Огненный Дмитрий Владимирович : другие произведения.

Как увидеть Париж и не умереть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы все постоянно находимся в пути, всегда находимся "между". Между тем, откуда мы только что уехали и тем, куда направляемся в данную минуту, секунду. Наша жизнь - это вечная дорога, это миг "между прошлым и будущим", как сказал поэт, и всегда есть только "сейчас", и мы никогда не знаем точно, наверняка, каким будет "завтра". На нашем пути встречаются и радости, и потери, светлые минуты и горькие эпизоды. Но зачастую только "завтра", если мы продолжаем свой путь, можно по достоинству оценить то, что было "вчера". Каким оно было и что значило, что привнесло в твою жизнь. Я рад, что мой жизненный путь и город Париж пересеклись, и мы смогли увидеть друг друга. В памяти Парижа я вряд ли буду вписан золотыми насечками, он же, поистине, оставил о себе незабываемые впечатления, коими и спешу, по возможности кратко, поделиться с Вами.

  "Как увидеть Париж и не умереть"
  (записки очевидца)
  
  Благодарность выражается Виктору Николаевичу и Марине Олеговне
  
  "Париж - это праздник, который всегда с тобой" (Э. Хеммингуэй)
  
  "Париж был веселым городом. Не таким, как, скажем, Рио-де-Жанейро в период нескончаемого карнавала, не таким, как Нью-Йорк во время празднования Нового Года. Париж был просто веселым. Не буйным, не панибратским. В воздухе витало ощущение радости, свободы, и, вместе с тем, спокойствия, надежности..." (В. Косенков "Моя война")
  
  "Я снова в пути, и мой любимый город,
  Снится в ночи за сеткою дождей..." (Кар-Мэн "Париж")
  
  
  Мы все постоянно находимся в пути, всегда находимся "между". Между тем, откуда мы только что уехали и тем, куда направляемся в данную минуту, секунду. Наша жизнь - это вечная дорога, это миг "между прошлым и будущим", как сказал поэт, и всегда есть только "сейчас", и мы никогда не знаем точно, наверняка, каким будет "завтра". На нашем пути встречаются и радости, и потери, светлые минуты и горькие эпизоды. Но зачастую только "завтра", если мы продолжаем свой путь, можно по достоинству оценить то, что было "вчера". Каким оно было и что значило, что привнесло в твою жизнь.
  
  Я рад, что мой жизненный путь и город Париж пересеклись, и мы смогли увидеть друг друга. В памяти Парижа я вряд ли буду вписан золотыми насечками, он же, поистине, оставил о себе незабываемые впечатления, коими и спешу, по возможности кратко, поделиться с Вами.
  
  0. Дорога туда. Инструкция для путешественников
  
  
  "Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Одесса!" (почти В. Маяковский)
  
  "Летайте самолетами "Аэрофлота"! Вот и мы - летим, правда, "Чешскими авиалиниями", считающимися одними из самых надежных в Европе. Прямого рейса Одесса-Париж, к сожалению, пока не существует, поэтому летим с пересадкой, из Одессы сначала в Прагу, а уже затем из Праги в Париж. Наши билеты включают в себя абсолютно аналогичный обратный путь, с точностью до наоборот: Париж - Прага, Прага - Одесса. Но об этом думать абсолютно не хочется, туда бы долететь! Признаюсь, хоть я и не Деннис Бергкамп, но не очень люблю летать. Конечно, если не во сне. Но - великий Париж зовет и кличет!
  "Летим" - излишне оптимистическое утверждение накануне. Ведь предстоят еще сборы. Когда все сумки собраны, самое сложное - вспомнить, что же ты все-таки забыл, потому что, все упомнить все равно практически невозможно, таковы уж свойства человеческой памяти, (особенно у отдельных индивидуумов, обделенных благосклонным вниманием богини Мнемозины) Но вот, вроде бы, ничего сверхважного не упущено (ну, не считая билетов... шутка), едем в аэропорт. Два тюка, точнее, солидных чемодана, больших, но нести их вполне можно, а, главное, даже нужно, они не станут нашими якорями. На улице не раннее утро, а день, светлый и приятный, солнечный и теплый, как для октября-месяца Одесса провожает нас со всеми возможными удобствами и почетом. Не хватает фейерверка, но какие салюты, скажите, днем? Спасибо! Вот что говорят благодарные люди, покидающие родной город всего лишь на неделю. Пять дней в Париже, совсем другом мире, можно сказать, почти "ином", как для нашего человека.
  
  В аэропорту первым делом проходим контроль и детектор (с себя снимаются ремень, вынимаются ключи и прочее железо) и регистрируемся на Прагу. Все без особых проблем, ничего сложного. Сдаем в багаж сумки и берем ярлычок - багаж полетит не с нами, а отдельно, причем получим мы его уже только в Париже! По крайней мере, мы искренне надеемся, что получим его.
  
  Дальше - зал ожидания. Ожидание не самое приятное занятие ("самый скучный повод", как пела Земфира), но время летит на удивление легко и свободно. Главное не пропустить свой рейс и не сесть случайно на чужой. Смотрим одесские "дьюти фри" (магазинчики в аэропортах, где можно купить товар без таможенного оформления и налогов), ничего интересного. Но надо же как-то провести время. Подумать только, что пройдет какие-то пару веков, и люди (а люди ли?..), наверное, будут просто телепортироваться из одного места в другой, без задержек и границ, таможни, что "дает добро", и долгих проверок. Помечтать не вредно, особенно перед дальней дорогой...
  Наконец, объявляют наш рейс. Убедившись, что он таки - наш, садимся в автобус, который везет нас к самолету. Занимаем свои места. Есть легкое волнение, но, пожалуй, что нет тревоги и тяжелых мыслей. Мы слишком многое оставляем позади, но, в конце концов, впереди ведь ждет самое интересное?
  Взгляд через окошко на аэропорт, наше последнее пристанище, перед отлетом. Не сильно-то он и изменился за последние лет десять. Точнее, внутри еще как-то изменился, похорошел, а вот снаружи - не очень. Последний раз, я, кажется, летел в Киев. Впрочем, не стоит доверять своей (а точнее, моей) памяти в таких делах.
  Уфф, что-то зашевелилось! И это не кресло задвигалось. Самолет набирает ход по нашим колдобинам - почти как в анекдоте, бу-бух, бу-бух, бу-бух! Наконец, нехороший звук прекращается - мы взлетели! Самое время впасть в панику и истерию, как для нормального человека, боящегося высоты, однако вместо этого почему-то наоборот, как-то успокаиваешься, даже хочется спать. Уснуть, и видеть сны, до самой до весны. Так приговаривает себе медведь, залезая в берлогу и пододвигая лапу. Но нам уже разносят импровизированный обед из булочки и, на выбор, сока, чая либо вина, словно отвечая на безмолвный классический вопрос "А кормить когда будут?". Любопытно, что сверху облака похожи на большие хлопья снега, точно видишь какую-то заснеженную страну из сказки. Гиперборею, например. Очень красиво, но картина статична, и потихоньку надоедает. Что у нас там лучшее средство от скуки и сна, пока зеленая стрелка на экране телевизора над головой, фиксирующая наше местоприбывание, стремительно приближает нас к Праге? Нет, кто сказал закричать на весь салон "Падаем"?) Конечно же, это книга. У меня с собой книга Лукьяненко "Конкуренты" - не лучшее его произведение, но довольно-таки читабельное. Углубляюсь, и время летит мимо, вместе с белоснежными горами и равнинами, что под нами. Интересно, на чем летали в Гиперборее?..
  
  Кстати, бокал вина - за Ваше здоровье, друзья.
  
  И вот она - Прага. Воздух серый и промозглый, довольно прохладно, совсем не то, что было в Одессе. Словно невидимый ворчливый старикашка говорит нам: "Ну вот, надо было куда-то лететь, кхе-кхе!.." Нет, ну конечно же надо, плохой погоды у природы не бывает. Да и сами мы здесь - временные. Я не жизнь имею в виду, а Прагу. Сам город посмотреть возможности нет - прежде всего, очень мало времени. Первым делом, переводим часы на час назад - их время, мы пересекли часовой пояс. В Париже переводить уже ничего не надо будет. Вместе с другими транзитными пассажирами остаемся на втором этаже здания аэропорта. Сам аэропорт в Праге красивый, надо заметить. Теперь надо искать рейс на Париж, для чего существуют указатели. В крайнем случае, можно попытаться спросить у чехов на ломаном английском, что мы и сделали, на что нам ответили на ломаном русском) Вот то, что называется продуктивный диалог наций) В принципе, найти самому не сложно, но когда мало времени и незнакомое место, то можно растеряться. Но паниковать не стоит, так или иначе найдете или помогут, вокруг время от времени слышна русская речь и даже знакомые непарламентские выражения. Нас пугали терминалом, который сложно пройти из-за каких-то вопросов, но все оказалось почти как в Одессе. Снова зал ожидания, регистрация, самолет.
  
  Самый забавный эпизод в чешском зале ожидания связан с пивом. Пока мы сидим, захотелось чего-то скушать, кафе далеко, но вокруг автоматы. Они действуют по принципу - бросаешь маленькие еврики (здесь все почти за евро! ЕС, что ж Вы хотите), выскакивает местный сникерс или баночка, куда нажал. Все просто, но почему-то не получается)) в итоге, что-то выскакивает - но вместо нажатой шоколадки почему-то баночка пива)) которая дороже на евро) и еще начинает падать сдача - куча чешских монеток стоимостью где-то еще почти на евро) Сувениры на память. То ли автомат испугался нас, то ли просто случайность - но мы явно оказались в выигрыше, с одной стороны, с другой - так ничего и не скушали) Главный подвох выяснился позже - пиво невкусное, и, самое страшное, что может быть - безалкогольное!) Я его даже не допил и вылил - нечего носить в себе перед самолетом абсолютно бесцельную жидкость)) Так вот все учтено у них, этих чехов - где поблажка, там и отмашка) а в целом - какие у нас могут быть впечатления о Праге? Правильно, никаких. Мы же ее почти не видели. Так что, Ян Гус, Ян Жижка, Павел Недвед, "это Спарта!!!" - все это остается для нас как-нибудь на потом) как и знаменитое чешское пиво - алкогольное, разумеется))
  И снова - мы в воздухе! Уже почти не рассматриваю облака, что пролетают под нами, чувствуется усталость и клонит в сон. Но на подлете поневоле встряхиваюсь и вглядываюсь в цепочку ночных огней, которыми встречает нас Париж. Красиво! "Чешские авиалинии" и впрямь безупречны, оба раза исключительно мягкая посадка, спасибо пилотам. Единственная проблема - чертовски закладывает уши от перепада высот. Даже когда в Крым ездили по горам, давненько уж, и тогда ушам было нехорошо, а здесь уж по полной программе. Не помогают ни леденцы, ни надувание щек, которое завещал нам Киса Воробьянинов. Чувствую себя Бетховеном и даже напеваю про себя 9-ю симфонию.
  
  Но это все мелочи - подумаешь, уши! А также лапы и хвост. Дома пришьешь, как говорили в "Ералаше", - главное, мы уже в Париже. Точнее, в здании аэропорта, ориентируемся по указателям, уже довольно легко, находим выход и такси. А, да, нам вернули наш багаж! Спасибо тебе, о, цивилизованная Европа, за гостеприимство. Доехать до нашего отеля, что на улице Риволи, без такси никак - ночь, далеко, тяжело с чемоданами.
  
  Водитель попадается какой-то старый азиат. Нас предупреждали, что такси при приезде будет дорогим, где-то около 50 евро, но мы надеялись все же сэкономить. Увы, не получилось. Счетчик (а здесь все ездят только по нему) неумолимо наматывает километры и еврики. Везут ли нас, гостей, нездешних, кратчайшим путем - это другой вопрос. По пути проезжаем мимо Сен-Дени, стадион невозможно не узнать даже ночью, но я на всякий случай уточняю у водителя. "Саме так!". Пока доехали, наматывает аж 53 евро. Я дал 55, с "походом", как говорится, но водитель, как нам показалось, остался недоволен. Неужели тут принято давать больше? Что ж, учтем. Кстати, наш отель находится буквально в двух шагах от Лувра, так что один четкий ориентир и цель знакомства с Парижем уже имеется) Недалеко и подземка с шариками разных цветов, а также близлежайшее кафе у самого Лувра, которые, как мы будем иметь возможность впоследствии убедиться, очень часто показывают в кино ("Турист" с Джоли и Деппом в частности)...
  
  Приехали мы поздно, устали с дороги, куда-то сразу пойти уже возможности нет. Пора сделать хрр-р. Предупредительный портье подсказывает нам наш номер. И царство Морфия пришло. Хотя нет, не сразу, уснуть моментально невозможно, мысленно повторяем, вспоминаем наш путь. Как-то в истории русские уже брали Париж (до сих пор стоит бюст Александру Освободителю), настала очередь украинцев. Что готовит нам грядущий день? Наверняка море новых впечатлений. Перед сном проверяем телевизор - он показывает 15 французских каналов и один русский. Но этот единственный почему-то - "гадалочный", такого добра нам не надо. А как же "Интер" и "1+1"?)) Ну да ладно, не смотреть же телевизор мы сюда приехали) Номер удобный, все хорошо и удобно, но в туалете мгновенно возмущает полное наличие отсутствия, извините, ершика) Что ж, французы не люди? Али туристов за таких не считают?) Впрочем, это мелочи. Может они привыкли к архиаккуратизму даже в таких вещах))) о, Европа!) А пока - спать. Продолжать дальше бодрствование нет никакой физической возможности.
  Ночи в Париже очень тихие. И на улицах, и если ты находишься под защитой стен. Никаких посторонних звуков, никаких "рэгов в ночи" (утихни, ностальгия!) и разбитных воплей веселящихся компаний, как это принято у нас. Впрочем, как мы убедимся позже, тихий Париж - это вовсе не обязательно спящий Париж.
  
  "Куда мне до нее! Она была в Париже..." В. Высоцкий
  "Париж стоит Месси" Генрих Четвертый и руководители ПСЖ
  "Понемногу я влюбляюсь в Париж. Это колдовской город. Он ничего не дает насильно. У него умная снисходительность, и потому все получается само собой, как у людей, которые ничего не делают напоказ." Л. Белозерская-Булгакова
  1.
  
  Итак, Вы проснулись утром в Париже, в двух шагах от Лувра и его кафешек. Что делать? Можно, конечно, заказать бутылку виски в номер (вообще-то ничего заказывать не надо, для этого есть холодильник, и там бар с водой и чего погорячее) и весело провести время, посчитав свою задачу выполненной. Затем приумножить тишину вечернего Парижа своими "рэгами" и чувствовать себя как дома. Но мы, разумеется, с Вами друзья - из другого теста, люди совсем иной направленности (гордо надуваем щеки и грудь, не забыть бы треуголку Наполеона одеть и характерный жест его). Нам интересно, так сказать, "пощупать" древний город на предмет его красот и достопримечательностей. Чем мы и займемся в самое ближайшее время.
  
  Для начала выходим и просто пробуем ориентироваться по улицам и карте. На самом деле, это несложно, везде есть указатели. Пересекаем улицу Риволи, слева Лувр и движемся прямо по направлению к Сене и мосту. А теперь - в тюрьму.
  Нет, мы, как добропорядочные граждане Парижа, ничего не нарушили. Но, побродив немного по мосту и прилегающим улочкам, выяснив преимущества парижских подземок (там очень приличные и, главное, бесплатные туалеты, каковых в городе раз-два и обчелся), мы выбираем первой целью нашего знакомства с городом замок-тюрьму Консьержери. Нет, не потому, что нас настолько интересует местная пенитенциарная система. Консьержери - выдающийся памятник древности, это одно из самых старинных зданий еще того, старого, дореволюционного Парижа, сохранившегося от Капетингов до наших дней. К тому же, он ближе всего к нам. Пересекаем по мосту Сену.
  
  Вначале Консьержери был частью королевского дворца (пережил династию Каролингов, именно в нем размещался знаменитый первый король Гуго Капет новой династии), затем резиденцией графа де Сьержа, первого управляющего дворца, отсюда и название. А уже потом, во время "славнозвiстной" революции стал тюрьмой, именно здесь провела два месяца Королева Мария Антуанетта, прежде чем 16 октября 1793 года взойти на эшафот...
  
  Не будем судить чужую историю, нам своей хватает. Важно то, что одно из древнейших зданий Парижа отреставрировано и прекрасно сохранилось. Большой, величественный зал, где, возможно, в свое время короли принимали аудиенции, проводили церемонии. Высоченные потолки, острые готические пики, уходящие в небо. Чувствуешь прикосновение к чему-то минувшему, из старой эпохи. Именно здесь, в тронном зале Консьержери, мы сфотографировали орбов. Как, Вы не знаете, что такое орбы? Это маленькие белые шарики, едва заметные на фотографиях. Развоплотившиеся ли души или же энергетические сгустки, спор о том, что это на самом деле можно вести очень долго, важно лишь то, что это не дефект пленки и фотоаппаратов, а совершенно реальный эффект, который не в силах увидеть глаз, но видит почти любая современная фотокамера. Орбы чаще всего пребывают в каких-то энергетических местах, они питаются энергией, поэтому места их пребывания вовсе не обязательно кладбища, они могут быть где угодно. Это могут быть молельни, общественные места, залы, комнаты собраний и.т.д. Они довольно безобидны, но могут забрать у Вас немного энергии, если не жалко. Есть уже целые книги, написанные по этому поводу, но истина, как говорится, еще ждет своего соискателя. Я упоминаю об этом только потому, что кроме Консьержери в Париже мы больше нигде не фотографировали орбов. Это, на мой взгляд, говорит о важности и древности этого места, об избытке энергии, находящейся под его высокими сводами...
  За залом идет ряд комнат, некогда бывших камерами для местных узников. В них находятся восковые фигуры преступников и тюремщиков. На стенах портреты и историческая информация. Мда, судя по старым зарисовкам, лидеры французской революции, что Робеспьер, что Камилл Демулен, что Дантон и другие были весьма неприятными личностями... Лица не глупые, но очень обостренные, фанатичные, словно ощущается некий душевный излом. Впрочем, а кто бы другой, кроме фанатичных негодяев смог бы раскрутить такую "мясорубку", машину крови и смертоубийства, что была тогда?.. У них свои негодяи, у нас наши. Но все это - уже часть истории.
  Из известных "посетителей" тюрьмы, кроме Марии Антуанетты (в ее комнате находится восковая фигура в черной вуали и закрытое покрывалом зеркало), это убийца Равальяк, отравительница маркиза де Бренвилье, графиня де Ламотт (из "Ожерелья королевы" Дюма). Кстати, последняя единственная, кто избежала смертной казни из всех перечисленных, когда ее перевели в другую тюрьму, ей удалось сбежать. Веселая была авантюристка. В фильме, если не ошибаюсь, ее сыграла Хилари Суонк. В остальном же, веселого здесь крайне мало. Место, где улыбка невольно отступает и блекнет. В чуть более приличных камерах, именуемых пистолями, узники еще кое-как существовали (бедные камеры - вообще жуть, не надо казни), после чего в 95% их везли сначала к Нотр-Даму на покаяние, а затем на знаменитую Гревскую площадь (там мы еще побываем), где казнили. Четвертовали, вешали, обезглавливали. Время было такое, жизнь человеческая ценилась крайне мало. Этим духом пропитано Консьежери, невзирая на всю облагороженность и "туристичность". Довольно мрачное здание, но оставляющее после себя сильное впечатление. Небольшой "мостик" через века.
  
  А мы направляемся далее, в Сент-Шапель, древнюю церковь, выстроенную между 1242 и 1248 годом. Вместе с Консьежери она входит в единый комплекс зданий из той, средневековой Франции, и тоже имеет огромное историческое значение. Ведь подавляющая часть других старых зданий Парижа снесена в послереволюционное время, перестроена, по-настоящему старых мест совсем немного. И это - одно из них.
  Огромное готическое здание. Очень красиво внутри, цветные витражи с росписью (всего 1113 сцен повествуют об истории человечества от происхождения мира до воскрешения Христа, глобально так, впечатляет) и барельефы, колонны, своды. Много людей внутри. Здесь находится статуя Святого Петра, а также много реликвий, главной из которых считается очередная версия Тернового Венца, а также копье Лонгина. Каждая уважающая себя крупная церковь мира имеет по такому и считает именно свою реликвию настоящей... Производит впечатление Западная Роза, которая иллюстрирует пророчества Иоанна Богослова, Апокалипсис, ворота, из которых, якобы, вырвется мир мертвых и поглотит мир живых. Можно только пофантазировать и предположить, глядя на отдельные барельефы, какие чудовища прячутся за ними... По винтовым лестницам можно подняться на секретный второй этаж, куда ранее, в те времена, не было хода простым смертным, а могли подниматься лишь сами короли.
  Все эти готические здания - остатки былого величия французских королей, которые обладали полной вседержавной властью и стремились увековечить свою славу в этих монументальных сооружениях. Я не очень религиозный человек, но в Сент-Шапель было интересно побывать.
  Разумеется, после массы новых впечатлений туристу необходима передышка и обед. Мы направляемся в Люксембургский Сад, он находится относительно недалеко, если срезать по диагонали угол. Бывший королевский парк занимает площадь, на секундочку, 26 гектаров! Включает искусственное озеро и большое число зеленых насаждений, террасы и клумбы, здесь очень приятно посидеть и отдохнуть на скамейке. Но для начала мы идем в кафе, что на углу. Общаемся с очень общительным официантом, который постоянно что-то говорит, а если замолкает, то только для того, чтобы что-то запеть. Но неприятного впечатления не производит, просто такая манера общения. Спрашивает по поводу вина и удивляется, когда мы просим не разбавлять вино. Во Франции пить неразбавленное вино считается не очень-то приличным) Но это - для местных "слабаков", а к туристам, разумеется, не относится. Если б мы хотели разбавленное вино, то взяли бы просто сок)) Тарелки с салатом и мясными блюдами очень большие, еды реально много, в отличии от наших реалий, когда могут положить кустик, накрыть листиком, и это будет считаться салатом. Но и цены европейские. Обед, ужин здесь обходится в среднем в 45-60 евро, сэкономить практически нереально. В принципе, довольно вкусно. Имеется в виду, в данном Люксембургском кафе, поскольку в целом, как мы убедимся, найти вкусное кафе в Париже не так-то просто. "Места надо знать".
  
  Сытые и довольные, идем гулять дальше. Очень приятное впечатление производит этот Люксембургский парк! Хотя может частично потому, что мы сытые и довольные. Однако же, чисто, аккуратно, красиво, живописно, зелено. Аллеи с фонтанами, в озере плавают лебеди. Много семейных пар с детьми гуляет здесь, что уже характеристика. И пожилые люди тоже. Мы наблюдаем, как пенсионеры играют в местную популярную игру (петанк, кажется, называется) - кидают железные шары на размеченной площадке. Доселе приходилось видеть только в кино. Ну, это у них, у нас домино, рыба, глуши и все дела))
  
  Парк большой, мы медленно возвращаемся пешком к своему отелю, не рискуя воспользоваться услугами метро. По пути заворачиваем к Нотр-Даму, оцениваем большое количество велосипедов на местных улицах. Стоят на специально оборудованных для них парковочках, бери - не хочу. Но, видимо, все же как-то на платной основе, как и все здесь. И как же без местных сумасшедших?) Видим, как в кафе большой волосатый мужик пристает к посетителям, говоря что-то невразумительное, вроде "Бара-бубу-бубу-дабу-барабубу!" (за точность фонетики не поручимся), активно жестикулируя при этом, почище Луиса де Фенеса. Но все без агрессии, вызывает лишь улыбку. В этом городе можно сходить с ума... Может он действительно был нормальным, когда приехал сюда, а потом малость очумел под действием красот Парижа?!)) И стал местным) Фотографируемся возле Нотр-Дама, но внутрь заходить как-то душа не просит, немножко находились, устали ноги, да и впечатлений и так много для первого дня. Осторожнее с прекрасным, а то вдруг тоже "забурубубукаем"))
  
  Кстати, пока идем, видим очень много, так сказать, "нефранцузских" лиц. И это вовсе не негры, как можно было бы подумать, вспоминая национальную сборную Франции по футболу. Азиаты! Их так много на каждом шагу, что можно подумать, что ты приехал не в Париж, а куда-нибудь в Пекин или Пхеньян. Думается, без ошибок в эмиграционной политики у французских властей не обошлось... Вроде как слышал краем уха, что сейчас принялись исправлять ситуацию. Но это их внутренние дела.
  
  Вечером решаем перекусить в кафе и зачем-то выбираем китайское)) Вот и вспоминай за азиатов. Еда и суп ОЧЕНЬ перченые, наши китайские кафе - детские игрушки, по сравнению с этим "удовольствием". Глаза лезут из орбит и просятся на ладонь. Дыхание - Горыныча по опохмелу, запивать совсем не помогает. Уважаемые граждане туристы! Не ходите в Париже в китайские кафе, поверьте, лучше это сделать дома, а там поискать что-то все-таки более традиционное. Проверено.
  
  Вот, один день, целый день в Париже минул, многое увидено и отсмотрено, но далеко не так много, как хотелось бы. Увы, силы человеческие и возможности не безграничны. Завтра предстоит научиться ездить на метро, также запланирована экскурсия, что обещает не менее интересный день. Вечером наблюдаем огни Эйфелевой башни, вечерний Лувр, гуляем вдоль Тюильрийского сада, до галереи Лафайет, осматривая местные приятные магазинчики на предмет сувениров (я покупаю фирменную футболку "ПСЖ" - на память). После "китайского перчика" - очень успокаивающее занятие) Эх, вот бы как в "Полночи в Париже" встретить еще экипаж, увозящий в то время...)
  "Когда Богу на небе скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары." Г. Гейне
  "Живут только в Париже, а в других местах(кроме Одессы!) прозябают." Ж. Грессе и мы))
  
  2
  Утро в Париже начинается с того, что надо идти за завтраком в кафетерий отеля. Питание входит в стоимость проживания, так что пренебрегать, как говорится, не стоит) Тем более, что завтрак всегда очень вкусный, булочка - так просто объедение. Вроде бы наподобие того, чем нас угощали в самолете, но на порядок вкуснее. Обязательно на выбор предлагают сначала "каффе, джуте", тобто, кофе или сок. Но можно и чай попросить. Мы долго удивлялись, почему официантка лучше понимает по-русски, чем по инглишу, пока с грехом пополам не поняли из общения, что она сербка. Кстати, мы явно не одиноки. То слева, то справа временами доносится русская речь. Хотя, знаете, наших тут не очень любят... Очевидно, за ту хамовитость и нахальство, к которому успели приучить "новые русские" в Париже, бросив тень на остальных наших, приезжающих сюда. Но мы-то - на порядок выше бери! - из Украины. Салфетки на пол не бросаем, дверь ногой не открываем и.т.д. С другой стороны, азиаты у них тихие и мирные, вежливые наверняка и аккуратные, это у них в крови, но, как мы уже успели заметить, потихоньку вытесняют исконных французов)
  
  А пока у нас самих в крови бегает горячий "каффе" (хотя можно было взять и "джуте"), самое время продолжить наше путешествие по Парижу. На очереди - музей Гревен. Для этого мы находим, руководствуясь картой и указателями, бульвар Монмартр. В принципе, не так уж и сложно! Хотя всегда есть риск оплошать, не будучи знакомым с местными реалиями. Так я, например, на свою беду и грех, зашел в местный уличный биотуалет. Зайти, хорошо, зашел, а как осуществить цель визита и, самое главное, выйти оттуда?! Все незнакомое, какие-то кнопки кругом, ничто не напоминает о привычном и бренном, еще и голос какой-то женский вещает, очевидно, инструкции, но обладай я даром драконов понимать все языки - очевидно, бы и воспользовался, а так... Еще и очередь собралась, посмотреть на идиота, что в туалете застрял. В общем, удалялся я оттудова быстрыми шагами и с гордо поднятой головой. А чего, их бы в наши туалеты, ага, био, что на улицах и вокзалах, так они, бы, блин, поняли, где настоящая засада... Где враг притаился, как говорится.
  
  Заходили по дороге в бутики разные, в книжный. Интересно, выбор огромный, глаза разбегаются, но нам Дюма в оригинале вроде как ни к чему, а единственный томик Пушкина на русском, как бы, тоже без особой надобности.
  
  Итак, знаменитый музей Гревен - музей восковых фигур на бульваре Монмартр. Билеты не самые дешевые, что объяснимо, вероятно тем, что помимо осмотра музея включают в себя так называемое "светопреставление". Заходим в большой зеркальный зал, и там, в темноте возникают всякие цветовые эффекты, картинки, под завораживающую музыку. Если положить руку на сердце - в принципе, ничего особенного и ошеломляющего, но довольно красиво. Далее сам музей, где можно уже фотографировать. Наиболее интересна историческая его часть, где восковые фигуры застывших в движении различных героев своего времени, в том числе, французская революция, инквизиция, казни... Производит впечатление, довольно натуралистично, мимика выражена. Далее идут фигуры уже куда более мирные, ближе к нашему времени, и Наполеон, и Линкольн, и Жан Маре, Луис де Фенес... ба, а вот Горбачев, Буш и прочие культурологические личности. Мадонна в вызывающем наряде, Бритни Спирс пока не заметили. Залов очень много, но ходить по ним особо не утомляет. Главное что - самому не стать экспонатом такого музея, как в ряде фильмов ужасов на эту тему часто-густо склонны пополнять коллекцию посетителями)) Будут тебя потом всякие трогать лапами и говорить: "Посмотри, совсем как настоящий!".
  
  Но мы уже на свежем воздухе (мир ловил нас, но не поймал) и направляем свои стопы... куда? Ага, нам придется освоить метро и проехать к зданию центральной ратуши, парижской мэрии, которая находится на легендарной Гревской площади, где пару веков назад происходили казни... А также некогда находился по историческим сведениям исключительно вонючий рыбный рынок, который давно убрали.
  
  Но это в историческом "вчера", а сегодня здесь мирно и светло, катаются скейтбордисты на досках, парни и девушки совместно играют в баскет и еще во что-то... Только фотографироваться здесь почему-то нельзя, просят убрать камеру. Может орбы проявляются?) Здесь, под гигантскими часами мы ждем своего экскурсовода, что немного подновит наши знания о Париже. Пока есть время, перекусываем бутером, поскольку доехали быстрее, чем рассчитывали.
  
  Кстати, пользоваться метро тоже совсем несложно. Прежде всего, покупаем билетики, в автомате или вживую. По последней информации, теперь можно только в автоматах, зато там добавили в меню русский язык. Мы покупали в кассе. Билетик маленький, и его важно не потерять. А то придется перелезать, как подобает варвару)) По вагонам время от времени ходят контролеры и проверяют на "зайчизм", так что себе дороже. В каждом вагоне есть подробная схема метро, объявляют остановки, так что захочешь заблудиться - и не сможешь. Быстро, удобно. Вспоминаем пешую прогулку с Люксембургского парка и жалеем, что уже тогда не воспользовались метро, ибо экономит время и силы, которые нам, в Париже, как говорится, совсем не вечным (а лишь четыре дня осталось по сути) очень даже не помешают.
  
  От экскурсовода мы действительно узнаем много нового. Прежде всего, такую интригующую деталь, что нынешний мэр Парижа имеет очень много общего с могучим фрезеровщиком из Челябинска, Иваном Дулиным. Проще говоря, он гей. Представляете такое у нас? Я не очень. А вот парижане, по слухам, им очень довольны и собираются переизбрать. Мол, подчиненных, вопреки природным наклонностям, на работе не дрынкает (а личный досуг свят!), о городе заботится, много строит, зелень насаждает. Ну так и пусть себе "мэрит" на здоровье...
  
  Узнаем также о том, что Париж перестраивался при Наполеоне Третьем, и действительно старых, древних зданий осталось раз-два и обчелся, а видим мы преимущественно новую, пусть и тоже богатую колоритом историю. А старый Париж был средневековым городом в привычном формате: маленькие мощеные улочки, прямо на них куча грязи, канализации не было, поэтому, нечистоты с нагрузкой выливали прямо из окон на дорогу перед домиками. Соответственно, амбре стоял невыносимый, антисанитария, болезни правили балом и собирали жатву, а жизнь в среднем была весьма недолгой. Что говорить, если в королевском дворце в Версале до сих пор до конца не выветрился запах, простите, мочи, которую из цветастого королевского горшочка так же, без особых мудрствований, выливали из окна, разбрызгивая добро по стенам... Вибачаемось за подробности, но что было, то было. Собственно, зачем в старом Париже мушкетеры и прочие гвардейцы кардинала носили долгополые шляпы? Для красоты? Ага, щас. Это чтоб помои, что выливали сверху, на голову не попали! А приветствие знаменитое, когда шляпой махают куртуазно, вниз и в сторону? Элементарно, Ватсон: чтобы содержимое шляп ушло куда-то на землю, а самому выглядеть и пахнуть хоть относительно прилично перед знакомым или двором...
  
  А ныне Париж - красавец, но к своей истории относится с большим уважением. Именно поэтому здесь повсюду сохранились и реставрируют памятники истории, всевозможные соборы, дома и постройки 18-19 века, церкви. Мы зашли в несколько из них, очень красиво, клиросы и амвоны, внушительные своды, тишина и умиротворение, а ведь некогда под ними громогласно читали проповеди, обрушивая господний гнев на грешников и нечестивцев... Побывали в еврейском квартале Парижа, где стоит мемориальная доска с поименным списком всех жертв гитлеризма во время войны (вечная память!), а также полный перечень тех людей, что спасли хоть одного еврея во время войны. Опять-таки, умеют чтить историю...
  Также мы посетили дворец королевы Марго, Маргариты Валуа, что нам известна по трилогии Дюма. В ту поры были в моде пышные юбки, кто-то прятал там съестные припасы, кто-то низкорослых любовников, но сия достойная дама пошла еще дальше: там, во "глубине сибирских руд", у нее хранились сушеные сердца ее умерщвленных хахалей... Правда, Вы тоже воспылали желанием? Остается добавить, что легендарная королева была нимфоманкой, переспавшей, пожалуй, со всем двором, да и смерть ее показательна: на склоне лет она любила сидеть в неглиже перед открытым окном, завлекая прохожих своими прелестями, но ветер не всегда приносит только свежесть, однажды она простудилась, что и стало причиной летального исхода. Покойся же с миром, достойная женщина!
  
  Заглянули в музей Виктора Гюго. Интереснейший был человек! Как известно, помимо писательской деятельности, он был пэром, избирался в парламент, и имел самые серьезные планы относительно своей политической карьеры, но в какой-то момент она пошла под откос и выше определенного уровня Гюго уже не поднялся. Хотя он никогда не бедствовал, его романы, не только "Собор Парижской Богоматери" или "Человек, который смеется", пользовались огромным успехом еще при его жизни. При этом Гюго был тем еще ловеласом, до глубокой старости бегал чуть ли не за каждой юбкой. К своей первой жене, Адели Фуше, быстро утратил интерес, и она стала встречаться с его другом, поэтом Сент-Бевом, человеком внешне крайне уродливым, но при этом чувственным и добрым. Не с него ли писался образ Квазимодо? Женщиной, которая любила Гюго почти всю жизнь, стала Жюльетта Друэ, но обращался он с ней, надо сказать, крайне по-свински. Насколько нравственны и высокоморальны были произведения Гюго, настолько же он сам был беспринципен и аморален с людьми. Возможно, именно поэтому, вопреки всей своей успешности, был довольно несчастным человеком. Способствовали этому и жизненные трагедии: одна его дочь погибла, вторая сошла с ума, быстро умерли и сыновья. Лишь Жюльетта, несмотря ни на что, оставалась с ним до конца. В музее мы видели портреты самого Гюго, его жен, любовниц, детей и близких, посмертный бюст писателя, выполненный рукой Родена, в музее которого мы еще побываем.
  
  Напоследок экскурсовод (приятная, симпатичная эрудированная девушка из Украины, что живет в Париже уже больше 9 лет) показала нам места, кафешки, где сидят "нетрадиционалы". Они обозначены цветным значком, вроде радуги. Мэр заботится о своих "товарищах по несчастью", так что здесь к "голубым" очень толерантны. Интересно у нас, на какой бы день разгромили такое открытое кафе?.. На первый или на второй? Самое интересное, никто даже не бегает вокруг с высунутым языком и не кричит: "Смотрите, п...сы, п...сы!!!". Все на редкость мирно.
  
  Возможно, тому способствует погода. Она дивно хороша для октября, солнечно, светло, уютно. Ничто не мешает бродить и наслаждаться парижским колоритом. Даже если это места для "голубых"...
  
  Поиски пищи после экскурсии снова завели нас в "китайский квартал", то есть, ресторан. На сей раз все было еще горючее! Если в первое посещение была еще некая изюминка, то теперь и не наелись, и языки высунули, и настроение чуть подпортили. Правда, совсем чуточку. Кстати, людей там много сидело, что в первый раз, что во второй, а официанты поменялись. И что, нравится им своей пищей превращать людей в рыб, выброшенных на сушу?..
  
  Однако же, давайте о чем-то более приятном. Завтра с утра мы едем в Диснейленд!
  
  "Париж - единственный в мире город, где можно отлично проводить время, ничем, по существу, не занимаясь." Э.М. Ремарк
  "Воздух Парижа особый. Достаточно взглянуть на пейзаж второстепенного французского художника, чтобы убедиться в этом. Кроме красок, кислорода, азота и других материй в него составной частью еще входит сложная молекула первозданной СВОБОДЫ." В. Яновский
  
  3.
  Побывать в Диснейленде, так уж сложилось - заветная мечта почти любого, кто едет в Париж. Такими легендами овеяно это место, таким искренним восхищением всех, кто там был. Правда, изначально это восхищение казалось мне каким-то детским, ну что там, мол, клоуны ряженые бегают и музыка играет, да и карусели, аттракционы, признаюсь по чести, в силу моего излишнего пиетета к высоте, никогда не увлекали. Но оказалось, что Диснейленд - это действительно очень круто! И заслуживают всяческого уважения и даже восхищения те люди, кто сумел все это сделать и организовать.
  
  Чтобы добраться до Диснейленда, необходимо ехать на метро, но не на обычном поезде, а, так называемом РЭР (RER), это пригородная электричка. Нужно быть внимательным при покупке билетов, на них все указано, откуда и куда на них можно доехать, (в отличии от метро на РЭР билет идет не только на вход, но и на выход) а также следить за указателями и остановками. Внешне отличий практически нет. Сначала мы добрались на обычном метро до узловой станции Les Halles, а затем перешли на РЭР-линию, идущую в сторону Marne-la-Valee. На экранах указано время до прибытия и направление, поезда, как ни странно, они ходят по расписанию без задержек. Чудаки, право слово. По пути туда смотрел по сторонам, но никаких сногсшибательных ландшафтов за окном вагона, собственно, не увидел. Не то, что у нас в Одессе на 20-м маршруте трамвая)) Если сел в правильный поезд, то дальше ошибиться сложно, поскольку Диснейленд - это конечная остановка. Пропустишь - так все равно выгонят)
  
  Что прежде всего подкупает в Диснейленде - это атмосфера. Ее очень трудно передать словами, нужно просто быть там. Мы приехали почти с самого утра и пробыли почти до закрытия, до 5 часов, и, надо сразу заметить, совершенно не хотелось уезжать.
  
  По своей сути Диснейленд - это гигантский парк с аттракционами, разделенный на две части, куда покупаются отдельные билеты, одна более развлекательно-карусельного характера, другая как студия, где можно посмотреть и узнать много интересного о самом Диснейленде, Голливуде и не только. Правда, мы слишком много пробыли в первой части и по второй пронеслись уже галопом) Время летит очень быстро. Увы и ах.
  
  Аттракционов действительно очень много, от и до, разнообразного характера, от выстреливающей в небо пушки (да шоб я, и на такое полез! Правда, попал из огня, да в полымя, см. дальше) до подводной лодки, имитирующей жюльверновского "Наутилуса". Сам парк также опоясывает железная дорога, по которой можно прокатиться с экскурсией по парку, а заодно и перемещаясь в его пределах. Я ж говорил, Диснейленд очень велик! Посмотрев различные представления, постреляв, побывав в доме страха, побродив, перекусив, накупив сладостей и талисманов себе на память, мы неожиданно попали на совершенно убийственный аттракцион. Как? Смотрим, очередь стоит куда-то здоровенная, наверх, на второй этаж тянется, а внизу вагончики по кругу проплывают, на вид совершенно безобидные, вокруг все мирно, спокойно, ну мы и пристроились в эту очередь. Заодно смотрим, а там на горе какие-то трамвайчики аж в небо всплывают, летают под облаками, я смеюсь, говорю: "Это ж надо каким быть идиотом, чтоб туда попасть!". Что-то неладное я почувствовал уже когда мы садились, и нас пристегивали. С чего бы, мирные вагончики, че я, за перила не подержусь, что ли?.. А потом было уже поздно, потому что они поехали, сперва очень тихо и мирно, но потом... ВАШУ Ж МАТЬ!!!!!! Это ж и есть эти летающие трамвайчики, а нас прет на гору!!! Блин!!! А что делать уже?.. Только кричать и оставалось, как и делала моя спутница, а Ваш непокорный слуга просто закрыл глаза, поскольку, блин, СТРАШНО-ТО КАК!.. Узкая колея ведет резко наверх и прыгает с виража на вираж, под нами ВООБЩЕ ничего нет, люди внизу как маленькие мушки где-то там, и небо, небо... И только тонкая полоска ремня фиксирует тебя на кресле, неправдоподобно жалкое, иллюзорное препятствие... В животе пустота размером с пропавшую Атлантиду, ветер в лицо хлещет. И какое героическое название для статьи: "Смерть украинских туристов в Диснейленде". Траурная рамочка и подпись: "Эти идиоты зачем-то полезли на железную горную дорогу". Мысль о том, что здесь еще никто не умирал (точно никто?..) категорически не утешала! Господи, я, наверное, стану болельщиком "Локомотива", если только слезу отсюда... И, главное, как же долго летали эти вагончики... Глаза я, честно скажу, как смелый человек, почти не открывал. Прикидывал в голове, на какой секунде вылечу, и вдруг там какое-то озеро...
  
  Когда все закончилось... нет, руки-ноги не дрожали, и шел вполне нормально, но говорил исключительно с трудом и нецензурное. Да шоб меня... да каким калачом... да сюда еще раз... тем не менее, испытание высотой прошло, штаны сухие, а экстрим в жилах остался. После такого, знаете, даже на пушку эту ихнюю смотришь иными глазами: да подумаешь!.. только вверх-вниз, а тут с горы, да в поднебесье, да вообще... пипец полный! И это я, что и на колесо обозрения без трепета не взойду. Собственно, не взойду даже с трепетом)
  
  Но все дело в том, что, малость отрелаксировавшись, мы попали на еще один аттракцион, что и о вагончиках заставил думать поспокойнее. И опять, безобидные на вид лодочки, дельфинчики, "Подводный мир" называется... а я Жак-ив-Кусто, блин... напросился. Ничто опять не предвещало подвоха, пока "лодочки" не нырнули куда-то в темноту и не начали КРУЖИТЬСЯ!!!.. Вы понимаете, в вагончиках хотя бы крепко держишься за поручни и на что-то надеешься. Здесь же... болтает во все стороны, на сумасшедшей скорости, во всех направлениях, и поручней-то нет, а держишься за сидение... Скажу честно, пальцы начали соскальзывать. Потихоньку так... И понимаешь, что тебе ничто и никто не поможет, уж не знаю, какие у них там подстраховки были, что кричать бесполезно... А вокруг еще жабы какие-то всплывают, и все крутит, крутит... Еще бы немного, и все, пальцы уже разжимались, но тут "лодочка" приплыла к старту... Что сказать, никогда не бывает так страшно, чтобы не было еще страшнее. Видели мы еще парочку аттракционов... И кольцо парашютное до небес, и какую-то палку с кабиной заоблачную. Нет уж. Хватит. На всю жизнь такого хватит) Извините меня, уважаемые поклонники экстрима, наверняка, Вы бы восприняли сие совершенно по-другому и наоборот не пропустили бы ни одной такой возможности еще на чем-то прокатиться, но я предпочитаю бренную землю "ужасу высоты")
  Тем более, что время летит, как выпущенное из пращи, мы и первую-то часть толком не успели облазить, а солнце клонится к зениту. В студии мы еще успели прокатиться на, так называемой, "экскурсии в Голливуд", как снимаются фильмы. Там тоже едешь на вагончике, а прямо на твоих глазах взрываются автобусы, в лицо пышет жаром, затем катится огромная приливная волна и падает почти у самых твоих ног, обдавая брызгами, видишь поезд, свесившийся с рельсом над пропастью, ну, и много чего такого, интересненького, кинематографически-натурального. Настало время возвращаться. Вы не поверите, но уже 5 часов, на аттракционах вешают замки. Хотели напоследок на карусели, и то не успели)
  
  Кстати, где то читал, что в Диснейленде якобы полностью отсутствует алкоголь. Это не совсем так. Здесь действительно очень много подарочных бутиков, сувенирных, и в них действительно нельзя купить ничего крепче колы. Но на территории действует, так называемый, "вип клуб", и вот там употребить уже очень даже можно. Правда, чтобы стать членом этого "випа" и получить доступ к Бахусу, нужно или 10 лет его посещать, или что-то такого плана, я не совсем понял, в общем, долго ждать, да еще платить очень солидный денежный взнос. Ну это так, к слову.
  
  В общем, что сказать, друзья, в Диснейленде просто надо побывать. Я уверен, что каждый найдет в нем что-то особенное для себя, нам очень и очень понравилось, и мы надеемся как-то еще вернуться туда. И завершить начатую экскурсию. Совершенно очаровательное, бесподобное, запоминающееся место и для детей, и для взрослых. На память остались футболки, конфеты, фигурки, фотографии, но все это, конечно, не то, поскольку не передает всего шарма, всего великолепия атмосферы Диснейленда. Эх, пора в обратный путь.
  
  
  Все точно так же, как и туда, только в обратной последовательности: РЭР - метро до нашей станции с шариками - и пешком к отелю. Правда сначала мы зашли в новое кафе, какой-то неопределенной арабской-индийской кухни с заунывной музыкой, яства которой, скажем прямо, оказались так себе, наесться да, восхититься нет. И усталые ноги уж зовут отдыхать...
  
  Хо! Мы были в Диснейленде! И завтра, что бы там не чесалось и не болело, мы посетим символ Франции - Эйфелеву башню. А также находящийся фактически под боком Лувр - последние дни он был закрыт на реставрацию, но завтра открывается.
  
  "Париж, Париж - мой славный друг,
  Париж, Париж, старинных стен незыблемая сила.
  Париж, Париж - сон наяву,
  Седая ночь в тебя влюбилась." Кар-Мэн "Париж"
  
  Л. Белозерская-Булгакова
  "В Париже все хотят быть актерами. Участь зрителя никого не устраивает."
  Жан Кокто
  
  4.
  
  Утренние "Каффе-джуте" - и мы в бой! Эйфелеву башню видно практически с любого места Парижа, но приблизиться к ней - задание нелегкое, все время зрительно кажется, что мы уже вот-вот пришли, однако время идет, а подножия башни все нет. Мы идем маленькими узкими улочками, не минуя посещения отдельных бутиков, на тротуарах полно стоянок велосипедов, машины же стоят так плотно друг к другу, экономя место, что наверняка не минуют царапин. Что ж, "в тесноте, да не в обиде". Движение по улицам оживленное, но пробок нигде нет. Башня то кокетливо выпрыгнет перед нами во всей своей мощи, то снова спрячется, словно стесняющаяся семиклассница. Хотя построена она Густавом Эйфелем еще в 1889 году. Высота ее - 320,75м. Сейчас рассматривается проект, чтобы сделать из башни эдакие "висячие сады Семирамиды", осадив зеленью. Денег придется вбухать кучу, зато - очень экологично, ну, и символ национальный на века. Хотя и так слава Эйфелевой башни несется по всему миру.
  
  Однако, вот и она, красавица. К нам сразу подбегают какие-то негры (политкорректно - парижские торговцы-афроамериканской внешности) и наперебой втюхивают статуэтки с башней, даже какой-то опрос суют, остается вежливо отмахиваться "мерси, мерси, мерси". А какая же очередь! У-уу... людей такое множество, что здесь можно провести свой день, дожидаясь "черги" подняться на верх башни на лифте. Нет, таких планов у нас не было, поэтому решаем, что весьма достойно будет просто пофоткаться здесь с разных ракурсов, а наверх поднимемся как-то в следующий раз. Вообще, вечером, наверное, тут особенно эффектно, панорама Парижа с такой высоты...
  
  Идем по Марсовому полю, оставив башню за спиной. Зелено, красиво, солнечно. Как ни странно, нигде нет табличек на французском: "Сидеть на газоне запрещено!", "Не приближаться к деревьям!", "Не гадить в парке!" и.т.д. Ну да, парижане они ж сознательные... Даже за собаками в пакетик собирают. Хотя, знаете, и у нас подобное в последнее время начал замечать изредка. Парижская молодежь вольготно разлеглась на траве, загорает и отдыхает. Наверное, умеют, не оставлять после себя кучи мусора и бутылок или убирают. Самосознание! Как бы наших к этому приучить? Загадили ведь все, что было возможно, такие красивые места зачастую... И фонтанчики у них, как при Союзе когда-то были, повсеместно. Почему же у нас решили, что путь в Европу лежит исключительно через покупку модных шмоток и свободу болтать о чем угодно и как угодно, а элементарное, убирать за собой, следить за природой, быть аккуратными, вежливыми - это что-то "чужеродное"? Ведь с этого все начинается, отношение к себе, к людям, к природе. Кому мы такие нужны в Европе, с таким срачем, извиняюсь, причем не только на улицах, склонах, пляжах, но и в умах, в сознании?.. Именно там начинается разруха, как говорил профессор Преображенский. А как хотелось бы, чтобы так красиво и умно было у нас! Ведь идешь по Парижу, везде чистенько, аккуратно, с любовью - душа радуется, завидуешь, но по-хорошему, по-белому. Счастлив тот народ, который может позволить себе жить хорошо...
  
  И люди, улыбаются, все до единого вежливые, стараются подсказать даже на вопросы на очень ломаном английском - кто сказал, что это неприятно? А "пошел отсюда, придурок!" или мягкое "идите себе", как у нас принято, это разве лучше? Нет, конечно, не стоит улыбку приклеивать на уста, не наша это ментальность, допустим, но вот элементарная вежливость по отношению к людям еще никому не мешала. Хотя что наших людей учить, они ж сами все знают, все самые умные... Только удивляются еще при этом, почему такие бедные и не в Европе. И власть, что ни одна, так другая приходит, чем дальше, тем страшнее.
  
  А мы тем временем держим путь в Дом Инвалидов. Он находится совсем неподалеку, прошли через все Марсово поле, повернули налево, еще немного прошли вперед и уже на месте. Один из первых в Европе приютов для инвалидов войны, пострадавших в различных сражениях, построен еще в 1674 по приказу Людовика Четырнадцатого. Самое любопытное, до сих пор принимает инвалидов, но основное назначение ныне - музей. Там находится прах самого Наполеона. Его гробницу окружают 12 величественных статуй, символизирующие успешные битвы, хотя общим числом их, конечно, было больше двенадцати у великого полководца, "завернувшего не туда" в Россию. Ну и сам музей, посвященный военной истории Франции, "от и до", очень много залов, много информации, старых портретов. От времен революции и до Великой Отечественной, накопленный объем информации вызывает уважение. Хотя вот здесь должен заметить, что и у нас дома музеи весьма неплохие - было бы финансирование на надлежащем уровне, а то распродается, выбрасывается даже эксклюзивный исторический материал... Например, жил у нас в Одессе настоящий спортивный энтузиаст, Аркадий Иванович Шварц, собрал за жизнь просто кучу исторических вырезок, заметок, вымпелов, афиш к матчам, и тому подобное, сам видел, своими глазами, в руках держал даже, очень человек футбол любил, детишек тренировал... К сожалению, умер, возраст, здоровье, пусть земля ему пухом будет, но последним желанием его было, чтобы его бесценную коллекцию как-то использовали, чтобы она людям пригодилось. Передавал людям без денег, просто так, в дар. И что?.. Нет, никому не нужно это у нас. Теперь все утеряно, выброшено, наверное, на помойку. И куда, и чего же мы хотим, пока у нас такое отношение к жизни, к людям и к своей истории?! На что жалуемся, как тот доктор говорит?..
  Эх!.. Пофоткались мы основательно вблизи Дома Ветеранов, там еще такой мини-парк, с клумбами и скамеечками. Скамеечки не выломанные, не испачканы, не исписанные граффити или чем-то таким, клумбы живые, цветы красивые, не пахнут аммиаком. Нет, ну надо же?!..
  
  Недалеко отсюда, на углу бульвара Инвалидов и улицы Варенн находится музей Родена. Знаменитый скульптор Огюст Роден был из той породы мрачных, сосредоточенных гениев, которые всю свою жизнь посвящают одному: искусству. Даже женщины его интересовали преимущественно как модели. Хотя он связал свою жизнь с одной из своих моделей для лепки, швеей Розой Бере (правда, поженились они перед самой смертью, но их связь была самой длительной и прочной), однако подлинной страсти, чувственности в их отношениях было очень мало. Точнее, это она любила его и была готова на все, чтобы быть рядом, почти как в случае с Виктором Гюго и его Жюльеттой, а он... любил свою работу. У Родена были отношения и с другими натурщицами, но, чаще всего, мимолетные. Зато скульптур у Родена действительно было много, и очень много удачных, настоящих произведений искусства. Это может оценить даже неискушенный глаз. Производят впечатление апокалиптические "Врата ада", созданные по заказу государства и отлитые в бронзе уже после смерти писателя, работа была очень долгой. Вообще, абсолютно нескучно здесь в музее, есть на что посмотреть.
  
  А теперь - в Лувр! Бывший дворец - королевская резиденция ныне, как мы все знаем, знаменитый музей, еще с 1793 года (именовался музеем Наполеона), где ОЧЕНЬ много залов и экспонатов. Перед зданием его находится та самая стеклянная пирамида, современная, упомянутая Дэн Брауном в его "Коде да Винчи", что вызывает споры, нужно ли было ее здесь ставить. Ну а что, если на дне Бермуд есть такая, почему бы ей и здесь не быть?..)
  
  Чтобы полностью исходить Лувр не хватит и недели! Поэтому мы проносимся галопом по Европам и успеваем посмотреть лишь часть. Но и той части нам вполне хватает, чтобы насытить себя искусством до упора. Конечно же, наибольшие очереди возле Джоконды, Моны Лизы Да Винчи, пробиться к ней очень тяжело, она за стеклом и никто не знает, оригинал ли выставлен, или, в целях безопастности, все же копия. Скажу честно, видел я и поинтереснее (как для себя) картины, в том числе и у да Винчи. Один его эскиз подводной лодки чего стоит)) шутка. Ну так и туринскую плащаницу многие, так сказать, его руке приписывают...
  
  Очень много залов и много картин, глаза разбегаются, есть немного простенькие и аляповатые, но ряд из них, и мазком, и содержательностью, производят впечатление. В принципе, здесь можно ходить бесконечно долго, вглядываясь в стиль и сюжеты картин, но нас уже поджимает время, Лувр скоро закрывается. Минуем также залы с памятниками истории, первобытными стутуэтками и прочей лепкой. Но осматриваем сие уже мельком, поэтому особых впечатлений, скажу честно, нет.
  Высокое искусство это хорошо, но уже дико хочется перекусить. И нам, наконец, везет в этом плане, находим вкусное кафе с русским меню на улице, перепендикулярной нашей Риволи, возле Елисейских полей. После "китайского" и "арабского" варианта это просто сказка, да и просто очень вкусно. А мы-то думали, что после Люксембургских садов уже и не найдем достойного кулинарного пристанища!
  
  Всего один день нам остается в Париже, и мы хотим провести его с честью. Поэтому поедем в чрезвычайно красивое место, по стопам голоновской Анжелики - в Версаль.
  
  "Быть парижанином не означает родиться в Париже. Это означает - родиться там заново." Саша Гитри, французский актер и драматург
  "Париж - город для тех, кто влюблен." Из кинофильма "Париж, я люблю тебя"
  
  5.
  
  И нам не довелось пожалеть о сделанном выборе! Все, что мы видели до этого - чрезвычайно интересно и познавательно, но Версаль с его Большим и Малым Трианоном (особенно!) - это нечто, самое яркое впечатление от поездки, словно роскошный финальный росчерк пера в нашем увлекательном путешествии. Диснейленд дарит массу эмоций и радость, а здесь словно отдыхаешь душой, окунаешься в сказку...
  
  Поездка - вновь на РЭР, как и в случае с Диснейлендом. Издалека дворец не кажется значительным, но вблизи заставляет проникнуться. Недаром сам "король-солнце" построил там свою резиденцию. Сперва экскурсия по залам. Вот знаменитый люстровый зал, вот опочивальня монархов. Собственно, и окно, с которого выливали королевский ночной горшок... Не спешите морщить нос, запах почти выветрился за долгое время. Выходим на центральную площадку. Здесь принимали аудиенции, устраивали парады, представления. Именно в этом месте снимались куча фильмов, в том числе и "Анжелика".
  
  Но как же красив королевский парк! Его великолепие трудно передать словами. Большие, просто гигантские размеры территории. За целый день его не исходишь даже при большом желании. Множество террас, клумбы, фонтаны, скульптуры, все очень приятно для глаза. И чем дальше по удалению от дворца, тем чудеснее парк, хоть и видно, культурный, ухоженный, но есть в нем что-то от тайны, от дикого леса. Очень много разнообразной растительности, цветов, поют птицы. Не покидает ощущение, что попал в сказку. Как оно там, "здесь чудеса, здесь леший бродит..." Не, лешака французского мы не видели, врать не буду, хоть и, воспользовавшись экскурсионной повозкой, немало поездили и побродили по окрестностям Версаля.
  К парку примыкают пристройки дворцового типа, Малый и Большой Трианон. Строились они преимущественно для того, чтобы обеспечить монархам комфортную уединенную любовную жизнь на природе со своими фаворитками. Так Людовик Четырнадцатый построил Большой Трианон для встреч с маркизой де Монтеспан. Именно любовь этого монарха к цветам привела к тому, что здесь все так благоухает до сих пор, специально приглашенные садовники постарались.
  
  Наибольшее впечатление произвел Малый Трианон. Его построил Людовик Пятнадцатый для маркизы де Помпадур. Впоследствии Людовик Шестнадцатый подарил его последней королеве, несчастной Марии Антуанетте, последние свои дни, как мы уже знаем, проведшей в Консьежери. Тогда ей было всего 19 лет, и она построила за те годы, что жила здесь, деревеньку под свой вкус: маленькие, деревянные домики с прудом, лебедями, мельницей, прекрасными полянами, небольшими террасами. Все довольно просто, но очень элегантно и красиво. Хочется здесь остаться и уже никуда не уезжать... Такой уют, спокойствие.
  
  Эх, короли, короли... Умели Вы жить красиво. Еще чуть больше бы о народе пеклись, а не своих нарядах и драгоценностях, может, и не было бы никаких революций и гильотин... Потому что сами все, как бы это сказать помягче, утратили. Сумасшедшие балы, парады, представления постройки, кучи денег на ветер, бриллианты чуть ли ни в еду толокли, а потом вдруг как-то неожиданно узнали, что денег в казне почему-то нет и страна на грани. Вам это никого не напоминает? Но былое величие все равно бросается в глаза куда больше, чем деяния злосчастной революции, с ее маратами и дантонами...
  
  Опять же, все очень ухоженно. Ни бумажек не валяется, ни тем более бутылок и тряпок, как на наших родных экскурсионных достопримечательностях. Полностью, бережно сохранен дух эпохи. Учиться нам, учиться и еще раз учиться...
  Изрядно пофоткавшись, возвращаемся к Версалю (не слишком охотно, еще бы побродили, но время идет) и садимся в кафе, прямо на территории парка, чтобы выпить настоящего французского белого вина. После сногсшибательного парка и красот Малого Трианона голова и так идет кругом, так что чувствуешь себя в этот момент сродни небожителю. Незабываемые минуты!
  
  Что ж, спасибо этому краю, в гостях очень хорошо, но дома лучше, нас ждет осенняя Одесса. А ведь мы не ведьмы... тьфу!)) мы так и не узнали Париж, а просто пробежались по нему, посмотрели, что успели. Не были, к примеру, на площади Бастилии (сама тюрьма разрушена), в Нотр-Даме, не попробовали, как говорят, обалденно вкусное местное мороженое на острове Сен-Луи, да и лягушачьих лапок тоже не отведали)) Не успели посетить Трокадеро, музей Д,Орсэ, да много где еще можно было бы побывать, но 5 дней - это очень мало для Парижа, успели то, что успели. И вроде бы не так мало... Как говорится, Бог за 7 дней создал Землю, а мы за 5- посмотрели Париж. Ну и кто из нас лучше потратил время?!))
  
  Вечером мы еще посещаем галерею Лафайет, еще одну знаменитость Парижа, где делаем финальные закупки перед отлетом рано утром. И напоследок - прогулка по Сене экскурсионным катером. Уже ночь, но спать не хочется, прохладно немного, но на душе тепло и хорошо. Мимо нас проплывают другие корабли, где люди гуляют, празднуют, отмечают что-то свое, мы машем им рукой. Вдали мелькают огоньки Эйфелевой башни. Сена мягко струится под нами, проносятся люди и мосты. Кстати, по обоим берегам Сены не спит парижская молодежь, много компаний, кто-то играет на гитаре, кто-то поет, кто-то танцует (судя по всему, и употребляет, но утверждать наверняка не будем), кто-то кричит приветствия проплывающим катерам (не, точно употребляют! Шутка)... Прямо-таки сюжет для какой-то "Ночной жизни". Вопрос, куда родители-то смотрят, разрешают гулять по ночам? Интересно, какие нравы у современной парижской молодежи?.. Насчет более взрослого поколения можем сказать точно: свободные. Не раз и не два видели в кафе, как сидит одинокая женщина, пьет вино, потом кто-то из мужчин подсаживается, они о чем-то говорят, затем уходят вместе. Но уточнять у кого-то с расспросами нравы (о, времена!), пожалуй, не будем, невежливо это, как и, допустим, бросить среди улицу шляпу со словами "Месье, же не ма шпа сис жур!..") Еще не хватало нам, с нашим уровнем жизни, надменно поучать парижан культуре и морали)) Как говорится, чья бы корова мычала.
  
  Сена плавно качает нас, приветствуя как своих. И чувствуешь в этот миг, что мир - прекрасен. И ранний подъем уже не пугает, как и очередной полет. Потому что все будет хорошо. Так должно быть.
  
  Пора домой, из Парижа - с любовью.
  
  7.10.2011 - 11.01.2912
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"