Аннотация: Попытался показать основные черты общих понятий: Истории, Веры и Спорта. Это пока всё, но уже есть метафизика Разврата и пишу метафизику Любви и Ненависти.
"...Философия - с точки зрения здравого человеческого рассудка - есть, по Гегелю, "перевернутый мир". Своеобразие нашего подхода требует соответственно предварительной характеристики. Ее мы получаем из двоякого свойства всякого метафизического вопрошания.
Во-первых, всякий метафизический вопрос всегда охватывает метафизическую проблематику в целом. Он всегда и идет от этого самого целого. Во-вторых, всякий метафизический вопрос может быть задан только так, что спрашивающий - в качестве спрашивающего - тоже вовлекается в него, т. е. тоже попадает под вопрос. Это послужит нам указанием: наш метафизический вопрос должен касаться целого и отправляться от сущностного местоположения нашего вопрошающего присутствия. Мы задаемся вопросом здесь и теперь, для нас. А наше присутствие - в сообществе исследователей, преподавателей и учащихся - определяется наукой. Какое существенное событие происходит в основании нашего человеческого бытия из-за того, что наука стала нашей страстью?" М. Хайдеггер. Что такое метафизика?
Метафизика человеческой истории.
"Вся история восходит к Иисусу и из него исходит. Появление Сына Божиего есть ось истории."
Фридрих Гегель.
...Внешняя, материальная сторона жизни современного человека за последние сто лет изменилась радикальнейшим образом. Мы живём в громадных городах, летаем на самолётах в отдалённейшие уголки света, высадились на Луну и возвратились на землю, клонируем животных и человека, пользуемся услугами радио, телевидения и компьютерами...
Но внешне, человек за эти годы мало изменился, да и внутренне остался человеком со всеми чувствами, переживаниями, очарованиями и разочарованиями...
Глядя на окружающее нас великолепие и несметные богатства человеческой культуры, мы не можем не задумываться о том - а что же будет дальше с нами лично и с человечеством вообще?
Очевидно, что умереть нам так или иначе придётся и, скорее всего в недалёком будущем, а потому, встает вопрос о нашем месте как человеков и человечества как такового, в истории Земли и и космоса...
Невольно всплывает громадный вопрос: в чём сущность человеческой истории и каковы пути человечества в будущем?
На мой взгляд, определяющим фактором человеческого развития стало противостояние и борьба противоположных тенденций в мире живого вообще. Это противостояние, борьба противоположностей порождает энергию движения, благодаря которой человечество развивается в направлении обожествления не только себя, но и природы вообще.
Я полагаю, историю человека как биовида, как венец эволюции живой природы, определяют противостояния и противоречия составляющие сущность человека. С одной стороны, это базовый набор инстинктов, доставшийся нам от наших далёких предков по животному миру, а с другой, собственно проявления человеческой жизнедеятельности, таких как инструментальный разум и коллективистское сознание, составляющие отличие рода человеческого от самых высокоразвитых видов животных и обезьян - наших ближайших родственников по генеалогическому древу жизни...
Однако, нельзя обойти молчанием загадочность возникновения динамического порыва, который и предопределил дальнейшее развитие человека мыслящего. Можно предположить, что был такой момент в истории, когда некая сила извне воздействовала на пралюдей и таким образом, наделила человечество энергией движения достаточной для отделения этого вида от общего древа жизни.
Можно разными словами и образами представлять этот процесс, находящуюся под маской Мистера Х, или Миссис Случайность, однако без такой фигуры очень трудно представить себе в человеческих понятиях и категориях момент, когда именно человек прямоходящий, превратился в хомо сапиенс сапиенс...
Однако, в этот раз, не будем углубляться в эту чрезвычайно сложную и интересную тему, но шагнём дальше и попробуем определить, что же является действенной силой человеческой истории, или иначе - человеческого развития?..
Сегодня существует несколько версий - гипотез, которые описывают не только место возникновения или рождения биовида человек разумный, но и дальнейшее расселение этих пралюдей, постепенное освоение ими земных пространств...
Последнее время, благодаря находкам и открытиям археологов, все больше исследователей склоняются к гипотезе, что пралюди впервые осознали себя людьми, тысяч двести лет тому назад, в тёплых лесах экваториальной Африки. Оттуда, они, после какой-то катастрофы, известной нам по Библии под именем Грехопадения, расселились на пространствах Европы и Азии, а позже передвинулись в Северную Америку, а потом и в Южную...
В определённом смысле, это передвижение и открытие Нового Света, проделали уже во второй раз, в Средние века европейские мореплаватели сократив временные рамки.
Можно сказать что люди, проделали тот же путь, но на протяжении всего нескольких поколений. Опираясь на историю открытий Нового света мы по аналогии, можем восстановить процесс продвижение наших далёких предков не только по воде, но и по суше, в течении многих и многих тысячелетий...
Но мы, вместе с тем не должны, забывать побудительные мотивы того энергетического порыва, который возглавили мореплаватели: Христофор Колумб, Васко де Гама и десятки, сотни их сотоварищей и последователей.
Сегодня, объясняя тот прорыв мы склонны побудительной причиной называть выгоды экономические, забывая причины, а точнее главную причину, способствовавшей не только организации человеческого сообщества в племена, народы, нации, впоследствии сформировавшие государства и империи...
Этой причиной было религиозное чувство, которое, в конце концов и было тем побудительным мотивом, толкнувшим пралюдей на поиски лучших земель и лучших условий жизни. А самой главной причиной, конечно было желание найти, осуществить, завоевать для рода человеческого бессмертие или жизнь вечную, преодолев силу смерти, стоявшую на пути к свободе человека и его преображению в сущность божественную, независимую и вечную.
Первоначально, религиозное чувство складывалось как ритуал поклонению предкам в попытках преобразовать жизненную субстанцию в форме двойной жизни - здесь, на земле в трудах, опасностях, заботах, и там, на том свете, в царстве мёртвых, куда мы все, рано или поздно переходим и где жизнь течёт по совершенно другим законам и правилам..
Можно говорить о религиозности, как о чём - то присущем только человеку и служащей главной причиной - побудительным мотивом движения человечества, его развития, всё дальше и дальше удаляясь от животных, и всё ближе приближаясь к миру Богов или Бога, который и есть основная цель и причина самоусовершенствования человечества...
Но, наша животная сущность, наши инстинкты всячески противятся излишним перегрузкам и физическим, а главное интеллектуальным и потому, тайна Бога приоткрывается для нас через мифы, легенды и сказания, понемногу, постепенно и медленнее, чем мы хотели бы.
Чтобы только задуматься о причинах возникновения жизни на Земле, и попытаться проследить историю развития самого человечества, потребовались долгие века обмена информацией. А для этого понадобилась речь, которая в конце концов и вызрела, в итоге долговременного общения человека с человеком. Определяющим фактором объединения вида в коллективы, явилась сравнительная слабость человеческой особи, давление хищников и природных катаклизмов, преследовавших человечество на всём пути его становления.
Фрейд говорил, развивая теорию становления человечества, что человеческая культура порождена "репрессиями, когда животная природа преследовала людей на протяжении долгих тысячелетий.
Именно борьба природных сил в человеке и вовне его, привела к появлению, в определённый момент, особей нового вида - Человека мыслящего. Однако долго ещё человек и человечество боролись за своё выживание и существование. И главным препятствием в очеловечивании, была связь с природой и рефлекторные импульсы, названные учёными инстинктом...
Но именно столкновение в нас животного и человеческого начала и порождает энергию противостояния, которая даёт человечеству силы двигаться все вперёд и вперёд, всё выше и выше, все ближе и ближе к подлинному обожению.
В этом и состоит подлинная сущность человеческой истории, о которой с таким вдохновением и в форме различных интеллектуальных теорий, говорили и говорят нам учёные и философы, богословы и монахи-аскеты!
История человека и человечества не представляет собой прямой и предопределённый путь. Чем ближе мы подходим идеалу, к великой, но недостижимой цели, тем медленнее и неувереннее мы движемся и наш путь, становится похож на извилистое спонтанное движение не только вперёд, но иногда и далеко назад, возвращаясь в уже освоенное и пройденное прошлое.
В русском православии, в девятнадцатом веке был даже специальный термин - "обратный ход".
Надо отметить, что наша религиозность часто принимает формы неверия, и так было во все времена великих революций. Последний опыт, опыт отрицания религиозных корней, опыт государственного атеизма в Советском Союзе, показал нам пагубность этого движения вспять, этого протеста, который вместе с искривлениями и ошибками религиозной практики, решил отказаться от идеи Бога вообще.
И мы видим, что в течении нескольких десятилетий, та часть человечества которая обожествила человека и поставила его - несовершенного и мятущегося на божий пьедестал - потерпела в начале моральную, а потом идеологическую - экономическую катастрофу...
Но всё что не делается под небом земным - все на пользу человеку. Пример тотальной секуляризации и атеизма, даёт нам пищу для размышлений и жизнеопределяющих выводов. И потому, мы можем сегодня сказать, что нельзя уничтожать одну из составляющих, производящих энергию стремления к цели, так как на месте уничтоженного сочетания противостоящих друг другу принципов существования, образуется "чёрная дыра" тотального неверия и утраты смысла существования, грозящего возвратом человечества к животной жизни, тем самым к самоуничтожению человека как биовида и прекращению человеческой истории...
... Однако, история религиозного чувства в человеке учит нас тому, что вера может не только быть "локомотивом истории", но и тупиком, из которого нет выхода в будущее.
Основополагающим принципом любой веры является стремление к свободе, освобождение от пут инстинкта и природных ограничений. Там, где в религии на место свободы, становится слепое послушание и религиозный обряд, подменяет стремление к обожению, к открытию принципов свободного и радостного бытия, возникает равнодушие и желание спрятать за обрядом, возрождающийся инстинкт.
Нечто подобное возможно в религиозных конфессиях, которые, по тем или иным причинам остановились в своём развитии и стали тормозом на пути движения к обожению, к соединению с Богом...
... Начиная новый цикл статей, под названием "Метафизика жизни современного человека", я хотел бы в жанре эссе, попробовать сформулировать некоторые моменты проблемы существования современного человека в мире обыденности и социальной рутины. Буду пытаться анализировать факты и явления социальной жизни в окружающем нас мире и попробую делать вовсе не научные, а скорее обывательские выводы, отражающие мою точку зрения на происходящее вокруг меня, вокруг нас. А уважаемому читателю решать насколько глубоко, и остроумно я смог увидеть эти факты и явления, и согласится или не согласиться с моими выводами.
Пусть нас не смущает кажущаяся мелочность и сиюминутность поднимаемых тем, ведь кто-то очень точно подметил, что: "Дьявол сокрыт в деталях". В конечном итоге, любой путь начинается с первого шага, часто неуверенного, а иногда и в противоположную от цели, сторону. Вот и мы, не рассуждая шагнём, а потом уже будем определять,туда ли движемся.
К тому же, всегда есть надежда, что при наличии такого средства общения, как интернет, нас быстро поправят наши читатели, если мы ошибёмся в выбранном направлении...
Метафизика веры.
Что есть Бог?!
"...Определение Бога. Бог - название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических и деистических религиях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог ("Бог Авраама, Исаака и Иакова") и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных. В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия)..." Из Википедии
Бог - это любовь. Иначе говоря, Бог это некая абстракция понимаемая как некий нравственный закон, первопричина бытия невидимая, неосязаемая и немыслимая.
Выражение Бог - творец, подразумевает под собой причину возникновения Вселенной, которая сначала была необитаема и состояла из неживой материи. Но со временем, случилось чудо и из неживого получилось живое. Возможно, этот процесс начался после попадания на землю зачатков жизни из Космоса, как некое послание Бога - Первопричины. Возможно, жизнь зародилась на земле благодаря стечению обстоятельств - то есть была реализована возможность зарождения жизни из неживой материи. Об этом существует много разных теорий, о которых можно почитать на досуге в интернете.
Но в любом случае, большая священная тайна заключена в этом перерождении живого из неживого именно на Земле. Когда и как это происходило, тоже глубокая тайна, разделённая на два больших вопроса. Первый вопрос:
Как из неорганической природы, появилась природа растений! Иначе говоря, как из камня, появились деревья, кустарники и травы?!
И второй вопрос:
Как и когда из растений, родились первые живые существа или иначе - животные и в конце концов прачеловек?!
Третья тайна заключена в чудесном появлении Человека мыслящего, выделившегося из несметного количества видов животных! Мы можем предполагать, что скорее всего это происходило посредством эволюции и развития всего живого на планете Земля. Но возможно, случился некий акт креационизма в случае вмешательства извне!
...разделяю точку зрения учёных настаивающих на том, что в начале была первоматерия состоящая из газов и был процесс, а потом, в следствии взаимодействия этих газов, образовались раскалённые сгустки первовещества ставшие звёздами, образовав несметное количество галактик, состоящих в свою очередь из планетных систем. Одна из таких систем - Солнечная, в продолжении процесса, выделила из себя планету Земля, на которой и зародилась жизнь!
Выше описанные процессы настолько сложны, что их более или мене адекватно можно передать только через мифы, полные символов и умолчаний.
Вот первые, самые важные строки о сотворении мира Богом, из Библии:
"В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так.
И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо..."
Сложность процессов создания Вселенной, с трудом укладываются в голове даже сегодня, поэтому, проще было изобразить Сотворение через символы, понятные людям того времени!
Жизнь развивалась медленно, но неостановимо, а процессы становления Земли в качестве родины живого разнообразны и до конца ещё не изучены, и вряд ли когда-нибудь это изучение будет закончено.
Однако, для нас важен процесс в результате которого, благодаря развитию в животном мире определённых качеств в течении многих тысячелетий подготовки, возникло прачеловечество, постепенно развиваясь и превращаясь в человека, как такового! Подвиды человека прямоходящего, эволюционируя и конкурируя между собой, выделили из своей среды некое существо со "смешанной кровью", которое расплодилось и заняло главенствующее положение Царя природы!
Учёные антропологи утверждают, что человечество имеет возраст около двухсот тысяч лет и за это время, из "человека дикого", путем множественных мутаций, превратилось в "человека современного".
Но для нас важно, что на определённом этапе развития, человечеству понадобилась религия, как некий инструмент социализация и коллективизации, без которого трудно представить себе все происходящее в истории человечества за последние сто тысяч лет!
В те давние времена, стимулом к интеллектуальному развитию человечества, стала религия, а точнее религии, которые можно характеризовать как свод образов, понятий и законов, позволяющих сосуществовать человеку дикому, как некоему организованному социуму. Иначе говоря, религия, стала тем стимулом и вместе теми условиями, которые позволили человеческому индивидууму превратиться в существо коллективное и коллективистское...
Религиозные обряды, появились в жизни человеческих сообществ много тысячелетий тому назад и одним из важнейших обрядов стало почитание предков. Это создавало то, что можно назвать иерархичностью и преемственностью поколений. А это в свою очередь, послужило упорядочению жизни в человеческих сообществах, помогло обретению суммы знаний через наследование, многим поколениям людей...
Со временем коллективный опыт, стал передаваться через речь, служившей для передачи информации от одного человека другому.
Потом появилась письменность, благодаря которой коллективный опыт стал доступен многим умеющим писать и читать. С возникновением письма, возникла писаная история человечества, которая в начале разделялась на множество племенных, а потом и национальных историй.
Религия - то есть связь человека с Богами, олицетворяющими дружественные и враждебные силы природы, эволюционируя, привели человечество к единобожию, которое и утвердилось в качестве моральных и нравственных законов уже до современности. Мораль или законы общежития, освящённые именем и образом, в начале Богов, а потом и Бога единого - Креатора, позволила людям развивать умения и ремёсла, а отдельным членам общества, дала возможность заниматься науками не только о жизни, но и о Богах, а потом и о Боге.
Бог, со временем стал защитником и хранителем нравственных законов, позволившие человеку выработать и осуществить множественные стратегии развития!
Долгое время, эти законы, копировали законы животного мира, только теперь сформулированные и осуществляемые людьми. Однако со временем, через письменные источники, знания собираемые веками составили базу, на которой выросла наука!
Важно отметить, что первые школы, академии и университеты были созданы при религиозных институтах. И только со временем, наука, созданная при храмах и монастырях, стала врагом веры. А точнее, обскурантизм религий сделал знания не только ненужными, но и враждебными "вере". Этот парадокс объясняется желанием жрецов сохранить свою власть над народом и противостоять науке, развивающей человеческое знание о земле и мире!
...Единобожие, стало очередной ступенью развития религиозного чувства и возникло оно в среде иудеев, живших на восточном побережье средиземного моря...
И вот настал день и родился человек, который предложил человечеству морально-нравственное учение, противоречащее предыдущим религиозным установлениям. И этого человека звали Иисус из Назарета. И этот мудрец - воплощение святости - провозгласил впервые, что "Бог - это любовь!"
Ещё он говорил странные слова: "Возлюби другого, как самого себя!.. Если ударили по правой щеке - то подставь левую!.. Царствие Моё не от мира сего!.."
Он требовал от своих учеников любить "даже врагов наших" и настаивал на том, что только самопожертвование может помочь человеку уподобиться Богу!
И это способствовало окончательному отделению человечества от мира животной, инстинктивной жизни! А потом, последовало движение выдающихся представителей христианства - "стать личностями не от мира сего", которое сегодня носит имя "монашества".
Монахи - ученики Иисуса из Назарета, стали жить отдельно, стараясь в таких общинах строго следовать Заветам Иисуса Христа. Они уходили в пустыни, в дикие леса, скрывались в катакомбах, из поколение в поколение передавая Его учение "из уст в уста", а потом и в книгах, не отрекаясь от своего Учителя даже на смертной плахе!
Со временем, Иисуса из Назарета, стали называть Христом - Мессией и от этого имени и произошло "христианство".
Вместо эпилога, цитата из Википедии:
"...Иисус Христос или Иисус из Назарета - центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.
Основными источниками информации о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I-II веков (см. Историчность Иисуса Христа).
Согласно христианскому Никео-Цареградскому Символу веры, Христос является Сыном Божьим, единосущным (то есть, одной природы) с Отцом, Богом, воплощённым в человеческую плоть. Также в Никео-Цареградском Символе веры утверждается, что Христос умер ради искупления человеческих грехов, а затем воскрес из мёртвых, вознёсся на небеса и придёт второй раз, чтобы судить живых и мёртвых. Согласно Афанасьевскому Символу веры Иисус Христос является вторым лицом (ипостасью) Троицы. Другие христианские убеждения включают непорочное зачатие Иисуса, творение чудес и пр. Хотя догмат о Троице принят большинством христианских конфессий, некоторые группы отвергают её полностью или частично, считая небиблейской.
Личность Христа вызывает большое количество споров как на академическом, так и на бытовом уровнях. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых им идей и их значения для человечества. Теологи выдвигают конкурирующие (или дополняющие друг друга) описания Иисуса как ожидаемого Мессии, как лидера апокалипсического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения..."
Владимир Кабаков. Лондон. Ноябрь 2016 года
Размышления о Боге и жизни
Бог - это символ реального добра и справедливости. Иисус Христос - это воплощение такой абстракции в жизни.
Эпиграф: "Бог для меня - это точка Альфа в космических просторах". Тейяр де Шарден
Бог, для многих глубоких богословов это некая абстракция, не имеющая на Земле аналогов, и отличающийся от человека, как небо от земли. Вот несколько библейско-богословских определений Творца:
"Бог Всевышний; правитель и владелец неба и земли; тот кто приказывает" (Бытие 14:18; 2 Царств 22:14).
Иоанн Дамаскин: "...Итак, этому научают нас священные изречения, как говорил божественный Дионисий Ареопагит: что Бог - причина и начало всяческих, сущность всего существующего, жизнь - живущего, разум - разумного, ум - умного, возвращение и восстановление отпадшего от Него, обновление и преображение растленного по существу, священная твердыня для колеблемых каким-либо нечестивым сомнением, безопасность для стоящих, путь и надежное руководство для идущих к Нему..."
...Поэтому, во все времена, во всех религиях, человеку нужны посредники между нами и Богом и потому, всегда и везде существовали святые люди, способные уловить "божественные энергии" испускаемого этим "Символом" всего сущего!
В Ветхом Завете таких людей называли пророками. В единобожии, к которому рано или поздно приходят все народы, необходим один единственный пророк, который мог бы не только быть передатчиком божественных посланий и идей, но и сам олицетворял бы Бога, был его земным "аватаром".
Поэтому и понадобился воплощённый Бог - Иисус Христос, чтобы "низвести" Бога из "космоса" религиозной символики на Землю, превратив его в Человеко-Бога поместив в гущу реальной жизни, в тот мир, который полон зла и несправедливости...
Однако, по-прежнему, для многих из нас, благодаря влиянию Библии и Нового Завета, в том числе, благодаря мифотворчеству "предания", этот Человек - Бог, жил и существует в этом "космосе" в некоей абстрактной обстановке, в "символическом пространстве".
Сегодняшняя идеология христианства - христовой Церкви, стоит на символизме и потому, сильно отличается от нашей грешной жизни.
Но ведь реальный Иисус Христос родился и жил среди людей и в реальной обстановке того времени. Он не был героем мифа созданного человеческим гением. Он был реально существовавшей исторической личностью!
И поэтому, очень важно суметь рассмотреть сквозь символизм сказаний, реально существующие связи между жизнью Иисуса Христа и нашей суетливой, а часто и бессмысленной жизнью.
Именно поэтому, "Нагорная проповедь" и сегодня может служить сборником правил поведения и даже внутренней жизни. Сквозь символизм Библии, надо уметь увидеть конкретику моральных установлений, повторяющиеся в Евангелиях, для того чтобы запомнить их и следовать им и сегодня!
Иисус из Назарета хорошо знал людей и Его учение - Новый Завет, хотя и несёт печать того времени и тех обстоятельств, но вполне применимо и сегодня. Ведь человек и физически и морально мало изменился за эти два тысячелетия. И Иисус ставший Христом, уже тогда предвидел это - меняется только среда в которой человек жил и живёт сегодня, но суть идеалов его развития меняется незначительно, ведь типы человеческих характеров, мало изменились.
Иисус Христос, обладая божественной сущностью, жил как человек среди людей. Он ел, пил, спал, мучился и страдал, как человек рождённый женщиной. В этом его святость и в этом величие Его подвига самопожертвования в мучительной смерти на кресте, ради искупления человеческих грехов!
"Мир лежит во зле" говорил Иисус и потому, он хотел, хотя бы немного его исправить и призывал своих учеников и последователей совершить в себе нравственную революцию и перестать служить злу и несправедливости этого мира.
Но Иисус, так же видел, что жизнь представляет из себя вечную борьбу, сосуществование добра и зла и призывая к перестройке сознания и личностных отношений, утверждал: "Царствие моё - не от мира сего".
Можно понимать это высказывание, как предупреждение, что выстроить идеальное государство невозможно, но смысл жизни заключён в процессе, в попытке такое государство, такое общество верующих в добро и справедливость, выстроить!
Реальность, всегда не соответствует мечтам и планам и поэтому, как мне кажется, этот "символический" Бог и сам Иисус Христос сегодня существуют в искусственно созданном "символическом пространстве" церковного предания и далеки от реальной жизни, а временами, напоминают мир населённый фарисеями, с их ложью и лицемерием в поступках и мыслях.
После смерти Мессии - Сына Человеческого и его воскрешения в памяти последователей, Церковь вопреки Христовым Заветам, перешла на уровень символов и выстроила идеологию официальной Церкви основываясь на мифах о божественной природе Иисуса Христа, а потом, чтобы избежать противоречий, дополнила теорией Троичности и разработала догматы учения. Но это искажение Заветов Иисуса из Назарета - в реальной жизни это было необходимо сделать, чтобы сохранить, хотя бы малую часть Иисусова наследия. Сакрализация жизни и смерти Учителя, приспособление учения Назарянина, к миру, "который во зле лежит", были основной задачей церковников и апостол Павел, стал главным "пропагандистом и агитатором", такого христианства...
Через многие столетия идеологической борьбы, в которой жертвы исчислялись миллионами и десятками миллионов, наконец сформировалось учение, которое существует и поныне.
Однако это учение в пылу борьбы, изменилось до неузнаваемости и так далеко отошло от подлинного Христова Завета, что в католичестве Западной Европы, в качестве протеста против лицемерия и фарисейства официозной церкви, случилась Реформация - религиозная Революция.
Эта "революция" во взглядах на Христа и на Новый Завет, попробовала вернуть христианство на уровень реальной жизни, на уровень Писания, сократив или вообще уничтожив некоторые положения и догматы "символической" теории католицизма, сформированной за полторы тысячи лет после рождения Христа...
...Мир, особенно в последнее столетие существования, очень переменился. Человек вышел в космос, обзавёлся новейшими электронными технологиями и похоже, стоит на рубеже создания некоего аналога "вечности" и "не умирающего" человека.
Поэтому сегодня, многим верующим трудно отождествить официальную идеологию церкви, основанную на "символических" началах с подлинным учением Иисуса Христа, изложенным в Новом Завете и в "Евангелиях". Многие современники, смотрят на христианство, как на учение о морали, целью которого является улучшение человеческой жизни и победу добра над злом.
Другие, продолжают утверждать, что только через обряды можно достичь счастливой жизни. Поэтому, такая вера превратилась в некий ритуал, "парад" священников одетых в золочёные длинные одеяния, говорящие пафосным голосом непонятные, но патетические слова. Однако, как это "действо" совместить с реальной жизнью верующих, никто не знает!
Это превращается в проблему, которую невозможно решить без восстановления подлинной веры в Заветы Иисуса Христа без всяких софистических увёрток и выставления догматов впереди Заветов праведной жизни, изложенных в Нагорной проповеди.
Этот конфликт учения Христа и установлений Предания, понимали и понимают многие люди как внутри церкви, так и её критики, извне. Поэтому, вопреки требованиям власть имущих, с древних времён в церковной полемике и практике не было казарменного единообразия "согласных" и "несогласных".
Часто, церковь преследовала таких искателей Христовой истины, казнила и уничтожала их наследие и последователей, называя их отступниками и еретиками.
...Сегодня, уже можно предположить, что вся история Христовой Церкви состоит из длящейся борьбы таких "неверующих" праведников и "верующих" фарисеев. Можно приводить множество имён жертв жестокой борьбы - большинство таких "верующих" одерживало победы над носителями "свободного духа", который по словам Иисуса Христа "дышит, где хочет".
Можно назвать несколько имён ярких представителей такого склада мыслителей и последователей Иисуса Христа: Ориген, Иоанн Златоуст, кападокийские отцы церкви, Лютер, Кальвин и множество деятелей Реформации...
Из современных нам мыслителей и церковных деятелей можно упомянуть Тейяра де Шардена, Бубера, а в России - Александра Меня, Антония Сурожского...
Конечно, редко кто из современных "отступников" был убит властями или сожжен на костре. Однако борьба за чистоту, за подлинность веры всегда носила и носит ожесточённый характер. Например Льва Толстого, официальная церковь отлучила от "храма", а уже в наше время, какой-то изувер зарубил Александра Меня - одного из тех, кто пытался восстановить подлинную веру в России!
Поэтому, в качестве борца с "символическим" толкованием учения Иисуса Христа, нельзя не упомянуть имени Льва Толстого, которого такие "верующие", как Победоносцев, отлучили от церкви и сделали "еретиком", пугалом, для простого народа.
Такие церковные деятели, как Победоносцев, всегда выступали как радетели обряда, оставляя в стороне живого человека, к которому и обращал свои проповеди сам Иисус из Назарета. Для них, человек похож на червя и они забывают святые слова из Библии: "Человек создан по образу и подобию Божиему!"
Он, Толстой, исследуя основания человеческой веры, пришёл к выводам, которые противостояли и подрывали идеологию официозной церковности и властвующей церкви, давно прислуживающей Кесарю, вопреки заветам самого Иисуса Христа.
Этот русский мудрец не побоялся опубликовать свои изыскания и за это был отлучён и ошельмован псевдо богословами:
"...Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и назначение своей деятельности.
Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для политических партий, так это для целых сословий и так это, в особенности, для народов, соединенных в государства.
Люди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают дружно свои общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же усвоенным и признаваемым всеми людьми народа мировоззрением. Общее людям народа мировоззрение выражается обыкновенно установившейся в народе религией..."
"...Религия эта представляла из себя очень неразумное и внутренне противоречивое соединение самых основных и вечных истин о жизни человеческой с самыми грубыми требованиями языческой жизни. Но как ни грубо было это соединение, оно, облекаясь в торжественные формы, долгое время отвечало нравственным к умственным требованиям европейских народов.
Но чем дальше подвигалась жизнь, чем больше просвещались народы, тем всё очевиднее и очевиднее становилось внутреннее противоречие, заключающееся в этой религии, её неосновательность, несостоятельность и ненужность. Так это продолжалось веками, и в наше время дошло до того, что религия эта держится только инерцией, никем уже не признается и не исполняет главного свойственного религии внешнего воздействия на народ: соединения людей в одном мировоззрении, одном общем всем понимании назначения и цели жизни..."
"...Только одна так называемая христианская религия утратила всякую обязательность для народов, исповедующих её, и перестала быть религией. Отчего это? Какие особенные причины произвели это странное явление?
Причина эта в том, что так называемое церковно-христианское учение не есть цельное, возникшее на основании проповеди одного великого учителя учение, каковы буддизм, конфуцианство, таосизм, а есть только подделка под истинное учение великого учителя, не имеющая с истинным учением почти ничего общего, кроме названия основателя и некоторых ничем не связанных положений, заимствованных из основного учения.
Знаю, что то, что я имею высказать теперь, именно то, что та церковная вера, которую веками исповедовали и теперь исповедуют миллионы людей под именем христианства, есть не что иное, как очень грубая еврейская секта, не имеющая ничего общего с истинным христианством, - покажется людям, исповедующим на словах учение этой секты, не только невероятным, но верхом ужаснейшего кощунства.
Но я не могу не сказать этого. Не могу не сказать этого потому, что для того, чтобы люди могли воспользоваться тем великим благом, которое даёт нам истинное христианское учение, нам необходимо, прежде всего, освободиться от того бессвязного, ложного и, главное, глубоко безнравственного учения, которое скрыло от нас истинное христианское учение. Учение это, скрывшее от нас учение Христа, есть то учение Павла, изложенное в его посланиях и ставшее в основу церковного учения. Учение это не только не есть учение Христа, но есть учение прямо противоположное ему..."
(Цитаты из работ Толстого взяты с сайта -
А вот что думает о фундаменте "христианской жизни" священник и публицист, оппонент Льва Толстого, наш современник Георгий Ореханов:
"...И надо сказать, что Толстой сформулировал очень характерный, но совершенно ложный методологический принцип. Если взять все учения всевозможных религий, у них есть общее ядро и есть то, чем они отличаются. Ядро - это мораль. Мораль во всех религиях одинакова: не убий, не прелюбодействуй, не укради т.д. То, чем они отличаются, - мистическая часть вероучения, и она ошибочна, с точки зрения Толстого. И многие считают, что главное в христианстве, - понимание того, как себя надо вести.
Но на самом деле мораль в христианстве очень тесно связана с догматикой. Потому что фундаментом христианской жизни является вера в Христа и Христово воскресение, в то, что оно несет спасение людям. И только отсюда вытекает вся христианская мораль. То есть, схема здесь совсем другая: сначала догматика, потом этика. И с людьми, которые их переставляют местами, бывает очень часто трудно договориться и их переубедить..."
...Английский философ и мыслитель Бертран Рассел, будучи человеком правдивым и искренним, так же как Толстой не мог согласиться с подменой реальности, на некую символичность в церковной идеологии, и разбирая историю, жизнь и догматы церкви с точки зрения человеческой логики, написал книгу под названием "Почему я не христианин".
Вот короткая цитата из другой его статьи "Сущность религии":
"...Крушение традиционной религиозной веры, горько оплакиваемое защитниками
церкви и радостно встреченное теми, кто видит в старых убеждениях одни лишь
предрассудки, - факт, не подлежащий сомнению. Однако, если догмы сметены,
это отнюдь не означает, что вопрос о месте религии в жизни решен. Догмы были
нужны, и не столько сами по себе, сколько потому, что - как считалось - они
формировали определенное отношение к миру, направляли мысли и способствовали
становлению целостной жизни, свободной от ограниченности конечного "я",
тирании желаний и повседневных забот. Но такая жизнь возможна и без догм, и
ее не упразднит безразличие тех, кто перестал доверять религиям прошлых
веков. Действия, вдохновленные религией, устремлены к великим целям, но не в
ясном понимании целей их необходимость. Стоящие за действиями убеждения
очень глубоки и инстинктивны, но зачастую люди, которые основывают на них
свою жизнь, ничего об этих убеждениях не знают. Быть может, религия строится
не на убеждениях, а на чувстве. Последнее, вступая в область веры, может
порождать суждения о добром и злом; ведь и не прибегая к помощи интеллекта,
чувство способно играть решающую роль в действии. Можно сказать, что суть
религии - в свободе от ограничений, в стремлении к цельной жизни,
освобождающей людей из тюрьмы суетных желаний и мелочных мыслей. Но
освобождение приносит только та религия, которая обходится без догматических
оков. Ибо догмы, противоречащие человеческому естеству, превращаются в
кандалы..."
Митрополит Антоний Сурожский, благодаря своему таланту проповедника и трудной личной судьбе, сформировался как сторонник "неверующих" праведников и потому, противостоял большинству казённо верующих как подлинный последователь Иисуса Назарянина, а не как слуга "Кесаря", стараясь приблизить верующих к подлинному учению Христа.
Он говорил, что искренний правдивый, но "неверующий" человек, порой, ближе к Царству небесному, чем тот, кто будучи фарисеем, утверждает, что он "слуга" Иисуса.
Вместо цитирования проповедей, мы хотим поместить здесь видео-проповедь Владыки Антония "О христианстве" http://rideo.tv/video/4597/
Тут уместно вспомнить высказывание Толстого: "У Христа было много слуг, но мало последователей". Кстати говоря, читая Евангелия мы понимаем, что многие из апостолов долгое время были только такими слугами Христа и потому, пытались узнать кто и где будет восседать в Царствие небесном, не понимая гневных осуждений таких настроений самим Иисусом Христом.
Антоний Сурожский, был одним из тех немногих "свободных духом", который всячески избегал смешения и подмены реальности на "символику" и потому, его проповеди и рассказы о жизни Иисуса Христа привлекали так много слушателей, пробуждая в них веру и желание последовать по пути Учителя - Иисуса Христа. Владыка Антоний, всей своей жизнью доказывал свою веру в реально существовавшего Мессию и старался во всём быть похожим на своего Учителя. Он был скромен и не тщеславен, вёл аскетический образ жизни и радовался возможности жить по Заветам Христа.
Сегодня, когда мир впал в грех сребролюбия и алчности, он, живя бедно и тихо, старался не обременять других своими заботами и тяготами. Характерный пример его отношения к деньгам, о котором я где-то прочитал - он даже в служебные командировки ездил и летал на свои деньги. Для меня, такая деталь, о многом говорит, на фоне нескрываемой жажды богатств и комфорта, который сегодня наблюдается среди некоторых "просвещённых" иерархов и батюшек в российских приходах.
... Хочу поделиться своими собственными впечатлениями, по поводу идеологии современного христианства...
Когда после долго перерыва, я вновь пришёл в церковь, то старался всё делать правильно. Я старался заучивать молитвы и псалмы, пытался понять логику богослужений чтобы следовать церковным догматам сознательно и искренне. Я начал целовать руки батюшкам, понимая это как умаление себя и преклонение перед священниками, являющихся носителями духа Христова.
Я старался быть таким, как все, но у меня это плохо получалось. Наверное потому, что в церковь, я пришёл уже во взрослом состоянии, хотя был в детстве крещён и бывал с родителями в церкви.
В нынешнем положении, я не мог выучить символ веры и длинные молитвы выпадали из памяти, как я не старался. Потом, я вспомнил, что подобное, происходило со мной во времена, когда я будучи студентом Университета марксизма-ленинизма, старался разобраться и запомнить "догматы", научного коммунизма и материалистической диалектики. И тогда, это тоже плохо у меня получалось.
Позже я понял, что трудности в этих теориях, заключались в смешении символического и реального и потому, они трудно запоминаются и не поддаются даже механическому заучиванию. Надо признать, что в церковь, вновь, я пришёл уже задолго после сорока и потому моя механическая память поизносилась существенно. К тому же, я плохо запоминаю то, что не понимаю умом и чувством...
Кроме того, я начал понимать, что совсем немного "батюшек, в реальности являются носителями духа Христова. Многие из священников туманно представляю себе суть Христова учения и потому, часто ведут себя неподобающим образом, скрывая свой неверие за исполнением догм и установлений "старцев".
Совершенно другие впечатления оставляют во мне чтение проповедей Владыки Антония и его толкование Писания. Владыка, старался научить своих слушателей тому, что он пережил и прочувствовал сам, находясь в христианской, православной церкви.
И потому, люди слушали и читают, с нескрываемым интересом его проповеди и беседы на евангельские и библейские темы. Он, обладая благодатью Учителя, рассказывал обо всем написанном в Библии, как о чём-то лично передуманном и пережитом. Писания в его интерпретации, представали перед нами, как живой рассказ о живых людях. Особенно трогают душу рассказы о Иисусе Христе, его делах, поступках и учении.
Но он, отталкивал и вызывал неприязнь у тех, кто старается, всё происходившее две тысячи лет назад, представить как некую "сказку", символическую картинку, будто всё рассказанное в Новом Завете и в Библии, никаким образом не касается нас и нашей современности...
И ещё один момент в жизни Владыки Антония, хотелось бы отметить. Он желал, чтобы его паства, поменьше говорила красивых, но лживых слов, но побольше делала богоугодных дел. Поэтому он был благожелательным и искренним человеком, умел улыбаться и говорить смешные вещи, борясь с многозначительной мрачностью, которой фарисеи пытаются уверить всех, что они и есть подлинно верующие и подлинные православные.
Но за этой мрачностью и многозначительностью скрывается привычное притворство, ставшее уже второй натурой...
Я думаю, что вера христианская - это вера оптимистическая, вера в добро и справедливость, которая рано или поздно восторжествует в нашей жизни. Ведь за это и отдал свою жизнь Иисус Христос и мучаясь на кресте думал, о спасении своих последователей от козней злого Сатаны, владыки смерти и Ада.
... В этой связи, я вспоминаю как перед исповедью, прихожане ищут грехи в которых было бы не стыдно признаться священнику. А уже после причаститься и обновится до следующего причащения. Мне кажется, что такая "обязательная грешность", часто не даёт человеку в полной мере осознать свою ответственность за то, что происходит внутри и вокруг нас в мире.
Ведь за формулой "все согрешили", может срываться и полнейшая безответственность, нежелание делать нашу жизнь лучше. Тем непонятнее привязанность причащения в православной церкви к исповеданию своих грехов...
Один мой знакомый признался мне, что каждый раз старается выдумать какие-нибудь маленькие грехи, стоя в очереди на исповедь, и если это происходит в пост, то очень хорошо покаяться батюшке в употреблении скоромного.
Такая ситуация, большинство людей только учит лгать и толкает к двоедушию и лицемерию. Если уж необходимо благословение батюшек, то пусть тогда, кающиеся рассказывают о тех богоугодных делах которые они сделали или собираются делать в своей жизни.
Этот позитив, в конце концов, способен приучить людей делать добро, а не копаться в себе в поисках мнимых грехов, когда наша жизнь полна "неопознанных" грехов настоящих, а не выдуманных и порою страшных, мешающих нам жить и даже умирать.
Очень важно, чтобы причащение, после такой лёгкой формы лжи, как сегодняшняя, рутинная исповедь, не превращались в фарс!
А основанием для такого двоеверия, является всё тоже "символическое пространство жизни", которым оперируют многие богословы.
Современные суеверия, своей основой, делают, подлинные слова и завет Иисуса Христа, "переделанные" приспособленные к миру, "который во зле лежит"!
Реформаторы в Западной Европе, нашли в себе силу и волю, сопротивляться таким фарисейским суевериям, ценою тысяч и тысяч жертв этой борьбы.
В православии, сегодня, тоже востребованы честность и мужество для борьбы с официозными суевериями! Русскому православию, тоже требуется приближение к реальной человеческой жизни и деятельности, чтобы прекратить умножение псевдо веры и лицемерия, под маской "подлинной" веры!
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: [email protected]
Февраль 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Вера и знание.
Вера и знание
Евангелие от Иоанна - Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Сегодня, говорят о противостоянии русской церкви и научного знания. И действительно, повторяя библейские высказывания, эти люди забывают, что многие из них носят символический, обобщающий характер и буквальное понимание их, приводит к логическим противоречиям, а часто и к противостоянию здравому смыслу. Например утверждается конкретная дата сотворения земли и от неё ведётся отсчёт до современности, до сегодняшнего дня. И возраст Земли исчисляется чуть более пяти тысяч лет.
В доказательство правильности буквального прочтения Библии, многие начинают утверждать абсурдные вещи и подозревают науку в сознательных фальсификациях. Говорят, что не только эволюция человека не отвечает догматам церкви, но и теория эволюция, как таковая - это домыслы учёных. Ещё утверждают, что мир, буквально создан богом в течении трёх дней творения, а человек - это глина, в которою создатель вдохнул жизненную силу.
Замечательный философ и богослов Георгий Флоровский, в своей книге "Очерки русского богословия" писал об этой болезни русского православия: