иудея...". Это можно понимать, как призыв к стиранию не только национальных, но и государственных границ.
Надо пояснить, что подлинное христианство, это не только догматы и ритуалы, которые были введены в обиход церковной жизни, намного позже времени жизни, проповеди Нового завета и трагической смерти Иисуса из Назарета.