Дорогие участники конкурса, то, что вы в финале, уже говорит о хороших результатах ваших работ. Поздравляю!
Сегодня у меня дебют. Волнуюсь, как перед экзаменом. Признаюсь, выразить словами впечатление, которое произвели на меня ваши стихи, оказалось гораздо сложнее, чем я думала. На истину в последней инстанции не претендую и рассчитываю на доброжелательный взаимный диалог.
Для себя я выделила, как основные, следующие критерии оценки ваших произведений, это: 1. эмоциональное впечатление; 2. техничное исполнение на основе классического стихосложения; 3. попадание в тему конкурса.
Итак, начинаем:
Винокур Роман. 'И на Тихом океане':
Цикл стихотворений посвящен жизни автора, которая сливается с природой в единое целое, как у истинного поэта. Мне близка такая подача мироощущения. В своих стихах я часто описываю человеческие чувства во взаимосвязи с природой. В целом стихи оптимистичные и полны жизнеутверждающей силы. Эпилог с грустинкой - трогательный и понятный: '...Друзей состарившихся речи звучат с надеждой в Новый год...'. Тема конкурса раскрыта на достойном художественном уровне.
Лескова Анастасия. 'Музыка природы':
Очень лирично и образно. Особенно понравились метафоры: 'Вновь растворюсь в оранжевых кронах, чувствуя благость в них, словно в иконах'. Или: 'Вечер - гусляр перебором хмельным...'. Погружаешься вместе с автором в атмосферу созерцания красоты природы и наполняешься 'музыкой счастья и светлой мечты'. Тема конкурса раскрыта: о себе в гармонии с природой. Исполнено грамотно: стихотворный размер чётко выдержан.
Чваков Д. 'Повторно в воды времени вошедший':
Стихи сложноваты для общей аудитории, тем не менее, были выдвинуты в финал, как раз, общей аудиторией конкурса. Яркие, стильные - заманивают читателя не раз обратиться к тексту, чтобы 'посмаковать и раскусить' автора. Стиль символизма, в котором написано стихотворение, и предполагает глубокий вдумчивый взгляд на привычные слова и предметы, а также приемы недосказанности и загадочности. Стихи отличаются своеобразным почерком. Я бы сказала - явно выраженной мужской харизмой, с характерными жесткими метафорами, например: '... моя печаль светла, как будто марля - застирана поденщицей до дыр...'. О том, что тема конкурса раскрыта, говорит уже и само название стихотворения. С рифмами и ритмами всё в полном порядке.
Lesta Omela. 'Три пули':
Это, как раз, тот случай когда, несмотря на все технические огрехи, читателя глубоко зацепила тема стихотворения. Мне показалось, оно написано на пике душевных переживаний. В сумбурности эмоционального повествования - горе, отчаяние... 'взахлеб', когда не думаешь о ритме, размере... О последних очень конкретно выразился Чваков Димыч в своем комментарии к стихотворению. Он как-будто прочитал мои мысли, поэтому повторяться не буду. Дорогой автор, желаю Вам спокойно проанализировать все замечания, адресованные из добрых побуждений, и я уверена, если Вы захотите преуспеть в стихотворном творчестве, у Вас это обязательно получится.
Татаркин Андрей. 'Снег':
'... Висит метель тяжелой шалью...' - замечательное сравнение, и не единственное. Всё стихотворение, как искусно сотканное полотно из тонких красивых нитей - изящных (неизбитых) образов. Атмосфера стихотворения завораживает, как созерцание падающего снега, и передает печаль по невозвратимой радости беззаботного детства, которое, как мираж, растворяется вдали. '...Я провожаю его взглядом как в непогоду парус дальний...'.
Я бы поставила перед сравнительным союзом 'как' запятую, но честно признаться, не хочется придираться к таким мелочам, когда общее впечатление от произведения выходит за рамки обыденного.
Тихонов А.К. 'День сегодняшний':
Философская поэма о смысле бытия, поэтому в тему конкурса вписывается безоговорочно. Разделена на две части: в первой - рассуждения о незначительности человеческой жизни в масштабах Вселенной; во второй, логически вытекающей из первой - многозначительности каждого мгновения жизни, о её приоритетах и истинных ценностях. Подача стихотворения в возвышенно-рубленом (короткие строчки) стиле подчёркивает бескомпромиссную позицию автора, то есть содержание и форма дополняют друг друга. Ритм выдержан, если не считать в пятом катрене от конца его сбой из-за повтора слова 'что' во второй строке, но я склонна думать, что это опечатка. Понравились образные находки: 'Вполз ужом новый день, полный липких проблем', а выражение: 'Полюбуйся цветком, что сквозь камень прошел', можно назвать фабулой произведения. Хорошее стихотворение, но я бы несколько сократила его формат, оставив главные акценты, исключив их расшифровки, которые упрощают стихотворение.
Ванке Владимир. 'Творцы иллюзий':
Стихотворение приглашает в волшебный мир Поэзии, истинное призвание которой - делать наш несовершенный реальный мир добрее, светлее... И делать это бескорыстно, ведь иначе и быть не может: 'Мы стих наш рублём не мерим, мы стих выставляем даром'. Кредо автора полностью совпадает и с моими личными убеждениями. Мировоззрение человека - абсолютное попадание в тему конкурса: о жизни вообще и о себе, в частности. Тема серьезная, филосовская, но преподносится легко и доступно в безупречном исполнении.
Глумова Яна. 'Девочки в платьицах':
Симпатичное задорное стихотворение, но не лишенное философского смысла. Рассказывает о современной жизни современным языком, употребляя характерные термины сегодняшнего дня ('смартфончик, маркетплейсиков...'), которые органично и естественно вписываются в текст. И делает это очень грамотно. Например, виртуозно избегает от катрена к катрену в конце каждой строки глагольные рифмы, тем самым, увеличивая легкость стихотворения. А веселенькие 'хохоточки - побочки' поднимают настроение читателя, хотя описаны, в общем-то, серые будни: 'Выдавит буднично, траченных как наличка, девочек в платьицах, в путь по дороге млечной'. На смену одним девочкам в одних платьицах, придут другие девочки в других платьицах - в этом грусть и радость бытия, ведь жизнь продолжается...
Акрит Дигенис. 'Зов':
Стихотворение исполнено (в некотором роде) в иносказательном ключе - философский смысл передан через библейский сюжет о грехопадении Адама. Мы все перед Богом равны, и все мы перед ним в ответе за свои грехи. Мы забываем об этом, когда засыпаем. Не потому ли сон приносит нам не только физическое, но и душевное облегчение?
Иносказание также делает язык произведения более красивым и выразительным. Можно сказать, что в целом автор достиг этого эффекта, но из общей эстетической гармонии выпадает (на мой взгляд) третья строка первого катрена, которая рифмуется с первой строкой:
1 - Нам нОчью спокОйней - забОты забЫты - 12
3 - И дрЕмлет ОлЕг под конИным копЫтом - 12
Интересно то, что размер - амфибрахий - здесь четко соблюдается, а, следовательно, и ритм. Но выражение 'под кониным копытом' напрягает слух, да и смысл тоже под вопросом. У Пушкина вещий Олег погибает у останков верного коня от укуса змеи, но о том, что он дремлет, да еще и под конским копытом, ничего не сказано. Может, опять иносказание, смысл которого я не уловила?
За исключением этих моментов, стихотворение понравилось. А о раскрытии темы скажу тоже иносказательно, но без иронии: 'Глубоко копаете'.
Оленникова Ольга. 'Бокал судьбы':
Хорошее цельное стихотворение без сбоев в техничном и эмоциональном плане. По мере прочтения подтверждается смысл известного выражения: 'Истина в вине'. Отпиваешь по глоточку и постигаешь житейскую мудрость. С одной стороны - не совершая ошибок, ты ее не постигнешь. С другой - все наши поступки, встречи-расставания... - предназначены судьбой. А с третьей - выбор все-таки за нами: 'И для кого-то очень важен вкус, а для кого-то терпкость или крепость. Наш выбор отражает гамму чувств: обиду, ревность и любовь, и верность'. Точное попадание в тему: о жизни, выборе пути. После прочтения остался приятный привкус душевного равновесия.
Лернер З. Д. 'Белеет чистый лист бумаги':
Напомнило: 'Белеет парус одинокий...'. И стихотворный размер совпадает. Мне тоже читатели говорят, что некоторые мои стихи немного ассоциируются с Есениным, хотя никогда не пыталась ему подражать. Возможно, творчество любимого поэта подсознательным образом оставляет отпечаток на моём сочинительстве.
Исходя из названия стихотворения, позволю себе непоэтическое сравнение с белой бумагой класса 'А' - это бумага с отличными техническими показателями. И тема отлично раскрыта: о поэтическом творчестве, которое направляет, украшает, продлевает нашу жизнь... Стихи во всех отношениях правильные, но мне не хватило красок, какой-то изюминки. Наверное, потому, что меня больше трогает Есенин, а не Лермонтов.
Шибаев Ю. В. 'Сборник стихов СП-24':
Отличная подборка! Все стихотворения связаны одной нитью и напрямую с темой конкурса - размышления о жизни, оценка и подведение её итогов. Написаны легким пером мастера, так как в качестве стихов сомневаться не приходится. При прочтении мысленно сопереживаешь с автором, проводишь аналогии. Это и есть та самая магия Поэзии, когда соприкосновение с внутренним миром автора, не оставляет равнодушным читателя.
Послесловие: Спасибо, дорогие коллеги, за ваше творчество! Каждый из вас индивидуален и каждый интересен для своего читателя. И мне предстоит сложный выбор в оценках ваших произведений.