Савельев Александр Евгеньевич : другие произведения.

День Святого Валентина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эссе посвящено истокам Дня Святого Валентина или, как его еще называют, Дня Влюбленных и связанным с этой датой обычаям и традициям.


   День Святого Валентина
  
   День Влюбленных, он же день Святого Валентина, является популярным праздником во всем мире, а в последние десятилетия и в России. Изначально это был религиозный праздник, который уже в XX в. стал чисто светским с романтическим ореолом.
   Как считают исследователи, этот праздник, как и многие другие христианские, имеет языческие корни. В Древнем Риме 14 февраля отмечался день богини брака, материнства и женщин Юноны, которой жертвовали цветы, а 15 февраля начинались разгульные празднества Луперкарии, посвященные богу Фавну (имевшему прозвище Луперк). По легенде некогда Рим быстро стал обезлюдивать - женщины рожали мертвых младенцев либо у них происходили выкидыши. Оракул, к которому римляне обратились за советом, предсказал, что это бедствие прекратиться, если римские женщины подвергнутся порке бичами из священной кожи. С тех пор в Риме 15 февраля приносили скот в жертву Фавну, их мясо шло на торжественный пир, а из шкур делали бичи. После пира молодые мужчины, взяв их в руку и раздевшись донага, бегали по городу и хлестали ими всех встреченных женщин, которые охотно подставлялись под удары, веря, что это принесет им плодовитость и легкие роды. В конце празднества женщины также полностью раздевались.
   Популярность луперкалий была настолько высока, что их продолжали отмечать более века после того как христианство стало основной, а потом и единственной религией Римской империи. По распространенной версии именно для борьбы с этим празднеством папа Геласий I в 494 (или 496) г. и учредил День Святого Валентина, но никаких официальных документов об этом не сохранилось.
   Нет у исследователей и единого мнения о личности святого Валентина. Наиболее достоверно можно говорить о существовании Валентина Интерамнского (Тернийского) - жившего в III в. епископа города Интерамны (современные Терни) в Умбрии (Италия). Он был известен своим даром целительства. Когда у римского аристократа Кратона заболел сын, то после безуспешных обращений к врачам отец позвал епископа Валентина, который, по преданию, молитвой исцелил юношу и тем самым обратил в христианство его самого и его родителей. Слава о Валентине распространилась по городу, а его проповедь обратила в христианство много горожан, в том числе Авундина, сына градоначальника, который открыто исповедал себя христианином перед своим отцом. Валентин был арестован, после его отказа принести жертву языческим богам его подвергли мучениям, а затем обезглавили.
   Однако в средние века в Европе получили широкое распространение две легенды о святом Валентине Римском, никак не связанные с упомянутым выше Валентине Интерамнском. Основным мотивов этих сказаний было тайное венчание влюбленных пар.
   Согласно так называемой Золотой легенде (популярном в Средние Века сборнике житий святых и сказаний о ранних годах христианства), властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам -- выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, а затем казнили 14 февраля 269 года.
   Согласно другой легенде, римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обратил в новую веру также и своих слуг. Однажды он проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин, как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь. Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, дочь одного из тюремщиков, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, той самой слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей.
   Немалую роль в распространении романтического ореола вокруг этой даты сыграли известные английские поэты XIV века Джефри Чосер и Джон Гауэр, которые в своем творчестве обыграли народное поверье, что именно в этот день птицы составляют свои пары. Дж. Чосер упоминал об этом в своей знаменитой поэме "Птичий парламент", написанной в честь помолвки Ричарда II и Анны Чешкой, а Дж. Гауэр в своих 34-й и 35-й балладах.
   Вообще, говоря об этом празднике, следует различать его религиозную и светскую стороны. Что касается религиозного значения этой даты, то тут все далеко не однозначно. С одной стороны, в Римско-Католической церкви 14 февраля с V в. отмечался обязательный праздник святого Валентина, но в ходе преобразования календаря святых в 1969 г. это имя было вовсе удалено из списка общекатолических святых в связи с отсутствием достоверных сведений о нем и противоречий друг другу сохранившихся легенд. Ныне 14ого февраля католики отмечают день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а сам праздник перешел в разряд необязательных. В Православной же церкви чествуются Валентин Римский и Валентин Интерамнский, но их даты выпадают на 19ое и 30ое июля соответственно.
   Таким образом сейчас можно говорить только о светском значении этой даты как Дня Влюбленных. Его символом стала "Валентинка" - открытка в виде сердца красного или розового цвета, которую дарят любимому человеку. Считается, что первая "валентинка" была создана в 1415 г. герцогом Карлом I Орлеанским, который, находясь в то время в английском плену после битвы при Айзенкуре, боролся со скукой, сочиняя любовные послания своей жене Бонне д'Арманьяк, благо, что был одним из наиболее известных поэтов Средневековья. Ну а самая старая из сохранившихся валентинок была найдена в одной из английских библиотек. Она была написана в 1477 году. В любовном послании девушка просит молодого человека доказать свою любовь и сообщает, что она во что бы то ни стало добьётся для них приданого от матери. Наибольшего же распространения открытки-валентинки достигли в XVIII в. Существуют и печенья-валентинки, испеченные в виде сердечка и разнообразно украшенные.
   В старину с этим днем были связаны и другие обычаи. Так, в XVIII-XIX вв. в Англии и Шотландии накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его "Валентиной", так же, как и он её "Валентином", что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его "дамой сердца". Кроме того, в Британии незамужние девушки 14 февраля вставали до восхода солнца, становились возле окна и смотрели на проходящих мужчин, веря, что первый мужчина, которого они увидят, и есть суженый.
   Россия "перенимала" с Запада этот праздник дважды. Оба раза это была можно сказать "инициатива снизу" при неодобрении светских и церковных властей. В первый раз это произошло примерно в середине XVIII в., когда эта дата стала популярной среди дворянской молодежи. Девушки делали "валентинки" из шёлка, кружевные, пахнущие духами, с засушенными или живыми цветами, чтобы затем тайком подложить её в карман избранника, передать с посыльным мальчиком или вручить лично. Так же в этот день было принято устраивать балы, особенно если в доме были девушки на выданье. Тогда ещё приглашали и потенциальных женихов. На этих балах была популярна следующая игра. Ведущий брал две шляпы -- мужскую и женскую, затем девушки и мужчины писали записки со своими именами и складывали их в эти шляпы (женщины в женскую, мужчины в мужскую), после этого тянули записки -- женщины из мужской шляпы, мужчины из женской. Таким образом образовывались пары, которые не должны были расставаться весь вечер. Как видно, эта игра очень походила на британский обычай, но была куда ограниченней по времени. Тем не менее после праздника часто играли много свадеб.
   Второй раз "пришествие" Дня Влюбленных в Россию произошло в начале 90-х гг. XX в. С тех пор по данным опросов его отмечает 81% российской молодежи. Тем не менее в нашей стране есть и немало его противников, в том числе и на государственном уровне.
   За рубежом День Влюбленных празднуется сейчас в основном в Европе и в странах с европейскими традициями (США, Канада, Австралия), на эту дату принято в основном дарить открытки-валентинки, сладости и цветы. Как ни странно, но этот праздник популярен и в Японии с 30-х гг. ХХ в. У японцев принято дарить в этот день друг другу сладкие подарки. Сегодня наиболее популярным подарком является шоколад, причём подарки должна преподносить девушка как своему избранному, так и своим друзьям. Во втором случае подарок называется гири-тёко (вежливый шоколад). Подарок от мужчины в этот день считается не мужественным. Ответный подарок, как правило, в виде белого шоколада, избранный мужчина делает через месяц в так называемый "белый день". Кроме этого, японцы проводят конкурс на самое громкое и яркое любовное послание. Юноши и девушки взбираются на помост и кричат оттуда о своей любви. А вот в мусульманских станах празднование этой даты строго запрещено.
   Лично я считаю, что нет и не может быть ничего плохого в лишнем поводе преподнести подарок любимому человеку, получить в ответ улыбку и поцелуй, устроить романтический ужин... Слишком часто об этом забывают в повседневной суете и рутине.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"