Зайцева Елена Анатольевна : другие произведения.

...В итоге - Серебро

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 
 
...В итоге - Серебро
 
(О стихах Елены Петуховой в свете одного - любопытного, на мой взгляд - обстоятельства)
 
 
Стихи хорошие. Более того - они прекрасные, но возьмись я рассказывать, насколько они прекрасны, вы бы, думаю, сильно заскучали, а потом бы и вовсе со скуки умерли. Не потому что прекрасное скучно. Скучны похвалы. Скажу только, что стихи "серебряные" - такая вот лохвицко-северянинская веточка, страстная, себялюбивая. Страсть эта иногда болезненная, а себялюбие смешное, но не судить же победителя, лучше процитировать:
Какой соблазн - приблизить час банкротства,
В искусство возведя уменье лгать,
И, вдарившись в лихое мародерство,
Все светлое на клочья разодрать!
 
Какая роль! Почти как в "Мулен Руже".
Чем ярче блеск, тем сладостней обман.
Росток тоски мы знойностью иссушим,
А боль затопчет яростный канкан.
 
Какой финал! Игра цветных камений.
За диадемой не узреть лица...
Я - куртизанка горьких заблуждений -
Хочу сиять, не грея... До конца!!!
Об обещанном любопытном обстоятельстве.
Не посмотреть ли нам, как "данный конкретный" автор расчеловечивается?
Напомню, "расчеловечивание" - центральное понятие в известной статье Ортеги-и-Гасета "Дегуманизация искусства" и означает оно уклонение художника от "человеческого ядра", от того, чему можно было бы радоваться или сочувствовать. Проще говоря, от "истории Хуана и Марии" (ещё проще: Ивана да Марьи). Такое уклонение, по Ортеге, - неизбежно, оно открывает возможность чистого эстетического удовольствия, не затуманенного личными переживаниями (причём, возможность такая открывается только для особой "высокоэстетичной" касты людей, ибо далеко не все способны к восприятию этой чистой художественности). Всё новое искусство, таким образом, - совсем новое, принципиально новое, и к старому возврата - нет ("...Но каковы бы ни были крайности новой позиции, она, на мой взгляд, свидетельствует о несомненном: о невозможности возврата к прошлому")...
Возврата нет? А как же наша "серебряная Элен"? Понятно, что она "зачеловечена" и ещё как: ей только и делаешь, что сочувствуешь, она только и делает, что чувствует. Да она вообще чувственная!
Первое. Не "нет возврата", а есть и будут: возвраты, параллели, смешения. Будут работать геометрично-безлично "по Ортеге", а рядом - человечно, слишком человечно, а рядом... о, а рядом! Недавно я, кажется, поняла всю странность милого сердцу "оборонщика" Егора, поняла, почему такие запредельные песни - и такие никакие стихи/тексты. Всё просто: они - многие - действительно никакие! Но песни, часто бывает, устроены так: человеческая, "подъёмная" (полётная!), эмоциональная, сердечная мелодия - и почти вовсе "расчеловеченный" текст (уже не то что "человеческих мелодрам" не найдёшь, а и всякие человеческие значения сняты, "вода" значит всё, что угодно, "радуга", "война", "радость" - вообще всё значит всё, что угодно)... Смешение. Пример удавшегося, великолепного смешения... Сегодня нет "стилистического единообразия", сегодня есть бардак. Но это бардак, позволяющий смешивать и параллелить. Бардак, лояльный к возвратам, - и это правильно! Вопрос возврата - он неколлективный. Это индивидуальный вопрос. Будь Серебром, будь Золотом. Будь лиричным, романтичным, человечным, истеричным - будь, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ. Петухова - смогла.
Второе. Степень "зачеловеченности" мы тут, конечно, хорошо и быстро определили: высокая. Где чувственное, там человеческое. Но тут ведь вот какая загвоздочка: это не "история Хуана и Марии". Это о Времени история. О Времени, которому не хотят отдавать... что? Ничего. Ни душу, ни тело. Эрос этот сюда приглашён только чтобы Танатос не надеялся. "...Не подстилкою - нежной периной / Ты меня под себя подложи... Упокоимся с миром..."; "...Давай убьем - по пьяни - время, / Пока оно не сшибло нас" и, наконец:
Задиристо щурясь, Лолита
Улыбкой спешила отдаться,
И ямки на щечках открыто
Играли в стихии румянца.
 
Мужчин изумленные взгляды
С проворством воровки ловила -
Вдали от церковной ограды,
С надгробья заросшей могилы...
И наконец! -
...Я голову собью о стенки
И боль вложу - какая есть
В стихи... и в них останусь - здесь,
Живей сейчас живущей Ленки!
 
Укол пера - фантома шалость -
Под звук разбитого стекла
Напомнит вам, что я - была!
Жила ль? Неважно.
Я - осталась!!!
Чувство времени - штука человеческая, конечно, но отнюдь не народная. "Антинародная" даже. Временем никогда не занималась "куча нормальных людей", всегда "кучка ненормальных уродцев". И вот с этой позиции Елена Петухова нова несмотря на всю её "серебряновековость". Нова прямо-таки по Ортеге, формулирующему новое искусство как "ненародное по-своему существу, более того - антинародное". От народа Петухова страшно далека, далека так, как только мечтали бы многие и многие навроде бы модернисты. Народу, "куче нормальных людей", всегда будет казаться, что они понимают, о чём речь, всегда будет казаться, что она и впрямь об "острейшем слияния миге". Тогда как для неё ЛЮБОЙ МИГ - куда более острый, чем эта самая "куча нормальных людей" может себе представить. Это острое и делает стихи хорошими. Остро хорошими. То есть - прекрасными.
Застенчивая сжатость лепестков
Шкатулки каплевидного тюльпана
Таит мотив невысказанных слов,
Нектарность недопитого бокала.
 
В плену тревожно-трепетной тоски
Предчувствую начало увяданья,
Когда вдруг разомкнутся лепестки
И - невесомо - выпорхнет признанье,
 
Сольется с ароматами весны,
Оставив мне осколки от флакона...
Но выход есть. Мы будем спасены!
Я засушу молчание бутона...
 
 
P.S. Стихи Елены Петуховой можно найти в электронном журнале "Новая Литература", а также на многих других литературных сайтах.
 
 
 
 
 
(март 2006)
Елена Зайцева ([email protected])

 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"