Штыров Валерий Яковлевич : другие произведения.

Ржачка напала

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  -Сегодня целый день ржу, не могу остановиться.
     Но по порядку. Мне очень нравятся "Гости из будущего". Что бы я ни начинала слушать, я возвращаюсь к "гостям". Когда летом мы поехали на море, я взяла с собой "гостей". Сразу оговорюсь: все диски я ношу в кассете. У меня нет этой привычки наплевательского отношения к дискам. Ехали мы ночью, и мне спать нельзя было, потому что нужно было следить за Валерой, чтобы он не заснул за рулем. И всю ночь мы слушали "гостей". Утром, когда уже въезжали в Лермонтовскую, я в очередной раз включила "гостей". Валера говорит:"Что это?" Он всю ночь слушал эту музыку и не слышал, так крепко держался за руль. А теперь услышал. "Мне это не нравится". Я выключила музыку, положила диск в кассетник и сунула его в бардачок под полку. Валера в бардачке сам специальную полочку сделал.
   И пока мы были на море и ехали обратно, я диск не включала. Когда же приехали в Ростов и я начала искать диск, его на месте не оказалось. Я подняла бучу, мол, мой любимый диск. И мы с Валерой всё в десятке обыскали - диска не нашли. Мы даже полезли в двойку. У Валеры в библиотеке перерыли все диски. Нет диска, исчез.
     А месяц назад я зашла в магазин, спрашиваю, нет ли у вас "гостей из будущего". -" Есть" . Я, разумеется, диск купила и была почти счастлива.
     А теперь представь себе: вчера послушала в очередной раз гостей из будущего, вытащила диск из дисковода, собираюсь положить диск в кассету, смотрю, а рядом с ним лежит еще один точно такая же. Лежит старый диск.
     -Откуда он взялся?
     -Вот именно, откуда он взялся? когда я у себя тысячу раз всё перерыла. Сам пришел.
   А Лене тоже нравятся "гости из будущего". Думаю, зачем мне два диска, подарю один Лене. Я кладу диск в сумку, иду на работу, и все во мне поёт от радости, что я сделаю Лене приятное. Прихожу на работу, говорю Лене: "Что я тебе принесла!" И рассказываю ей всю эту историю с диском. И отдаю ей диск. И Лена вся засветилась от радости, держит в руках кассету. А я вдруг с чего-то, не знаю, с чего, говорю ей: "А ты посмотри, есть ли там диск-то". Спрашивается, с чего я это сказала? Это была не я. Я еще понимаю, если бы я сказала: "Давай послушаем". В этом была бы хоть какая-то логика.
     Лена открывает кассету, а кассета пустая, диска нет. Ты бы видел её лицо! Это было лицо человека, который долго голодал, которому дали кусок хлеба и тут же отняли. И тут на меня напала ржачка, такая, что я не могла остановиться. Хорошо, что Лена нормальный человек, всё поняла, что это не нарочно я сделала, хотя позже она и сказала, что в ту минуту подумала: "Ну, и прикалываются же люди". И сейчас как вспомню, начинаю хохотать, не могу остановиться. И еще обрати внимание на то, что я не перепутала кассеты, а положила в сумку именно пустую. Представляю моё лицо, если бы я перепутала кассеты. И вот у меня и возникает ощущение, что это была не я, а словно кто-то другой. Иначе я не могу объяснить. Спрашивается, с чего эта моя фраза: "А ты посмотри, есть ли там диск-то?" Такое чувство, что кто-то знал, что диска в кассете нет.
  
     Я про себя подумал: "Какой должна бы быть адекватная реакция? - она должна была бы сопровождаться чувствами неловкости и стыда, чувствами отрицательными. Но ржачка - это явно положительная реакция". Значит, здесь между полушариями есть противоречие.
     -Это твоё бессознательное выделывает свои штуки над твоим сознательным. У тебя диктаторское сознание, подавляющее бессознательное. И бессознательное прячется от сознания, закрывает доступ сознания к данным, которыми оно обладает, и получается так, что у твоего сознания одна жизнь, и ему кажется, что это вся жизнь, а, между тем, у твоего бессознательного - другая..
     Сознание и бессознательное - это функции, которые распределяются между полушариями. Отношения между полушариями являются не симметричными, а антисимметричными, "полупроводниковыми". У правшей правое полушарие непосредственно связано с чувственно-практической жизнью, и тогда, когда оно доминирует, левое полушарие выступает в качестве наблюдателя происходящего, следующего за ним и оправдывающего его.
   Я думаю, у каждого человека существует опыт, когда он, с одной стороны, действует и, с другой стороны, наблюдает за своими действиями. И при этом то, что он наблюдает, либо соответствует тому, что он и хотел бы наблюдать, или у него существует ощущение, что то, что он наблюдает, происходит как бы независимо от него, что происходящим он не управляет. Но если продолжить эту тенденцию, то дальше мы получаем состояние, когда сознание теряет связь с бессознательным. Тогда сознание не воспринимает действия бессознательного. Но бессознательное в себе знает, что оно делает и формирует способы реализации себя. Несимметричность сознания и бессознательного проявляется в том, что бессознательное воздействует на сознание своими "хочу - не хочу", сознание же действует на бессознательное своим "Нужно, нельзя". Помнишь, в детстве нам говорили: "Смеешься, значит, будешь плакать". А ведь когда ты смеялась, то тебе было хорошо, ты чувствовала, что тебя несет, и ты не можешь и не хочешь остановиться.
     Это тебя вело твоё бессознательное полушарие. И, разумеется, в конце концов ты "переходила границы" и тебе попадало. И тут включалось твое сознательное полушарие: ты начинала плакать и из внешности возвращалась в границы себя. Бессознательное полушарие - это человек во вне, в чувственной реальности. Сознательное полушарие - это человек в себе, в своей идеальной реальности, в своём Я. Другими словами, человек может находиться вне своего Я, во внешней ему реальности. Человек может соотноситься со своим Я, наблюдая его как бы со стороны и, возможно, корректируя его поведение. И, наконец, человек может войти в своё я и тем самым превратиться в своё я, став непосредственно его персонификацией.
     Вообще же понятия сознания и бессознательного - относительные, поскольку каждое из полушарий представляет собой законченную личность, и в зависимости от того, какая из личностей - чувственная или идеальная - доминирует, в зависимости от этого мы имеем отношения доминирования чувственного или идеального сознания, то есть сознания, критерием для которого выступают чувственные данные или сознания, критерием для которого выступают идеальные данные.
     Так что во всём этом процессе явно проявило себя твоё другое Я.
     Относительно Я можно сказать, что оно двойственно, и человек сам ощущает двойственность его в диалоге с самим собой. Например, мы что-то делаем, что-то у нас не получается, сознание наблюдает за происходящим, приходит к выводу, как следует изменить действия. Но для того, чтобы изменить действия, мы должны обратиться к самому себе, сказать: Петя, Вася, Слава, Клава, делай вот так-то.
   Обрати внимание: ты что-то делаешь, у тебя не получается. Действие обусловливается чувственной частью личности, чувственным полушарием. И этот чувственный человек в тебе видит, что результата нет, и это приводит его в отрицательное, стрессовое состояние, поскольку у него возникает чувство тупика. Ведь чувственное сознание векторно, и его вектор заключается в том, что оно стремится к удовлетворению своих чувств. И пока удовлетворение чувств имеет место, оно не нуждается в идеальном сознании. Но ему нужны именно положительные импульсы. Когда же возникают отрицательные импульсы, оно приходит в стрессовое состояние, и вот тут-то оно непроизвольно и обращается к идеальному, духовному сознанию. Там же, где у человека существует разрыв между его духовностью и чувственностью, там, где чувственность является диктатором, там и появляется идея бога как духовного существа, существующего вне человека. Идея бога всегда связана с отсутствием у человека доступа к его идеальному сознанию.
   Это отрицательное состояние и называется регрессией соответствующей формы сознания. И эта регрессия как раз и представляет собой форму, которой создаются условия для переключения, для подчинения противоположному, идеальному сознанию, которое всё это наблюдает. И вот когда чувственное сознание приобретает в себе отрицательное напряжение, тогда оно и обращается к идеальному сознанию, и только в этом случае. И тогда оно начинает действовать в соответствии с теми выводами, к которым приходит идеальное сознание в результате его наблюдений за действиями чувственного сознания.
     Имеет место также и обратное отношение, когда положено идеальное и вытеснено чувственное сознание. В этом случае также и идеальное сознание выступает в качестве доминирующего до тех пор, пока удовлетворяется чувственное сознание. Его неудовлетворение ведет к снятию доминанты идеального. Если же доступа к чувственности не оказывается, то возникают схемы, противоположные схеме бога - схемы дьяволизма и т.п.
  
     Вся эта история с диском говорит не только о том, что значительная часть твоей жизни скрыта от твоего сознания, недоступна ему, но также еще и о том, что эта скрытая твоя часть существенным образом управляет тобой, а тем самым и твоим идеальным сознанием. И когда ты говоришь о том, какие радостные чувства ты испытывала, когда готовилась подарить диск Лене, то это означает, что на противоположном полюсе было нечто отрицательное, и твоя ржачка свидетельствует о том, что ты настолько изголодалась по отрицательному, чувственному, что твоё бессознательное сделало себе праздник независимо от тебя.
     -Что-то я не пойму, какое отрицательное?
     -Не существует только положительного и только отрицательного. Но всегда имеет место их единство. Любое положительное движется отрицательным, как, в свою очередь, любое отрицательное прикрывается положительными идеальными штучками - фразами, мыслями.
     -И в чем же у меня в данном конкретном случае отрицательное? Ведь я же не имела ввиду никакой выгоды для себя. Я понимаю, что мы часто делаем что-то для человека в расчете, что он нам ответит тем же. Но это не тот случай.
     -Это - внешнее, чувственно- практическое отношение. Ты делаешь что-то для человека, и тем самым обязываешь его, вызываешь в нём чувство, что он должен тебе. Это - внешнее, практическое удовлетворение. Но наряду с внешним существует внутреннее, идеальное, чисто психологическое удовлетворение.
     -Например?
     -"Я смогла это сделать! А вот сможете ли так поступить вы - большой вопрос." У меня был как-то случай: Распределяли отпуска, и мне достался отпуск на лето. Мне, в общем, отпуск летом был не критично нужен, хотя, конечно, гулять летом лучше, чем в другое время. И я предложил Зине, у которой отпуск попал на осень, поменяться отпусками. Если бы Зина молча приняла предложение, этим всё и кончилось бы. Но Зина начала играть в благородство: мол, тебе самому отпуск нужен. И вот тут у меня загорелось: ты знаешь, что отпуск летом лучше отпуска осенью, и я посмотрю, насколько тебя хватит в твоём благородстве. Разумеется, Зина не долго кочевряжилась, а я подумал про себя: "Я тебя сделал!"- и тем самым в своей душе унизил её. Ведь что значит унизить другого человека - это значит сделать его в чем-то ниже тебя.
     -Да, пожалуй, удовлетворение подобного рода я испытываю, когда что-то делаю бескорыстно для других. .
     -Так что бескорыстия как такового не существует. Но психологическое удовлетворение вещь довольно опасная для его любителя в том отношении , что так называемые умные люди умело пользуются этим свойством человека: расхвалят его, а он и рад из кожи лезть.
     -Нет, со мной это не проходит. Я как только чувствую, что меня используют, у меня срабатывает выключатель, причем, сразу, и тогда всё оканчивается.
     -У Джемса есть тезис о непрерывности сознания. Действительно, нам представляется, что наше сознание непрерывно. Может быть, это так и есть. Но в реальности у нас два сознания, и в зависимости от отношения между полушариями явление сознаний выступает в разных формах. Одна форма - форма тождества, неразличения сознаний, имеет место, когда содержания идеального и чувственного сознаний одинаковы.
     Всегда положенным является одно из сознаний. Смена положенности сознаний остается незамеченной в силу тождества их содержаний.
     В любом случае отношения сознаний делятся на отношение познаваемого и познающего, факта и размышления о факте. Мы можем рассуждать о нашем чувственном содержании, и тогда познающей, рассуждающей стороной является идеальное сознание. И мы можем рассуждать об идеальном, мышлении, и тогда познающей стороной является чувственное сознание.
     Однако наряду с отношением тождества противоположностей имеет место и противоположность тождественного. А в условиях противоположности тождественного возникают центробежные силы относительно тождества содержаний сознаний: содержания сознаний расходятся. А когда содержания сознаний расходятся, то человек ощущает, с одной стороны, непрерывность сознания, а, с другой стороны, он оказывается существующим в двух параллельных мирах, и он сам оказывается, т.о., существом двух разных миров, которые никак не связаны друг с другом и ничего друг о друге не знают. И тогда человек живет как бы двумя жизнями и обладает двумя разными я- чувственным и идеальным. Он при этом постоянно находится в сознании, но моменты переключения сознания он неспособен фиксировать. И т.о. он циклически превращается из одного человека в другого, ничего о другом не зная, и полагая, что он остаётся одним и тем же человеком. Это можно представить себе таким образом, что когда у человека активно одно полушарие, другое полушарие в это время спит, и обратно. Переключения же между сном и бодрствованием полушарий осуществляется подобно триггеру. И т.о. человек периодически переключается от бодрствования ко сну, и пока он спит, бодрствует его другая половина мозга, точно также самотождественная себе, как и первая.
  
     -У меня отключается мозг. Вот когда ты теряешь сознание, у тебя всё начинает плыть перед глазами. А у меня как выключатель: выключилось и включилось.
     -Что при этом ты ощущаешь?
     -Я ничего не успеваю ощутить. Он выключается на доли секунды. Я в это время что-то делаю, говорю, и этот процесс действия и говорения не прерывается.. Мои мышцы продолжают работать, как работали, и внешне незаметно, что со мной происходит.
     -Как ты узнаешь, что мозг отключился?
     -У меня всё исчезает.
     -Словно ты спишь?
     -Да.
     - Вообще - то общий закон отношения между полушариями реципрокный. Знаешь, как это у морских животных. Ведь им нужно спать, но если они заснут, то они захлебнутся. Они не захлебываются потому, что у них спит одно полушарие, другое же бодрствует. В общем случае отношения между полушариями реципрокное. Реципрокность, однако, совсем не обязательно означает работу полушарий по принципу мультивибратора, принципу "да-нет", либо то, либо другое. В общем случае оно работает по принципу генератора синусоидальных колебаний. Усиление силы работы (доминирования) одного полушария сопровождается с уменьшением (вытеснением) силы доминирования другого полушария. Поэтому момент полного доминирования одного полушария и полного вытеснения другого - это лишь небольшой частный случай отношений между полушариями. Значение же реципрокности, отношения полушарий как противоположности состоит в том, что активность, возбужденное состояние одного полушария сопровождается соответствующим уровнем торможения другого полушария, и благодаря этому одно полушарие оказывается активно работающим, другое - пассивно, полушарием, находящимся в состоянии отдыха. Это ведь обычный факт, когда подавляющие обстоятельства, вызывающие в нас подавление, самим этим подавлением порождают в нас силы противодействия, возмущения, которые в какой-то момент взрывают подавленное состояние приступом ярости.
     Если мозг выключается, то это значит, что оба полушария находятся в активном состоянии и истощаются, и для востановления их энергетики они выключаются. Расслабляться нужно! Расслабление же невозможно, когда одно полушарие постоянно контролирует другое, и, т.о., оба находятся в активном состоянии. Ведь в этом случае каждое из полушарий только расходует энергию, и ни одно из полушарий не восстанавливается её. Я вот тебе приведу пример. Я писал одну вещь, и подошел почти к концу, и тут почувствовал, что полушарие выключилось. Но мне хотелось закончить текст. И я пытался закончить его в течение двух часов. В ответ - пустота, ни одной мысли. А другое, чувственное полушарие говорит: хочу на улицу. Оно закрыло доступ к себе со стороны идеального полушария. А я, подчинившись идеальному полушарию, просидел, несолоно хлебавши, два часа. И только после того, как я сдался, взял диктофон и вышел на улицу, меня словно прорвало, и откуда и что взялось.
     Вообще прислушиваться к тому, что говорят полушария, и добиваться их взаимного согласия по тому или иному вопросу, это "важнейшее из искусств". Всюду, где мы сталкиваемся с возражениями одного полушария другому и, тем не менее, осуществляем действие, всюду это в той или иной форме в конечном счете приводит к тому, что мы влетаем, как в песне: "замуж хотела, вот и подзалетела"
     А вот примеры, когда полушария едины по какому-то вопросу. Нужно иметь ввиду, что чувственное полушарие в отношении всего, что относится к чувственному миру, знает всё, "знает, что есть на земле и под землей". И в этом отношении оно первично. У меня стала барахлить змейка на куртке и закончился клеящий карандаш. Что касается змейки, то, наконец, моё терпение лопнуло, то есть идеальное сознание, наконец, согласилось, что её нужно заменить. И вот в какую-то минуту торговых точек в городе у меня возникает импульс идти за змейкой и клеем в город, при этом сознание говорит, что уже поздно и я ничего не найду. Но так как оно не против того, чтобы я сделал то, что намеревался сделать, оно не стало препятствовать реализации импульса. Самое удивительное во всём этом то, что я безошибочно, словно знал, куда идти, нашел места с нужным мне товаром. И можно привести множество примеров подобного рода, когда сознание вам говорит, что это невозможно, но вы, поддаваясь импульсу, делаете именно невозможное. Наверное, каждому знакомо состояние "прухи", когда вы чувствуете, что все получится. Это - состояние, когда оба полушария едины, как "партия и народ". И, напротив, бывают состояния, когда вы ощущаете, что ничего не получится. Обычно я в подобных случаях стремлюсь настоять на своём. Эта моя настойчивость опирается на то, что существуют внешние обстоятельства, силы, которые препятствуют реализации цели, но внутри меня препятствий для реализации цели нет. В этом случае стоит вопрос: кто кого, кто окажется сильнее. Так что это - вопрос соревновательности. Но существуют состояния третьего рода - состояния сомнения, когда одно полушарие стремится к одному, а другое полушарие высказывает сомнение или просто не соглашается. Вот когда начинаешь действовать, "когда в товарищах согласья нет", обязательно ты в чем-то проиграешь. Поэтому, чтобы не повторялись отключения мозга, нужно навести порядок в энергетическом обеспечении полушарий.
     -Но как раз этого я и не могу.
     -Это говорит твоё сознание, твои стереотипы. На самом деле ты всё можешь. Когда в тех или иных обстоятельствах ты останавливаешь себя, то это - твой способ управления собой. Ты можешь управлять собой. И поэтому ты можешь сказать своему мозгу: всё, вот одна, две, три секунды, одна, две, три минуты, десять, пятнадцать минут тебе на восстановление. Меня нет, я исчезла для тебя. Во всё это время я не буду к тебе обращаться. В общем - десять, максимум пятнадцать минут - достаточно для восстановления сильно уставшего мозга, если ты полностью отключилась от него, что соответствует тому, что ты заснула. Ведь отключенный мозг - это сон. Это - время, в течение которого ты на мозге как инструменте своей бодрствующей жизни, не работаешь.
  
     17.11.09 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"