Шойхет Симон : другие произведения.

Караваджио Код

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Симон Шойхет
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Караваджио Код
  
  
  
   Историческая новелла
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Нью Йорк 2005
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Симон Шойхет
  
  
   КАРАВАДЖИО КОД
  
  
  
  
  
  
  
   Трудно поверить что Караваджио был воскрешён из небытия всего пятьдесят лет назад . Воскрешён искусствоведом и артдиллером Роберто Лонги , который написал в 1941 году в
  сборнике " Art Nuovo Journale" , что Караваджио числится к тому времени в ряду отдалённо известных итальянских художников .
   400 лет назад , в начале 1600-х имя Микеланджело Да Мериси , больше известного как Караваджио заблистало на звездном небосклоне неожиданно и стремительно . Тогда , в эпоху уже утвердившегося в Европе стиля Манеризма , собственный, оригинальный световой реализм Караваджио сумел увлечь многих последователей , т . н. Caravaggisti .
  Это было настоящее признание . Его картины заказывали
  для частных коллекций , знаменитых соборов и известных
  в Италии базилик . Несмотря на это , его прижизненная слава и признание всегда сопровождались противоречивыми суждениями ,
  и даже остракизму . Многие критики того времени находили его работы спорными , даже вызывающе вульгарными . Несомненно , что вкус в выборе моделей для рисования сюжетов из жизни святых и аристократов из числа бродяг ,с заброшенных кварталов , проституток с римских окраин за Тибром , отражали его не очень рафинированный образ жизни . Некоторые признанные авторитеты говорили ,что он не осознавал сущности декоративного искусства и истинной красоты , что он наивно копировал то ,что он видел . Так это было или не так , но к концу 17-го столетия , его имя стали забывать , а через пару столетий оно и вовсе не всплывало на горизонте Европейской живописи .
   Когда в 1951 году Роберт Лонги представил выставку Караваджио в Милане , немногие среди случайных посетителей и изощрённых искусствоведов знали что-либо об этом художнике. Его полотна попрежнему прятались на складах галлерей и в запасниках музеев. Зато сразу же после этой нашумевшей ретроспективной выставки живопись Караваджио чудодейственно расцвела на рынке аукционов . Его возрождение в мире искусств стало зеркальным отображением его исчезновения три столетия назад. Сегодня , наверно каждый специалист в истории искусств имеет в работе хоть одну статью о Караваджио и любой незначительный музей в Европе и двух Америках мечтает разразится выставкой Караваджио даже если у него на экспозиции всего одно или два полотна . Это похоже на эпидемию Караваджио.
  На сегодняшний день из числа инвентаризированных работ
  Микеланджело Караваджио Мериси в частных и музейных
  коллекциях мира зарегестрировано около 80 работ , каждая из
  которых оценена в сумму до 75.000,000 фунтов стерлингов .
  Из последних экспозиций запомнилась одна в Метрополитен Музее в мае 2004: " Наследие Караваджио и его школы "
   Среди множества диссертаций и монографий о Караваджио находились неожиданные статьи , кусочки информации , реальные факты , даты , пожелтевшие листы контрактов ,извлечённые из зарослей архивов .Это были эмоциональныо интерпретированные сведения добытые преданными исследователями Караваджио из уст современников или рукописных документов . Немногие из них выдерживали экзамен на аутентичность , однако оставшиеся оседали на академических листах диссертаций и монографий . Так складывалось описание жизни Караваджио . Результаты длительных исследований его жизни дают смутные очертания событий .
  Он обьявился в Риме в 1592 году, поздним летом , когда ему было около 21 года . Он пришёл из Милана в группе попутчиков , державшихся вместе на пути , оберегаясь дорожных грабителей. Ему наверно пришлось вступить в город через древние стенные ворота Порто дел Пополо чтобы оказаться в Кампо Марзио , плотно заселённом районе города , с извилистыми улицами и затенёнными тротуарами , часто выходящими на солнечные площади, как и сегодня . Знаменитая Виа Дель Корсо уже тогда была укрыта булыжниками , а остальные были простодорожьем ,
   в густой пыли летом и болоте зимой .Кругом , возле часовен рассиживались нищие ,калеки и попрошайки ,на каждом углу , гадалки циркачи и министрели развлекали толпу за гроши , и ещё проститутки и пиллигримы и конечно монахи в чёрных сутанах , подвязанных грязнымии верёвками бродили в бесконечной какафонии незамолкающих голосов на разнообразных языках и диалектах.. Это были кварталы с отвратительными зловониями из-за отбросов и помоев выбрасываемых по утрам из окон прямо на улицу .Здесь же на перекрёстках никогда не прекращалась шумная торговля на базарах меж куч гниющих фруктов , смешанных с блёстками протухшей ь рыбы и кровавыми кишками рядом разделланных животных. В первые три года он скитался из одного жилья в другое вместе с другими бездомными художниками . Он часто был рад платить за обветшалую комнатку под крышей и похлёбку рисованием за пару скуди прохожих гуляк на Пьяца Навона . Сохранился портрет некого трактирщика Оттавио Торквино написанного Караваджио в оплату за праздничный обед подписанный им в тот период . Как следствие эпидемии Караваджио руками десятков энтузиастов исследователей в муниципальных архивах Рима и частных рекордах коллекций нашлись записи его современников , квитанции работадателей и патронов , упоминающие его имя . Невероятно , но несколько документов криминального характера 1597 г. также оказались в бумагах судебного клерка , описывающие жалобы на его мятежный характер , драки и даже аресты . Сегодня этот поразительный по своей редкости антикварный материал неограниченно доступен публике в сети Интернета или к примеру в нашей Нью Йоркской центральной библиотеке .Эта мозаика может составить портрет или помочь представить отдельные страницы жизни замечательного художника 16-го века .
   С заходом солнца , сразу после восьми вечера , торговец картинами и подержанными вещами Константино Спата занимался своими обычными делами в лавке рядом с церковью Сан Луиджи дель Францези . Он уже собирался подняться наверх в своё жилище чтобы приступить к обеду с семьёй когда он увидел пришедших гостей. Микель Караваджио со своим приятелем , также художником Просперо Орси пришли навестить Спата , котороый недавно продал две картины Караваджио за 18 скуди. Это была небольшая сумма, но Караваджио пригласил Константино Спато отметить сделку ужином в Волчьей таверне , что была недалеко , на Виа дель Скрофа. Вечер украшенный несколькими карафэ с тосканским прошёл благополучно , если бы не драка случившаяся на обратном пути , в которую оказался Караваджио вовлечённым вместе с соседом цирюльником , как следовало из свидетельства , хранившегося в архиве Римского магистрата . Там же было найдено редкое описание портрета Микеланджело Караваджио со слов цирюльника Луки .
   "Молодой человек 20-25 лет , крепкий парень с крупной головой,
   каштанового цвета нестриженной шевелюрой и такой
  же бородой . Ведь он же был с севера , из Ломбардии .Там они
  все такие , а вот глаза чёрные с огнём . Он любил смеяться , петь
  песни за столом . Весёлый человек , хоть и задирался к чужим без надобности .От того и попадал в неприятности часто . Он всегда ходил с торбой через плечо с бумагой и углем с кистями. Руки у него были сильные с костистыми пальцами . С юных лет приходилось пигменты мять . "
  В тех же бумагах нашлось упоминание имени Константино Спато , сыгравшего может быть и случайную, но решающую роль в жизни будущей знаменитости. Это он, Спато представил Караваджио Кардиналу Франсиско Дель Монте , известному в Риме аристократу и ценителю искусства , чей величественный палаццо располагался недалеко от лавки Спато , сразу напротив часовни Санта Луиджи .
  Всего лишь однажды кардинал обратил внимание на одну
  картину , выставленную в лавке - это была очень жизненная
  уличная сцена . Два ловкача - картёжника нагревают наивного ,
  прилично одетого молодого человека . Это была живопись ,
  которую Дель Монте никогда не встречал до тех пор .
  Впечатляющая натуралистичность с ошеломляющей прозрачностью
  пигментов красок и света не вписывались в привычную школу
  манеризма с парадом святых и ангелов . Дель Монте купил
  за несколько скуди эту картину The Cardsharps , сегодня украшающую зал Лувра . Потом купил другую , изображавшую
  юную гадалку , цыганку , читающей по руке судьбу
  молодой римлянке и тут же нежно и незаметно , стягивающей
  кольцо с её пальца. Кардинал был в восторге . Он тут же предложил Караваджио полный пансион в своём палаццо и
  полную свободу .
  Это была свершившаяся мечта художника периода Ренессанса , как впрочем и любого живописца , во все времена , найти состоятельного ценителя живописи , способствующего его
  карьере и славе , в кругу богатых меценатов. Караваджио пров ёл во дворце Дель Монте четыре года . Никто не знает был ли счастлив человек - Микеланджело Караваджио в доме кардинала , но это были годы напряжённого продуктивного труда живописца Караваджио , создавшего свои лучшие работы , потрясающие сегодня мир декоративной живописи. Здесь он также написал для церкви Санта Луиджи дель Франчези два огромных полотна -
  " Призвание Апостола Матфея " и "Мучения Апостола Матфея ", которые заставляют зрителя стать свидетелем драмы благодаря использованию захватывающего приёма - изображения сцен в темноте , пронизанной единственным лучом света . Караваджио тогда не было ещё 28 лет , и он стал сенсацией в Риме . Впереди были времена ещё больших взлётов и падений . Из-за своего
  вспыльчивого и непредсказуемого характера он часто оказывался
  на улице , среди бродяг , бездельников и дуэлянтов чтобы вскоре опять возвратиться к живописи , в дворцы богатых и знаменитых.
   Лена Меландрони отличалась от других куртизанок с Пьяца Навона . Она была элегантна и обладала хорошими манерами ,но
  не это привлекало Караваджио к Лене . Стройная , с поднятыми
  тёмными вьющимися волосами южанка была настоящей красоткой,
  никто не мог отвести от неё глаз , когда она танцевала на столе
  в траттории Dolce Donna . Караваджио долго упрашивал её
  позировать для его новой работы , но когда его Madonna de
  Lorreta была наконец установлена на алтаре San Augustino,
  весь Рим собрался в церкви и даже на лестницах , у ворот. Потом её божественное лицо , мраморно белые руки и плечи появились на 12ти футовом холсте " Смерть девы Марии" алтаря церкви
  Santa Maria della Scalla на площади Трастевере . К тому времени
  Караваджио был безнадёжно влюблён в очаровательную куртизанку
  и слегка " перегнул палку ". Пульсирующее дыхание жизни ,
  в цветущей прелести ясноглазой молодой красавицы никак не
  вписывалось в образ умирающей в скорби и примирении
  с судьбой , обрекшей девственницу Марию на увядание и печаль.
  Впоследствии церковь осудила и отвергла извращённую
  работу Караваджио , но несмотря на то , что картина тут же была перекуплена Графом Витторио , Duke of Mantua ,
  ( она сохранилась и находится в сейчас музее Уффицы Флоренции ) безрассудная и ветренная Лена Меландрони , имеющая много поклонников не принесла Караваджио ни счастья , ни удачи.
  Ещё одна монументальная работа с позирующей для Мадонны Леной , выставленная в часовне Святого Петра в апреле 1606 года, была снята через месяц без обьяснений . Несомненно печальная мадонна выглядела уж очень откровенно чувственной . Ещё одну работу не оплатили . Без привычных средств к привольной жизни ,Караваджио опять слоняется по пирушкам , балам . На одном из них он сталкивается с своим давнишним недругом , Рануцио Томассини , одним из любовников Лены. Нет документов подтверждающих истинность событий . То ли долг какой-то не был оплачен , то ли оскорблений в ревности не миновали враги , но оружие было при них и они не приминули им воспользоваться в бою на шпагах . В ярости Караваджио смертельно ранит Рануцио и скрывается с места происшествия . Конфронтация произошла на Via del Pallacorda - территориальной вотчине клана Томассини и его братьев . Караваджио вынужден бежать из Рима ,опасаясь , если не ареста властями, то неминуемой мести братьев Томассини. В архивных документов полиции того времени найдено несколько рапортов , подтверждающих неспровоцированное нападение с оружием Микеланджело Караваджио Мериси на мессере Рануцио Томассини , завершившееся его смертью от потери крови . Караваджио проводит некоторое время у друзей во Флоренции , он даже успевает там создать несколько гениальных алтарных полотен.,
  Далее он долго скитается на юге - в Неаполе , Палермо ,на острове Мальта . Если вы сегодня окажитесь в Мальтийском солнечном городе Ла Валетта , зайдите большой кафедральный собор, что недалеко от порта , куда заходят круизные суда . Там и сегодня вы увидите потрясающее , величественное ,17Х12 футов полотно Караваджио -" The beheading of St. John . " Вероятно именно там , на чужбине его одолевали муки воображения сцен кровавого насилия . Однажды , будучи на Мальте и оказавшись в этом в соборе , я был поражён трагизмом и болью в открытых глазах с капающей кровью меж прядей сбитых волос жертвы убиённого. Гид рассказывал ,что художник всё чаще использовал тогда свой автопортрет в его работах. Несомненно он предчувствовал
  трагическое завершение своей жизни . Он знал , что ему грозит смертная казнь Bando Capitale в пределах папской юрисдикции .
  Он никогда больше не вернётся в Рим . Караваджио умрёт , в изгнании , через несколько лет . Умрёт не из-за возраста , ему не будет сорока лет , а от других ран , другой дуэли , из-за другой любимой женщины .
  
  
   Одной из самых таинственных работ Караваджио , родившей
  множество легенд , загадочных поисков ,исторических расследований стала картина " Взятие Иисуса Христа ", написанная по заказу
  сказочно богатого аристократа Сириако Маттеи из клана Маттеи,
  близкого к Ватикану .
  " La Presa di Giesu Cristo " так назвал тогда , в 1602 году Караваджио свою картину, своё видение , рассказывающее о самой загадочной странице в истории западной цивилизации - аресту римлянами Иисуса Христа , его последнем искушении и таинственной роли Иуды Искариота в его жизни и смерти.
  Любой из нас, зрителей , взглянувших на это полотно ,созданное 400 лет назад , во времена предшествующие реформизму католической церкви ,согласится , что напряжённо-счастливый обрис европейского лица Христа без традиционного тернового венка на голове и удовлетворённый , заботливый взгляд крестьянской физиономии Иуды , отдающего с чувством исполненного долга своего учителя и друга в руки римского легионера , не имеют ничего общего с канонической концепцией библейского сюжета. Так ли легко , глядя на картину Караваджио ответить на вопрос : Кто он Иуда ? Предатель ? Создатель Христианства ? Трагическая фигура ?
  Возможно художник уже тогда понимал вместе с своим образом Иуды : Для того ,чтобы тёмная , нищая духом толпа уверовала в Христа , ей необходимо было чудо . Этим чудом станет воскресение Христа после мучинической смерти . Но , предавая Христа , он , Иуда навсегда останется предателем для всех живущих на планете Земля.
   Это было очень смело , безрассудно и опасно .
  Святая Церковь преследовала и осуждала любые извращения
  главной христианской доктрины . Церковь тогда ясно осознавала
  могущественную власть изобразителных образов святых и грешников в живописи , встречающих прихожан в храмах.
  Однако на этот раз Караваджио ничто не грозит .Ведь эта картина создана для частной коллеции в дворце семейства Маттео , и близкого к папскому престолу покровителя Караваджио. Кто же более грешен , чем сами святые ?
   " Взятие Иисуса Христа " в позолоченной израсцовой раме
  размером - 6 palmi на 6 palmi благополучно украшает частные покои Римского палацио наследников Сириако Маттеи более ста
  лет . Это подтверждают найденные годичные реестры инвентаризации музейных ценностей в владениях Маттеи , датированные до 1753 года . Дальше происходит совершенно
  невероятное . Одна из самых ценных работ , жемчужина
  наследия Караваджио , существование которой подтверждалось
  документами , начиная с её рождения в августе 1602 года и сохранившейся распиской самого художника в получении от Сириако Маттеи 250 scudi за выполненную работу до 1753 года вдруг исчезает без следа .Практически все ценные живописные работы из дома Маттеи сохранились и прослеживаются в музейные и частные коллекции мира , несмотря на разнообразные катаклизмы и войны прошедших 400-х лет . Все , кроме "Взятие Иисуса Христа". В первом выставочном каталоге работ Караваджио новой истории составленном Роберто Лонге в 1951 году , эта картина даже не упоминается .
   Однако на этом загадочная история таинственного холста великого Караваджио не завершается . Эта картина с утверждением об оригинальном авторском происхождении Караваджио всплывает где бы вы думали ?
  Точно ! В необыкновенном городе моего детства - городе Одессе,
  В музее Западного и Восточного искусства , что на улице
  Пушкинской . Да . да ! В том самом доме с пятистворчатым эккером на зимнем балконе углового фасада .
   Неугомонный Р. Лонге , упоминаемый мною в начале моего рассказа , помешанный на Караваджио находит опубликованные
  В 1956 году, в далёкой России, в одном из провинциальных
  артжурналов статью историка искусствоведа Г. Дрожина и фотографию прекрасной картины Караваджио с тем же названием "Взятие Иисуса Христа " и вероятно с тем же сюжетом . Автор статьи не сомневался конечно в оригинальности её происхождения. Там же описывалось резюме её биографии , начиная с 1870 года , когда некий росийский аристократ , приближённый к семье графа
  Воронцова ,приобрёл эту картину в Париже в 1870 году и доставил её в Одессу. Год 1956-й. Советский , железнючий занавес глухо
  перекрывал не только воздух свободы с запада , но и любые
  контакты , даже связанные с искусством. Ни о каком либо анализе аутентичности холста западными экспертами не могло быть и речи. Тем не менее несколько экспедиций в Одессу было совершено
  и множество фотографий картины было сделано.Одесский музей Западного и Восточного Искусства посетил также крупнейший эксперт и знаток Итальянской живописи XVII века профессор Мау-рицио Марини. Анализ фотографий , сравнительное сопоставление деталей изображения с работами Караваджио и другими картинами его современников помогли прийти к заключению, что эта картина есть не что иное как приличная копия , выполненная Джиованни Аттили , флорентийским художником . жившим тоже в XVII веке. Без сомнения подобное заключение не могло понравится кураторам Одесского музея. Ведь в те времена всё советское- и часы и автомоби-ли и даже все музейные ценности считались самыми лучшими. Что говорить? В Одессе не признали заключения специалистов
  окончательными . К счастью разгадка тайны необыкновенной истории на этом не завершается . Судьба легендарной картины претерпела много коллизий. Но об этом - в следующей главе .
   Серджио Бенедетти работал в Дублинской Национальной
  Галлерее в реставрационной студии уже 12 лет . Государственная работа реставратором хоть и не была высокооплачиваемой, зато была постоянной и надёжной , чего он не имел у себя на родине , в Италии, где он перебивался заработками по реставрации живописи и фресок . И всё таки здесь, в Ирландии он не только чувствовал себя в изгнании, на перефирии артистической жизни , но и лишённым навсегда возможности совершить что либо значительное в своей профессии . Он ведь мечтал о открытии в мире искусства .
  Сегодня , в обычный серый и прохладный ирландский вторник его пригласил к себе настоятель Дома Иезуитов Святого Игнатия ознакомиться с несколькими старинными картинами монастыря , давно нуждающимися в чистке и реставрации . Это были работы старых мастеров , сейчас расставленные в библиотеке , на втором этаже у высоченных книжных шкафов . Взгляд Серджио сразу же остановился на одном самом крупном полотне в орнаментальной потускневшей раме. Табличка внизу слева указывала название работы и имя автора : " The Betrayal of Christ " Gerard Honthorst . Это был знакомый голландский мастер . Gherrardo della Notte . Холст отличался тёмной , мрачной поверхностью , изгажженной пылью, жирами, гарью и копотью столетиями распространяющимися от каминов и кухонных печей . Когда-то прозрачный , защитный лак отдавал желтизной . придающей рукам и лицам персонжей какой-то табачный тон. Особенно образ Христа , чей хитон повидимому был когда-то ярко красным и лицо Иуды с паутинкой микротрещинок конелюра говорили о том что картина имеет биографию лет в 400. Серджио исследовал полотно с обратной стороны, общупал осторожными прикосновениями пальцев текстуру.
  Интуиция никогда не подводила Серджио .
  " Если это не он , то это его лучшая копия , даже намного лучше, чем та , в Одессе . " - размышлял он про себя .
  Картина была в неплохой форме , без повреждений , даже была перетянута и подклеена субхолстом может быть сотню лет назад . Бенедетто уже не на шутку разволновался. Он поднялся с пола, повернулся лицом к терпеливо ожидающему отцу Барберу и, стараясь сохранить спокойствие в голосе сказал :
   " Без сомнения , это лучшая работа среди всех ваших . Вы наверное знакомы с историей этого полотна . Не так ли ? "
  Отец Барбер , полнеющий , розоволицый с седым ёжиком волос широко улыбнулся сразу же , как будто очнувшись. Он сложил ладони вместе и рассказал , что картина Хонтхорста выставлена в гостинной их резиденции очень давно , с 1930 -х , когда она была подарена монастырю семьёй местного доктора . Доктор
  приобрёл картину как будто в Шотландии у некого мецената
  Вильяма Гамильтона Нисбета . Больше он не мог ничего добавить.
   Картина была увезена в студию Дублинского музея , где Бенедетто работал над ней несколько месяцев . С каждым днём кропотливой работы , открывая и очищая одно так называемое
  " окно " за другим, он убеждался в своём правильном прогнозе .
  Техническое сравнение композиции , манеры письма Караваджио и особенностей анатомического построения персонажей не оставляли много сомнений в аутентичности находки . В конце года после многочисленных запросов Бенедетти в архивах наследиков семейства Маттеи в Риме выяснилось , что эта
  картина в числе шести других работ Хонтхорста была продана в
  в 1921 году в Шотландию промышленнику В. Нисбету .
  Круг замкнулся . Несмотря на то что все исследовательские изыскания проходили в необыкновенной секретности , администрация Дублинского Национального Музея не желала
  конфуза , Серджио Бенедетти был на седьмом небе от счастья .
  Это было Большое открытие в мире искусства .
  Наконец весной 1993 года " Взятие Христа " была выставлена в
  Большом зале Музея. Все ждали из Лондона главного эксперта по Каравджио Дениза Махона . Вскоре Сэр Дениз прибыл с группой ассистентов и подтвердил аутентичность Караваджио.
  Впервые , возрождённая из небытия картина была публично
  выставлена Дублинским Музеем на международной Экспозиции
  в Бостонской Галлерее в 1995 году
   ( Для справки : Если вы откроете сегодня на интернете
  страничку Одесского Музея Западного и Восточного Искусства
  вы попрежнему увидите приличную копию этой картины . выполненную Джиованни Аттили , с надписью :
  Караваджио. 1602 год.)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"