Зайцева Елена Анатольевна : другие произведения.

Нл-стихи. Пять впечатлений

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 
 
НЛ-стихи. Пять впечатлений
 
(из колонки бывшего редактора "Новой Литературы")
 
 
Ника Алифанова, сборник "Время оконных зайчиков". Тексты искренние и в то же время "нерасхристанные". Благородные, я бы даже сказала высокородные. Красивые рифмы: в традиции, но без инерции. Тут многое именно на них держится, на их окликах/откликах:
Во тьме живут иные существа,
Скорей всего неведомы науке.
И вот шуршит бумажная листва,
На ней дрожат впечатанные звуки -
Они шипят, и ластятся, и лю...
И хороводят маленькие тайны.
Закрой глаза - сама себе салют,
Открой глаза - здесь тихо и печально...
Но проблемка между комильфо-осанкой и искренностью всё-таки возникает. Движения не то чтобы скованные, но с оглядкой, с учётом того, что тут веер, а там корсет, и вообще - не разбежишься... Стихотворение, практически каждое, - "и отзывается, в общем, нередко... / только всегда ему что-то мешает...". Тексты требуют какого-то повышенного, особенного внимания - как принарядившиеся дамы. Силёнок у этих дам (читай: внутренней силы текста) маловато. Они не только за собой не поведут, а ещё и на карете поедут... Немного жаль, что -
черным черствым грустным взглядом
лето зрит в больные корни -
bud_so_mnoy (собака).ryadom
звук важней, но свет проворней -
и пока тебя услышат,
ты угаснешь с этой каше...
поздним солнцем греет крыши
с каждым годом злей и старше.
- но как-то... совсем уж немного. Напряжение никакое, влезай, не убьёт. "Окликнешь горе - будет горе. / Но и оно тебя не съест".
 
 
Юлия Ставская, некоторые избранные тексты из книги "Жажда".
***
Пустынна станция метро,
последний поезд в час пятнадцать,
с той стороны - не прислоняться -
вагона желтое нутро.
Все выжили и разошлись,
метро уныло симметрично,
сознание и впрямь вторично,
дверь закрывается, смирись...
 
***
Жизнь - соло. Вам не кажется, струна
слетает на одной и той же ноте
для тех, кто понимает, что в цейтноте,
что жизнь к последней клетке сведена.
 
Не кажется ли Вам, что потолок
подчас определяет наши стены...
Нет, не кажется.
Хорошо видно: слова не только не выигрывают, ничего не получают от соседства друг с другом, а просто-таки стремительно теряют, выветриваются, стираются. Здесь говорение уничтожает слова. Эти ноты-цейтноты ничего уже больше не значат, никак уже больше не звучат. Исчезают, говорятся следующие, опять исчезают... Ширящаяся пустота. Можно ли сказать, что это плохие стихи? Нет, наверно. У стихов просто другие задачи - они не "сметают", а (по)являют. То, чего не было, то, что было неявно... А это, конечно, обратный пример, и очень хороший.
 
 
Леда Бархатная, сборник "Оно и не". Может ли Леда говорить ерунду? Разумеется. Как и все мы. Время от времени ка-ак ляпнем... Я например (прямо сейчас): "Зато она даёт словам...". И задумалась. Ну ладно... Так что же они от неё получают? Свободу. Что, конечно, не надо бы путать с бардаком. Если слова просто вытрясти как из мешка, будет не свобода, а куча-мала. А Леда умеет слушать, умеет смотреть, она ритмует и рифмует и рисует - и рискует, да. Очень рискованные тексты, пограничные. Почти-непонятные, почти-непозволительно-странные, - но ещё позволительно! (а когда всё-таки нет - читаем сначала, где "может ли" и "разумеется"). Смысл буквально на глазах рождается, и он такой объёмный, "переливучий", что даже явно афористическое не оплощается до "это о..." ("Я долго буду гнить в могиле - / Во мне неслабая органика..."; "Нет готики во мне, но есть печать..."). Это - не о. Это О, А, Е, И - и вообще все звуки, когда они никуда не загнаны, когда живут... И, кстати, сколько Т!
Удержаться и не тронуть,
Не коснуться твоих легких.
Продымить их тихо в дудку,
Так чтоб ты и не заметил.
И тобою прокуриться
Вглубь себя, до тонкой пленки.
И не ждать тебя живого.
Острой пуговицей править
Уходящий вдох под кожу,
Ограничить твои слезы.
Затвердить в оправу капли,
Чтобы были стекла-кольца.
Я на пальцы поцелуи,
Я тебя на них надену.
Я под ноги тебе кину
Оболочки откровений.
Соки также утвердятся,
Превратятся в заграниты.
И заблещут, когда дети
Поменяются ролями.
Я не лгу, ты не читаешь,
Не целуешь моей сути.
Прошлогодних трав не гладят,
Не ласкаются к болоту.
Я даже "неофрейдистское" объяснение этому придумала. "Т" - это "ты". Тексты очень замкнутые, интравертные, они - инстинктивно - ищут эту отдушину, чтобы не замкнуться до полного аутизма. И находят. Звуко-организация смысло-образуется, "ты" появляется, отзывается на эту манТру...
 
 
Павел Феникс, сборник "Август. История болезни". И, видимо, заразной. Много народу этим болеет, уже доброй традицией стало это вяловещательное-постбродское. Усталость незнамо с чего... Так и буду называть - усталость на посту.
В слово "она" незаметно закрался ноль.
Столько открытых окон - и ни в одном не радость.
Напрасно олово тает, дымит канифоль:
ни припаять, ни склеить то, что от нас осталось.
Фон Триер опять провоцирует на жестокость,
доказывая, что даже красоту можно ногами топтать.
А ты перед зеркалом репетируешь очередную колкость,
которую все равно - сам знаешь - не сможешь сказать.
Суровая лирика - один хрен ничего не расскажет.
Агония продолжается. Бежимте скорей все глядеть!
Все, что от нас осталось: в легких сажа,
в правом кармане - сигареты, в левом - на сигареты медь.
 
На том же посту устал и Дмитрий Шабанов, сборник "Один". Да нет, не один уже. Даже в этом обзоре...
В тамбуре курят, как было указано выше,
Но это внутри, здесь, где горячий воздух,
Где в щели метёт тихонько откуда-то с крыши,
И каждый стоит с сигаретой, как будто возле
Мыслей своих. Они выражаются, может, в дыме,
Что корчится, охлаждаясь, и бьётся клубами,
И их создателю кажутся чуть чужими,
Друг с другом соприкасаясь пьяными лбами.
А он дотлевает, когда сигарета становится целой,
И, пепел с волос сметая, думает о наболевшем,
И, наконец, ожегшись, бросает тело
В копилку к другим, оставшимся и сгоревшим.
 
Я тут подумала... Хочу вам показать новорожденное стихотворение новоявленного автора Феникса Шабанова:
В слово "она" незаметно закрался ноль.
В тамбуре курят, как было указано выше,
Напрасно олово тает, дымит канифоль,
Где в щели метёт тихонько откуда-то с крыши.
Но это внутри, здесь, где горячий воздух.
Столько открытых окон - и ни в одном не радость.
И каждый стоит с сигаретой, как будто возле:
ни припаять, ни склеить то, что от нас осталось...
Микс, как вы прозорливо заметили, из вышеприведённых П. Феникса и Д. Шабанова. Формула до безобразия проста* и до боли в сердце неважна. Можно перемикшировать как угодно. Страшно подумать, что бы это могло значить, даже расписания автобусов так не перемешать...
 
Пять посвящений.
 
Нике Алифановой:
 
Во тьме, во сне, в себя-дозоре,
Опять то сплин, то паралич...
"Окликнешь горе - будет горе".
А ты возьми да и не кличь!
 
Юлии Ставской:
 
Жизнь - соло. Вам не кажется, стена?
Стена (застенчиво): "Не зна..."
 
Леде Бархатной:
 
Сообщение только для вас, от Ле-
ны: мы не погрязли в золе -
и вы!
Буквы цветут
и звуки - те.
От Ле-
ды - свободно...
зы - спасибо ЛЕДЕ!
 
Павлу Фениксу:
 
Каким вы "постмодерном" стали...
И что, действительно устали?
 
Дмитрию Шабанову:
 
В тамбуре курят, как было указано выше,
Но курение - вред, и зря им в это не верится.
Давайте хоть где-то, хоть даже и здесь напишем:
"No smoking, it"s bad, спросите Шабанова -
                                               или Феникса!"
 
 
---------------------------------------------------------------------------------
* 1Ф1Ш - 3Ф3Ш - 2Ш2Ф - 4Ш4Ф, цифры и буквы - соответственно номера строк и инициалы авторов "исходных" текстов.
---------------------------------------------------------------------------------
 
 
 
 
 
(апрель 2008)
Елена Зайцева ([email protected])

 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"