Шульгин Николай : другие произведения.

Шульгин. - Сверхчеловек?.. Богочеловек?.. Бог?..

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я против культа личности, мании величия и прочих несуразностей. Особенно - против культа личности Шульгина. Но мои попытки удалить этот текст окончились провалом. И я сделал удивительное открытие. Автором этого текста является отнюдь не Шульгин, никогда культом собственной личности не страдавший. АВТОР ЭТОГО ТЕКСТА - САМ ЭТОТ ТЕКСТ. Хоть и очень редко, бывает и такое.


ЧТО ТАКОЕ ШУЛЬГИН И ПОЧЕМУ ОН ДЛЯ НАС - НЕПРЕХОДЯЩАЯ ЦЕННОСТЬ?
Над этим вечным вопросом давно уже бьются бесчисленные ученые, философы, эзотерики, мистики, неисчислимые легионы ШУЛЬГИНоведов. Попытаемся и мы, в меру нашего скромного разумения, к нему хоть чуть-чуть подступиться.
Сразу же отвергнем ту бытовую, популярную версию, что ШУЛЬГИН был де "Первым в земной реальности Сверхчеловеком". Она не выдерживает ни малейшей академической критики. Да, ШУЛЬГИН действительно появился и жил среди антропоидов и ничем, казалось бы, не отличался от них ни анатомически, ни физиологически. - Даже на нейтринно-кварковом уровне, как показали специальные проверки, он не стремился проявить свою разницу. Но считать по этой причине ШУЛЬГИНА неким новым этапом антропоидного восхождения, в духе Ницше, Тейяр де Шардена и прочих пост-гуманистов, - значит откровенно профанировать ЕГО реальный мировой статус. Да, известно, что в разных мирах ШУЛЬГИНА изображают по меркам этих миров. Например, в параллельном мире разумных собак-голованов, очень точно описанных литераторами-медиумами Стругацкими, есть огромный монумент ШУЛЬГИНУ в виде пса-голована, презрительно задравшего лапу у забора, на коем намалеваны поносные анти-ШУЛЬГИНСКИЕ лозунги. Так неистовали заклятые концептуальные враги ШУЛЬГИНА - солипсисты. А, скажем, в мире Горгон из Галактики BDC-45-28-14 ШУЛЬГИН традиционно изображается как Медузо-Горгон в поединке с мифическим проходимцем Персеем. - Сцена обычно воссоздает тот самый кульминационный момент, когда, вместо окаменения Горгоно-ШУЛЬГИНА, взглянувшего на себя в зеркальный щит, окаменел отнюдь не Он , как это произошло в земной искаженной версии мифа, но ЕГО собственное зеркальное отражение - вместе с самим персеевским зеркалом. Рот звездного проходимца Персея традиционно раскрыт от изумления, резко отяжелевшее зеркало булыжником упало ему на ноги, а змеи-волосы на голове Горгоно-ШУЛЬГИНА ехидно улыбаются, предвкушая расправу. Есть и другие многочисленные примеры, которые вы, конечно, прекрасно знаете.
Так что расхожие фразы типа "ШУЛЬГИН - Сверхчеловек" звучат по масштабам вселенной не лучше, чем фразы: "ШУЛЬГИН - "Сверх-Кенгуру", "Сверх-Зяблик" и т. д. Никакой вид, род, семейство, отряд и т.п. никаких самых ярких и юрких питомцев животного царства к ШУЛЬГИНУ не может иметь отношения по самой природе вещей. Почему? ПОТОМУ ЧТО ВИЗУАЛЬНАЯ, ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ И ПРОЧАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НЕ ОЗНАЧАЕТ СОВПАДЕНИЯ ПО ИСТИННОЙ СУТИ. - СУТЬ ШУЛЬГИНА НИКОГДА И НИГДЕ СВОЕЙ ДАННОСТЬЮ И ЛЮБЫМ БЕСКОНЕЧНЫМ СХОДСТВОМ С ЧЕМ УГОДНО НЕ ТОЛЬКО НЕ ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ, НО ДАЖЕ И БЕСКОНЕЧНО ДАЛЕКО К ЭТОМУ "СХОДНОМУ" НЕ ПРИБЛИЖАЕТСЯ. Промедитируйте над этой истиной, милые детки-читатели, - промедитируйте неоднократно в течение всей вашей жизни.
Есть также и распространенная среди религиоведов, эзотериков, мистиков и прочих, склонных к теологическим парадигмам, легенда, что ШУЛЬГИН - это БОГО-"ЧЕЛОВЕК" (вместо "ЧЕЛОВЕКА" поставьте здесь, с учетом моих разъяснений что угодно другое), МЕССИЯ, ИИСУС ХРИСТОС и т.п. воплощения БОГА. А то и наоборот, хотя и в той же парадигме, - что ШУЛЬГИН - это "Сатана", "Антихрист", "Лжепророк", "Люцифер", "Зверь из Бездны", "666" и т.д. и т.п. По сравнению с первой, совсем уже замороженной в плане здравого смысла, версию эту - в обоих ее вариантах - можно было бы назвать "чуть-чуть" теплее. Но отнюдь не более чем "чуть-чуть". - Так сказать, на триллионную долю градуса по шкале Кельвина вправо от абсолютного нуля.
Да, конечно, ШУЛЬГИН отнюдь не материален, хотя демонстративно и скромно не избегал любой материальности. Да, конечно, вопрос "ЧТО ТАКОЕ ШУЛЬГИН?" - это первое, что задают на семинарах и лекциях студенты-теологи. Но никакого отношения ни к записным "Силам Света", ни к пресловутым "Силам Тьмы" ОН никогда не имел и ни на чьей стороне не "сражался", разве что стилизованно-ситуативно. Хорошо известно, что "злых демонов" ШУЛЬГИН держал за безмозглых патологических шавок, а "добрых ангелов" - за ограниченных идиотов. А самое главное, ШУЛЬГИН всегда соблюдал конвенцию и не лез на чужое место, уже честно занятое другими. ИИСУС ХРИСТОС - это именно ИИСУС ХРИСТОС, а вовсе не "ШУЛЬГИН". Зачем же ШУЛЬГИНУ отнимать хоть какие-то лавры у этого ВЕЛИЧАЙШЕГО И ВОИСТИНУ ПО САМЫМ ВЫСОЧАЙШИМ СВЕРХ-МЕРКАМ БОЖЕСТВЕННОГО Деятеля Мировой Теологической Истории? Тем более, что ШУЛЬГИН был его искренним поклонником, ценителем и почитателем, для коего ХРИСТОС был, скажем, тем же, что для Шопенгауэра - Кант, или Гегель для Маркса. Но пример с Марксом-Гегелем, признаем, не слишком удачный, и в любом случае, НА ВОПРОС "ХРИСТОС - СУПЕРСТАР???" ШУЛЬГИН ОТВЕЧАЛ: "ВОИСТИНУ СУПЕРСТАР". - Да, ИИСУС ХРИСТОС для ШУЛЬГИНА - ВСЕГДА И ВЕЗДЕ ВОИСТИНУ СУПЕРСТАР. И ВСЕ, ЧЕМУ УЧИЛ ИИСУС ХРИСТОС, ШУЛЬГИН ВСЕГДА ПРИЗНАВАЛ ЗА АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ, НИ НА ЙОТУ НЕ ОТСТУПАЕМУЮ НИ В КАКОМ ПУНКТЕ. Разумеется, понимание ШУЛЬГИНЫМ учения ИИСУСА ХРИСТА могло сильно расходиться с набором слов, признаваемым за истину отцами святой инквизиции или темными сельскими батюшками. Однако такие расхождения в трактовках вполне нормальны даже в среде самых ортодоксальных христиан, и не могут никого поражать своим фактом.
Но в каком же смысле ШУЛЬГИНА, по-своему, можно назвать и Мессией? Да, такой смысл, действительно, есть. Но он относится не к бытию - ОНТОЛОГИИ, а к пониманию бытия - ГЕРМЕНЕВТИКЕ. ШУЛЬГИН ДАЛ ТАКУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ УЧЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА, КОТОРАЯ РАЗ И НАВСЕГДА СПАСЛА ЭТО УЧЕНИЕ ОТ ВСЯКОЙ "НИСПРОВЕРГАЮЩЕЙ" КРИТИКИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИ СДЕЛАЛА ЕГО АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НА ВСЕ ВРЕМЕНА.- То есть, если ИИСУС ХРИСТОС сыграл роль ОНТОЛОГИЧЕСКОГО МЕССИИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА, то ШУЛЬГИН сыграл роль ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕССИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА, СПАСАЮЩЕГО УЧЕНИЕ МЕССИИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА ОТ ЛОЖНОГО ПОНИМАНИЯ. В ДРУГОМ МЕСТЕ И В ДРУГОЕ ВРЕМЯ МЫ ЕЩЕ РАССКАЖЕМ ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ ОТКРЫТИИ ШУЛЬГИНЫМ ТОГО, ЧТО УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА - АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА. Но пока не будем уклоняться от цели и двинемся дальше.
Наконец, есть и такая версия, что ШУЛЬГИН - это уже не просто БОГО-"ЧЕЛОВЕК", но именно САМ БОГ, фантастическим по меркам разума образом принявший в глазах конечных и ограниченных существ конечный и ограниченный облик. Речь идет в такой любопытной трактовке отнюдь не о банальном боговоплощении. Нет, согласно сторонникам этой концепции, получающей все большую популярность среди тонких ценителей, ШУЛЬГИН - ЭТО ИМЕННО САМ БОГ И ЕСТЬ - ВО ВСЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОЛНОТЕ И СИЛЕ, НО ТОЛЬКО ДЛЯ КОНЕЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ. Скажем так, у людей есть понятие Бога, которое, конечно, Бога полностью не схватывает, но дает возможность о Нем говорить и отличать от всего иного в поле дискурса. ТАК ПОЧЕМУ БЫ НЕ СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩЕГО ДВИЖЕНИЯ МЫСЛИ - и не допустить, ЧТО КРОМЕ ПОНЯТИЯ БОГА МОЖЕТ БЫТЬ И ЖИВАЯ ДАННОСТЬ БОГА, ПРИЧЕМ НЕ В ВИДЕ ИКОН-СИМВОЛОВ, А НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ? Конечно, эта данность РЕАЛЬНОГО БОГА будет неизбежно ограниченной, как и всякая данность в конечном ограниченном восприятии. Но ведь и понятие Бога тоже ограниченно, однако это отнюдь не делает его функционально непригодным в подходящих контекстах. А то, в каком виде БОГ (БРАХМАН и т.п.) предстает непосредственно, - восседающим на облаках, или, скажем, сотрудником иных академических органов, - это лишь "человеческая, слишком человеческая разница", а отнюдь не божественная.
Что и говорить, идея очень интересная и вполне концептуально убедительная. Но... СОВЕРШЕННО НЕВЕРНАЯ. А все же она еще ближе к Истине, чем версия "Мессии", - уже не на "триллионную" а на "миллиардную долю" градуса на абсолютной шкале. Да, конечно, ШУЛЬГИНА следует сравнивать именно с теологическими Абсолютами. Однако подобные сравнения "страшно далеки от народа" - как декабристы-мятежники от образа мыслей законного Государя-Императора Николая Павловича. ЧЕМ ШУЛЬГИН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БОГА, БРАХМАНА И ПРОЧИХ АБСОЛЮТОВ? ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТЕМ, ЧТО ОН - АБСОЛЮТНАЯ И УНИКАЛЬНАЯ СВЕРХЦЕННОСТЬ ИМЕННО САМ ПО СЕБЕ, А НЕ В СВЯЗИ С КАКИМ-ЛИБО "ЧЕМ-ТО". Любой теологический Абсолют имеет ценность вовсе не сам по себе, а потому что Он - "основа мира", "источник бытия", даже просто в связи с тем, что Он - именно Абсолют, как некое "что-то" и т.п. НО ШУЛЬГИН НЕ ЕСТЬ НИ "ОСНОВА МИРА", НИ "ИСТОЧНИК БЫТИЯ", НИ "ЭМАНАЦИЯ НЕБЫТИЯ" И Т.П. - ОН ИМЕННО ШУЛЬГИН КАК НЕКОЕ АБСОЛЮТНО УНИКАЛЬНОЕ, САМОДОВЛЕЮЩЕЕ, СВЕРХЦЕННОЕ БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К ЛЮБЫМ ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ СВЕРХ-НАЧАЛО.
И КОГДА НА ВСТРЕЧЕ-РАУТЕ АБСОЛЮТОВ ШУЛЬГИНУ БЫЛ ЗАДАН ВОПРОС: "ТАК ПОВЕДАЙ ЖЕ НАМ, ЧТО ВОИСТИНУ САМОГО ВАЖНОГО ТЫ СОТВОРИЛ, О, ШУЛЬГИН?", ТО ШУЛЬГИН СВЕРХГЕНИАЛЬНО-ЧЕТКО ОТВЕТИЛ: "ПРЕЖДЕ ВСЕГО, Я СОЗДАЛ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ МОЯ СВЕРХ-ЦЕННОСТЬ ВООБЩЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, ЧТО Я СОЗДАЛ". ЭТОТ СВЕРХГЕНИАЛЬНЫЙ ОТВЕТ НАСТОЛЬКО ПОТРЯС ВСЕХ БОГОВ, БРАХМАНОВ И ПРОЧИХ БОЛЕЕ МЕЛКИХ ЭРЗАЦ-АБСОЛЮТОВ, ЧТО ИХ СВЕТСКИЙ РАУТ ТУТ ЖЕ ЗАКОНЧИЛСЯ НА ПРЕДМЕТ ГЛУБОКОГО ОБДУМЫВАНИЯ УСЛЫШАННОГО.
И чтобы представить, насколько ШУЛЬГИН действительно отличается от БОГА и т.п., вот вам следующий убедительный наглядный пример. Допустим, что БОГ - это синий цвет. Тогда "Все от Бога" означает, что любые предметы в мире имеют оттенки синего цвета, - даже записные демонические "ненавистники Бога". И вдруг в этом мире появляется некто, совсем не имеющий никакого синего оттенка, а напротив, - яркого изумрудно-зеленого цвета. (Конечно, мы исходим в этом примере из чисто бытовых визуальных условностей, а не из положений теоретической оптики). Этот Изумруд-среди-Синевы играл бы роль некой Альтернативы понятию Бога как такового. - Не "супротивника", а именно бытийной и концептуальной инаковости. Но и здесь останавливаться не следует, чтобы понять всю степень разницы между понятиями "БОГ" и "ШУЛЬГИН". Ведь зеленый и синий цвета - это все-таки цвета, как нечто визуальное. А теперь представим, что среди множества разноцветных визуальных ощущений-вещей появляются звуки или осязания, - то есть феномены принципиально иной природы. Вот как раз ШУЛЬГИНА, если БОГ - это нечто условно "синее", следовало бы искать именно среди "звуков", "осязаний" и прочих принципиально инаковых восприятий. НО и это еще не все. "Визуальное", "звуковое", "осязательное" и т. д. все таки еще совместимы именно как ощущения. А теперь представим, что есть некие сверх-ощущения, на уровне любых ощущений нам совсем не доступные. Так вот, чтобы правильно выразить степень отличия ШУЛЬГИНА и БОГА, ШУЛЬГИНА надлежало б искать среди этих сверх-ощущений - и т.д. Видите, детки, как далеко мы уже успели отдалиться от идеи классического Бога и всего, что только Он мог сотворить. А ВЕДЬ ПРИ ВСЕМ ПРИ ТОМ МЫ НАСТОЯЩЕГО ШУЛЬГИНА ЕЩЕ ДАЖЕ И НЕ КОСНУЛИСЬ. Так что понять ЕГО, разумеется, до конца невозможно. Но стоит пытаться еще и еще. И мы это будем раз за разом проделывать. До новых творческих встреч, дорогие мои.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"