Зусманович Семен Моисеевич : другие произведения.

"Мир сейчас" три тысячи лет назад. К вопросу о причинах распада царства Давида - Шломо (Соломона)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  "Мир сейчас" три тысячи лет назад
  
  статья на сайте Варолайн
  Некоторые заметки о военных (военно-политических) причинах распада государства Давида.
  Я не рассматриваю время написания книг ТАНАХа.
  Ссылки на ТАНАХ :
  
  
  Шломо = Соломон
  Опираюсь я в основном на книги Шемуэйл I, Шемуэйл II, Мелахим I, Мелахим II (1-я, 2-я,3-я, 4-я Царств), а не на Диврей гаЙамим I, Диврей гаЙамим II (1-я ,2-я Паралипоменон).
  Первые и написаны скорее раньше, и более значимы (входят в Невиим, а вторые в Кетувим). Да и вообще вторые видятся мне скорее переложением царских хроник, как хотел видеть свое царство сам царь. Хотя сильное влияние со стороны царской власти оказано и на первые четыре книги.
  
  Соотношение названий книг ТАНАХа и Библии.
  
  
  Вообще же, более, чем в других заметках по истории, здесь все очень вероятностно. Я уже писал, что древняя история вероятностная величина, могло быть и так, могло быть и по-другому. Историю пишут победители, а изучают ее по последствиям.
  
  Обычно причина распада ищется в религиозных отступлениях Шломо.
  Как всегда, причин много, некоторые из них, яркие страницы царства Шломо, также в последствии толкали к распаду. Хорошая мысль - жить в мире с соседями, не вести войн, но, возможно ли такое было без последствий 3000 лет назад, возможно ли сейчас?
  Евреи всегда стремились к миру. Есть мнение, что и завоевание земли обетованной ЙЕОШУА проходило также, в основном, мирным путем.
  
  
  Начну от печки.
  
  Бат-Шева (Вирсавия) сажает сына на царство.
  
  
  О том, что, вероятно, мать Шломо произвела гос. переворот, в чисто восточном стиле, с уничтожением всех возможных соперников и их сторонников, я уже предполагал ранее.
  ( "Царь Давид - царь или король").
  
  
  Бат-Шэва, дочь Элиама, жена Урийи Хэйтийца.
  
  Для показания происхождения Давида вводится Рут (его прабабка, прапрабабка Шломо):
  
  http://toraonline.ru/ksuvim/rut.htm
  
  РУТ 1
  (16) Но сказала Рут: не проси меня покинуть тебя и уйти от тебя обратно, потому что куда ты пойдешь - пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я. Твой народ (это) мой народ и твой Б-г - мой Б-г.
  
  (17) И назвали они его Овэйд. Он был отцом Йишая, отца Давида.
  
  В высокой морали Рут нет никаких сомнений. В бедности сохраняет верность матери своего умершего мужа.
  Бат-Шэва, не разбирая ее национальной принадлежности (жена хетта, скорее всего, наемника у Давида), входит в повествование совсем с другой стороны.
  Преступная связь Давида, фактическое убийство им ее мужа.
  
  
  http://toraonline.ru/neviim/shmuel2.htm
  
  12 (9) Отчего же пренебрег ты словом Г-спода, сделав то, что есть зло в глазах Моих: Урийу Хэйтийца убил ты мечом и жену его взял ты себе в жены; а его убил ты мечом Аммонитян.
  
  Шломо родился в "законном браке", но в связи изначально преступной.
  
  
  12 (24) И утешил Давид Бат-Шэву, жену свою, и вошел к ней, и спал с нею; и родила она сына, и нарекла ему имя Шеломо. И Г-сподь возлюбил его, (25) И возвестил о том через пророка Натана, и он нарек ему имя Йедидья (Любимый Г-сподом), ради Г-спода, (который любил его).
  
  
  Имя Йедидья (?царское), вероятно, введено позже. Хотя все сложнее. Вообще только цари имели несколько имен. Шломо же изначально не был наследником и мог иметь только одно имя из этих двух. По смыслу к имени Шломо близко имя другого сына Давида - Авшалома.
  
  До самого "переворота" мы о нем и не слышим. Все намеки на "сверхъестественное" зачатие царского ребенка и были исключены, осталось только безобидное наречение.
  В двойном имени сына Давида сохраняется только сила слов. Правда, они весят много: они скрывают, повторю еще раз, прелюбодеяние матери и убийство ее мужа, они хотят также увековечить политические деяния царя - объединение израильских племен в Иерусалимское царство; они указывают далеко в будущее, где (см. у пророка Исайи) мессианское "царство мира" нашло воплощение в имени Шломо, "князе мира".
  
  Бесцветный наследник. Прежде всего, нет указаний на то, что Шломо окажется на высоте своего имени. Относительно трагической истории семьи создается впечатление его позиции наблюдателя. В спор Амнона и Авшалома он не вмешивался. Принимал ли он вообще чью-нибудь сторону, остается невыясненным.
  Шломо всплывает из молчания лишь, когда остро встает вопрос о наследовании трона.
  Его отец на пороге смерти (возможно, все события разыгрываются при предсмертном или мертвом Давиде, когда последний и не решал ничего).
  
  В это время разгорается страстная борьба за право стать преемником. Адония, старший из оставшихся в живых сыновей Давида, желает стать царем. Как и его умерший брат Авшалом, разъезжает он на колеснице по Иерусалиму; как и Авессалом, окружает он себя 50 слугами.
  Не мог Давид при активной жизни, после мятежа Авшалома, не назначить наследника.
  
  По тексту ТАНАХа понятно, что именно Адония и был настоящим наследником.
  
  Адонию окружают командующий ополчением Иоав и священник Авиафар, высший религиозный авторитет. Это дает почву для раздумий, так как оба представляют традиции древнеизраильского племенного устройства: Иоав, который вел войны Давида в традиции племенных войн, и Авиафар, хранитель ковчега. Именно Иоав, один из лучших еврейских полководцев древности принес самые значительные победы Давиду и Израилю.
  
  Такое впечатление, что Адония возглавил сторону, которая желала, чтобы древнееврейская традиция учитывалась больше. Адония смог так же привлечь на свою сторону братьев и внушительное число последователей из числа граждан Иерусалима.
  В один прекрасный день сторонники встречаются у Змеиного камня близ источника, который сегодня известен как "Колодец Иова". Он находится в долине Кедрона, примерно в 300 метрах юго-восточнее города Давидова, за городскими стенами. Там готовится праздничная трапеза: зарежут овец, волов и тельцов - царский пир, каков известен из древнеизраильской истории.
  
  
  Кто же поддержал Бат-Шеву: Речь идет о самых высших представителях иерусалимской придворной партии - пророке Натане, главнокомандующем Беная (Ванея), предводителе телохранителей Давида, и священнике Цадоке, который представлял традиции хананеиских иевуссеев в Иерусалиме.
  
  http://toraonline.ru/neviim/mlachim1.htm
  
  Победы Иоава я приводил ранее, чем же знаменит Беная (Ванея)?
  http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=11236&start=75
  
  Шемуэйл II (23) И Йоав (был поставлен) над всем войском Исраэйльским, а Беная, сын Йеояды, над Керэйтиянами и над Пелэйтиянами
  
  Он был начальником наемников, которые в отличие от ополчения, всегда были под рукой.
  
  (20) И Бенайау, сын Йеойады, сын мужа храброго, знаменитый подвигами (своими), из Кавцеэйла; он побил двух героев Моавитских; он же сошел и убил льва во рву в снежный день. (21) Он же убил одного Египтянина, человека видного; а в руке у того Египтянина (было) копье, и подошел он к нему с палкой, и вырвал копье из руки Египтянина, и убил его собственным его копьем. (22) Вот что сделал Бенйаяу, сын Йеойады, и он был именит среди тех трех храбрецов; (23) Он был самым знатным из тридцати, но (первым) трем он не был равен; поставил его Давид исполнителем своих приказаний
  
  
  В то время как Шауль и Давид были тайно помазаны пророком Шмуэлем до возведения на престол, помазание Шломо было совершено священником Цадоком после возведения. Религиозная легитимация проходила в спешке уже после всего. И само помазание было уже не то, каким оно было раньше.
  
  А как обстоит дело с ролью народа? Народ не вы ступает здесь на передний план. С Давидом и Шаулем все происходило по другому. Возведение на трон Шауля описывается трижды. Сказочное повествование рассказывает, что он в поисках потерявшихся ослиц, принадлежавших отцу, попал в неизвестно какой город, где был тайно помазан на престол Шмуэлем - пророком и священником. Согласно другому преданию, Шауль был избран народом в Мицпе посредством жребия. Третье предание гласит, что Шауль был назван царем после победы над аммонитянами в Галгале . Народ при этом играл важную, даже решающую роль.
  
  Итак, Шауль был харизматическим "народным" царем, равно как и Давид, отец Шломо. Его возведение на престол происходило в два этапа: он был провозглашен царем в Хевроне сначала в Иудее, а потом североизраильскими племенами, оба раза посредством определенного ритуала, где племена занимали важное место. Совсем по другому у Шломо: народ мог подтвердить его восхождение лишь потом, как свершившийся факт. И здесь не было согласия, так как часть населения, ликуя, приветствовала противника Адонию. Одним словом, полномочия Шломо явно хромали.
  
  Возведение Шломо на престол можно описать еще как осуществление чисто "человеческого проекта". Все события вокруг его восхождения происходят на редкость поспешно, являясь скорее окончанием интриги, чем торжественной церемонией. Это бросается в глаза, если мы обратимся к иудейской тронной церемонии (http://toraonline.ru/ksuvim/tehilim.htm). Царя препровождают в святилище и бог Яхве возводит его на престол традиционным: "Ты мой сын, сегодня я тебя зачал".
  
  К царской церемонии относится также передача диадемы верховным священником, так происходит во времена возведения на трон царя Иосии (840-801 до н.э.), через добрых сто лет после возведения Шломо. Царю также был вручен "указ", своего рода "царский документ", в котором перечислялись все царские "великие имена".
  
  Шломо убивает не только Иоава, но и своего брата (чисто восточная традиция), Адонию, потомка Шауля Шимми (Семея).
  
  С Адонией умирает не только ближайший к отцу сын, но и сын, похожий на отца, которого Давид любил выше всякой разумной меры. Как и Авшалом, Адония собрал вокруг себя силы, обязанные союзу древнеизраильских племен. Как и Авшалом, он представляется энергичным, самоуверенным и решительным. Итак, Адония, как и Авшалом, были схожи с отцом в воинственности в противоположность Шломо, который во время своего вступления на трон вы глядел таким бесцветным и незначительным.
  
  Как в этой связи можно квалифицировать убийство Адонии? Ответ прост: посредством убийства Шломо древним жестоким способом освобождает себя от привязанного к отцу брата и одним махом сражает не только воинственно настроенного брата, но и воинственного отца. (бедный Фрейд).
  
  
  Переход к мирной политике.
  
  Итак, Шломо стал четвертым Израильским царем.
  
  Гаваонское предсказание во сне представляет Шломо как мирного царя - факт, противоречащий всему, что известно нам об израильских царях. Могло бы перевернуть наше представление перечисление всех войн, которые велись израильскими царями, были ли они захватническими или оборонительными. Неприятие вызывает то, что в 600 местах ТАНАХА впечатляюще говорится о том, что народы, цари или отдельные люди нападали на других, подавляли или убивали. Еще удивительнее тот факт, что к мирному царству Шломо тоже почти не проявляется интереса.
  
  Войны за трон, кровная месть, убийство брата. Как же объяснить превращение Шломо из кровавого мстителя и братоубийцы в мирного царя?
  
  Обычно все объясняется сложившейся временной ситуацией. В связи с этим Шломо был бы типичным представителем второго поколения. Впереди выступает его отец Давид, благодаря войнам создавший великую империю, которую сын просто удерживает. Шломо был бы в таком случае всего лишь слабым сыном могущественного отца, потомок-эпигон.
  
  Израиль во времена Шломо находился в мирном окружении, а потому не существовало никаких поводов к войне. Мир при Шломо означал не что иное как "отсутствие войны".
  
  Однако при ближайшем рассмотрении ситуация Израиля не выглядит так идиллически. В последних записях относительно царя Шломо - в одиннадцатой главе МЕЛАХИМ I - говорится о противниках Шломо. Так, на южной оконечности израильской империи образуется идумейское царство. Правда,
  идумеяне при Давиде были разбиты; представитель царского рода Адер бежал в Египет и утвердился как царь в ожидании. Когда он узнал о смерти Давида и убийстве опального полководца Иоава, то возвратился в Идумею и "был он противником Израиля и сделался царем Сирии".
  
  Вторым противником Шломо был сириец Разон, царь Дамаска. В его лице у Израиля появился противник на северной оконечности, который, как покажет дальнейшая история Израиля, мог превратиться в крайне опасного. Оба царя - Адер в Южной Идумее, Ра зон в Северной Сирии - вели себя отнюдь не тихо.
  
  ТАНАХ рассказывает об "ущербах", наносимых обоими царями.
  Поэтому не может быть и речи о том, что Шломо мог спокойно пребывать "в мире". Тем удивительнее при наличии угрозы Израилю мирная воля Шломо.
  
  
  Реформа Шломо
  
  У Давида:
  
  Шемуэйл II 8 (16) Йоав же, сын Церуи, был военачальником (всего) войска; и Йеошафат, сын Ахилуда, - летописцем, (17) А Цадок, сын Ахитува, и Ахимэлех, сын Эвйатара, - священпиками, а Серайа - писцом, (18 ) А Бенайау, сын Йеойады, (был назначен над) Керэйтиянами и Пелэйтиянами, и сыновья Давида - первыми (при царе.)
  .............
  20 (23) И Йоав (был поставлен) над всем войском Исраэйльским, а Беная, сын Йеояды, над Керэйтиянами и над Пелэйтиянами, (24) Адорам же - над сбором податей, а Йошафат, сын Ахилуда, - летописцем, (25) Шева - писцом, а Цадок и Эвьятар - священниками. (26) А также Ира Яиритянин был первым при Давиде.
  
  
  У Шломо:
  
  МЕЛАХИМ I 4 (1) И был царь Шеломо царем над всем Исраэйлем. (2) И вот начальники, которые (были) у него: Азарйау, сын Цадока, священника; (3) Элихорэф и Ахийа, сыновья Шиши, писцы; Йеошафат, сын Ахилуда, летописец; (4) И Бенайау, сын Йеойады, военачальник; и Цадок, и Звйатар - священники. (5) И Азарйау, сын Натана, (стоял) над правителями (областей); и Завуд, сын Натана, сановник, друг царя. (6) И Ахишар - (начальник) над домом И гарским); и Адонирам, сын Авды, - над податями.
  
  Если у Давида военноначальник на первом месте, то у Шломо здесь священник, писец, дееписатель. И лишь на четвертое место попадает главнокомандующий (al ha zaba'), который, нужно отметить, никогда не вступает в военные действия.
  
  Это соответствует падению интереса к военному делу при Шломо. Три следующих наблюдения подкрепляют это мнение. Во-первых, у Шломо был только один главнокомандующий, в то время как Давид содержал два высших военных чина: Иоав - командующий войском и Беная (Ванея) - главный над царскими телохранителями, бывшими в основном чужеземцами. Отсюда пошло выражение Krethi und Plethi
  Во-вторых, "Krethi und Plethi" вообще не появляются в списке Шломо. Это тем более удивительно, что они сыграли важную роль во время волнений из-за власти, так как приняли сторону Шломо против Адонии. Они были теми, кто во время возведения Шломо на престол у источника Гион сопровождал и охранял его.
  Для них он распорядился изготовить 500 золотых щитов, которые позднее были поставлены в доме из ливанского кедра. Но это и не значит, что наемников не было у царя, вот всеизраильское ополчение не собиралось.
  
  Не появляются и загадочные "герои" Давида, бойцы-одиночки, которые встречались в поединке и решали судьбу целого сражения. Только Беная из них и остался.
  Умолчание о них потому столь примечательно, что "герои Давида" во время борьбы за власть тоже отдали голоса за Шломо. Поединщики не нужны.
  
  Реформы начал еще Давид, т.к. при восстании Авшалома, израильское ополчение было на стороне Авшалома. А на его стороне его дружина и наемники
  
  (18 ) И все слуги его прошли перед ним, и все Керэйтияне, и все Пелэйтияне, и все Гаттияне; шестьсот человек, пришедших вместе с ним из Гата, прошли перед царем.
  
  Таким образом, список начальников Шломо говорит нам как раз о том, о чем не говорит: разучившийся воевать военачальник, который находится в постоянном запасе, урезанное войско, телохранители, которые больше не являются "административной единицей", "военные герои", которых не замечают.
  
  То, что завоевание территории Ханаана во времена Иегошуа и Судей (Шойфтим) было в основном мирным, говорит и административная реформа Шломо (осталось много ханаанцев).
  
  3 И было у Шеломо двенадцать правителей над всем Исраэйлем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; (один) месяц в году каждый должен был доставлять продовольствие. (8 ) И вот имена их: сын Хура - на горах Эфраимовых; (9) Сын Дэкэра - в Макаце и в Шаалвиме, в Бэйт-Шэмэше, и в Эйлоне Бэйт-Ханана; (10) Сын Хэсэда - в Арубботе; ему же (принадлежал) Сохо и вся земля Хэйфэр; (11) Сын Авинадава - (над) всей областью Дора, Тафат, дочь Шеломо, была его женою; (12) Баана, сын Ахилуда, в Танахе и Мегиддо и во всем Бэйт-Шеане, что у Цортана ниже Изреэля, от Бэйт-Шеана до Авэйл-Мехолы, до той стороны Йокмеама; (13) Сын Гевэра - в Рамоте Гиладском; ему (принадлежали) селения Яира, сына Менашшэ, что в Гиладе; ему (принадлежала) область Аргов, что в Башане, шестьдесят больших городов с крепостными стенами и медными затворами. (14) Ахинадав, сын Иддо, в Маханаиме; (15) Ахимаац - в (земле) Нафтали, он также взял Басемат, дочь Шеломо, в жены. (16) Баана, сын Хушая, в (земле) Ашэйра и в Беалоте; (17) Йеошафат, сын Паруаха, в (земле) Иссахара; (18 ) Шими, сын Эйлы, в (земле) Бинйамина; (19) Гевэр, сын Ури, в земле Гилад, в земле Сихона, царя Эморейского, и Ога, царя Башанского. И (был) один правитель (Азарйау), который во (всей) стране. (20) Йеуда и Исраэйль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились.
  
  
  
  Этот документ и его списочный характер претендуют на историческую подлинность. список а Шломо- это единственное свидетельство административного деления страны, которое есть в ТАНАХе. Список показывает деление Израиля на 12 управляемых уделов, у каждого из которых был назначен приставник.
  В нем нет племени Иуды, включая столицу Иерусалим. Таким образом, деление на уделы относилось только к Северному Израилю. К чему бы это? Очевидно, в списке отражается факт, который всегда играл большую роль в истории: разделение Северного и Южного Израиля.
  
  Уже оба восхождения Давида на трон показали нам эту двойственность. Давид стал вначале царем Иудеи и только спустя семь лет - царем Северного Израиля. Единственно благодаря личности царя объединяется то, что первоначально развивалось в отрыве друг от друга. Шломо тоже не удалось ликвидировать дуализм.
  Иудея оставалась отдельным царством, на особом положении, которое игнорировало объединение в общую государственную систему. Так было с самого начала, так и продолжало оставаться. Сразу после смерти Шломо (926 до н.э.) удерживающаяся до тех пор царем империя снова распалась на два государства. Иерусалим не являлся уже столицей всего Израиля, а только государства Иудеи.
  
  Сколь сложным в действительности было у Шломо государственное устройство, показывает список 12 уделов. Удивительным образом уделы со старыми израильскими названиями племен соседствуют с уделами, которые названы по городам, бывшим хананейским городам-государствам.
  
  Перечень округов, географически построенный относительно перспективе царского двора в Иерусалиме.
  1. Первый царский удел расположен севернее Иерусалима и охватывает горы Ефрем, селились сыновья Иосифа Ефрем и Манассия.
  2. Уделы со второго по пятый - это названия старых хананейских городов, идентификация которых пока что удалась только частично. Во втором округе идентифицированы однозначно только два из пяти: Беф-Ше-меш и Шаалбим в долине Аиялон. Юго-западнее Ефрема. На эту область претендует израильское племя Дана, чьи претензии, однако, никогда не были удовлетворены.
  
  Хананейские города-государства продолжали существовать и в его времена; племя Дана, напротив, не вошло в список.
  
  Во втором округе располагалась также средиземноморская гавань Яффа, через которую доставлялся лес для строений Шломо.
  3. Третий удел примыкает с севера к Ефрему. Там находится город Сохо, который Альбрехт Альт смог идентифицировать на выходе из долины Набла. 4. Северный удел обозначается как "Возвышенность Дора", он примыкает к третьему с севера. Дор был крупной хананейской гаванью.
  5. В пятом уделе находятся крупные хананейские города-государства в долине Изрееля: Фанаах, Мегиддо и Беф-Сан.
  Образование этого "хананейского удела" чрезвычайно интересно, постольку на эту область, и в особенности на перечисленные города-государства претендовало племя Манассии
  
  6. Следующие шесть уделов, напротив, приспосабливаются к традиционному делению по племенам. Шестой и седьмой уделы расположены к востоку от Восточного Иордана и образуются племенами Галаада и, вероятно, племенем Гада, имя которого, однако, не упоминается. Восьмой охватывает восточно-галилейский удел Неффалима, девятый - западно-галилейский Асира, десятый - Иссахара. Одиннадцатый - самый маленький израильский удел - Вениамина, лежит узкой просекой между Иудеей и Ефремом. От удела Вениамина взгляд направляется еще раз на расположенный напротив Восточный Иордан, где находится двенадцатый удел, южнее седьмого.
  
  Он окончательно распрощался с иллюзией, что 12 колен, по традиции, образуют союз племен. Ни одного слова о племени Левий, которое уже давно было рассеяно среди других племен, ни одного упоминания о племени Симеона, которое было, очевидно, разбито во время военной попытки захвата земли в Сихеме.
  
  Не упоминаются также племена Рувима, Завулона, Гада и Дана.
  
  Шломо явно не был территориальным ревизионистом, силой создававшим то, что не имело шансов вы жить. Наоборот, он ищет компромисс с хананейскими городами-государствами, которые хотя и входят в состав его царства, напрямую подчиняются престолу.
  
  
  И в этом списке видны причины последующего распада государства (Иудея отдельно).
  
  А теперь о нескольких важных различиях в Давидовом аппарате. Прежде всего, бросается в глаза, что некоторые имена не израильские: Адонирам - это финикийское имя, так же как и Авда, имя его отца. Имя писца Елихорефа и его отца Сивы могут быть египетского или хурритского происхождения. У Шломо, очевидно, не было никаких трудностей с назначением иноземцев на высокие должности.
  
  
  Города колесниц
  
  Конечно, Шломо не мог полностью разоружиться. Тем более, как уже показано выше, только смерть Давида и убийство Иоава, привели к потере влияния Израиля в 2 соседних государствах (Сирия и Эдоме).
  
  11(14) И поставил Г-сподь противника против Шеломо, Адада Эдомеянина из потомков царя в Эдоме. (21) Когда - услышал Адад в Египте, что почил Давид с отцами своими и что умер Йоав, военачальник, то сказал Адад Паро: Отпусти меня, и пойду я в страну мою. (23) И сказал ему Паро: разве ты нуждаешься в чем-либо у меня, что хочешь идти в свою страну? Он отвечал: нет, но отпусти меня. (23) И поставил Б-г против него (Шеломо) противником Резона, сына Элйады, который убежал от Ададэзэра, царя Цовы, господина своего, (24) И, собрав вокруг себя людей, стал предводителем отряда, когда Давид разбил их (в Цове); и пошли они в Даммэсэк, и поселились там, и царствовали в Даммэсэке. (25) И был он врагом Исраэйля во все дни Шеломо. (Кроме) того зла, что (причинял) Адад, он возненавидел Исраэйль, став царем Арама.
  
  Древнеизраильским племенам был единственно известен только созыв всенародного ополчения, который относился ко всем способным держать оружие и достойным мужчинам в пределах одного племени и проводился только в случае войны.
  
  По окончании войны всех вновь отпускали для нормальной жизни. Только при царе Давиде состояние войска принципиально изменилось. Было создано войско из наемников, которое первоначально набиралось из воинов, которые присоединились к Да виду в его ранний период, а также из иноземцев, подчинявшихся только царю. Всеобщее народное ополчение, однако, продолжало существовать; оно созыва лось, когда того требовали всеизраильские интересы, например, при походах на соседние народы.
  
  Как отмечалось выше, Давид во время восстания Авшалома смог опереться только на войско, состоявшее из наемников-иноземцев, всех остальных Авшалом перетянул на свою сторону. Переговоры Авшалома с отдельными племенами, а также начало войны по звуку бараньего рога, во всяком случае, соответствуют порядку ведения войны народным ополчением в Древнем Израиле.
  
  Шломо отказался от смешения в одном войске наемников и ополчения. Во всяком случае, нет ни одного слова времен Шломо об общем ополчении. Отдавая дань закону о древнеизраильском созыве ополчения, не стоит, пожалуй, забывать об ударе, который перенес Давид и помнил Шломо: раз и навсегда следовало положить конец организации войска против царя.
  
  Как будто колесницы неотъемлемая принадлежность царства и царя. Царь Давид относился к колеснице скорее скептически. Ему никогда не приходила мысль ввести их в боевые действия. Когда захватили боевых коней врага, то им подрезали жилы, как после победы Давида над Адраазаром, царем Сувским. Нет, лошади казались израильтянам не только чужими, но и вызывали тревогу. Но уже сыновья Давида вовсю ездят на колесницах: и Авшалом, и Адания.
  Шломо же фактически создает армию колесниц.
  
  
  МЕЛАХИМ I 5 (1) Шеломо владел всеми царствами от реки (Перат до) земли Пелиштимской и до пределов Египта. (Они) приносили дары и служили Шеломо во все дни жизни его. (2) И продовольствие Шеломо на один день составляли: тридцать кбров (мера сыпучих тел) тонкой пшеничной муки и шестьдесят кбров (прочей) муки; (3) Десять откормленных волов и двадцать волов с пастбища, и сто овец, помимо изюбрей, и оленей, и серн, и откормленной птицы. (4) Ибо он властвовал над всею землею по (правую) сторону реки, от Тифсаха до Аззы, над всеми царями по (эту) сторону реки; и был мир у него вокруг него со всех сторон. (5) И сидели Йеуда и Исраэйль спокойно, каждый под виноградной лозой своей и под смоковницей своей, от Дана до Беэйр-Шэвы, во все дни Шеломо. (6) И было у Шеломо соррк тысяч стойл с лошадьми для колесниц его и двенадцать тысяч всадников.
  
  Совсем иначе было с Шломо, он держал колесницы в Израиле по колесничным городам.
  
  10 (26) И собрал Шеломо колесницы и всадников; и было у него тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их в городах для колесниц и при царе в Иерушалаиме.
  
  
  С численностью же армии не совсем ясно. В одном случае говорится о 4 000 стойл для коней и колесниц и 12 000 всадников (ДИВРЭЙ-АЙАМИМ II 9.25). В одной колеснице, вероятно, находились три человека, управляющий, воин и щитоносец. У ассирийцев иногда указывается три, иногда два человека. В египетских изображениях на колеснице почти всегда изображен сам царь, что свидетельствует о его "божественном" происхождении, но не соответствует реальному положению вещей.
  
  Другая запись (выше) содержит иные данные о численности колесничной армии: 1 400 колесниц и 12 000 всадников; возможно, сюда прибавлен резерв или обслуга. Во всяком случае, эта армия считалась большой, поскольку остались сведения, что она размещалась в специальных городах (МЕЛАХИМ I 9.19; 10.26 ).
  
  Какова задача колесниц? Поскольку Шломо не вел войн, отпадает всякая мысль об использовании их в боевом качестве. Это вытекает из того, что нигде речь не идет о появлении пеших воинов, а только о колесницах и всадниках. Использовать одни колесницы без пехоты? Вряд ли.
  
  Ясно, что для ведения войны колесницы играли важную, даже решающую роль, но без пехоты они многое теряли. Упоминания Авшалома и Адонии указывают: колесницу сопровождали 50 скороходов или всадников. (МЕЛАХИМ I 15.1; 1.5 ).
  
  Колесницы и кони в предании о Шломо появляются не в связи с военными действиями, а исключительно как прибыльный товар: "Коней же царю приводи ли из Египта и из Кувы; и царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким образом, они руками своими доставляли все это царям Хеттейским и царям Арамейским" (МЕЛАХИМ I 10.28 ).
  
  Таким образом, колесницы у Шломо исполняли разные задачи: предупреждение врагам, представительские, как показатель царской власти, торговая.
  Шломо была выгодна торговля - боевые повозки он покупал в Египте, а коней - в малоазиатской Киликии. Так как торговые пути между югом и севером проходили через Израиль, Шломо, возможно, занимал монопольную позицию, которой намеренно пользовался.
  
  "И построил Шломо ... все города для запасов, которые были ... и города для колесниц и города для конницы и все то, что Шломо хотел построить в Иерусалиме, и на Ливане и во всей земле своего владения" (МЕЛАХИМ I 9,17).
  
  
  "Города колесниц" перечисляются отдельно от "городов конницы". Говорится не о "городах колесниц и конницы", а о "городах колесниц и городах конницы", как если бы существовали отдельные города для того и другого.
  
  Воз можно, есть и другие, в том числе и военные соображения, объясняющие устройство городов для колесниц. Однако все уже приведенные наблюдения - разжалование верховного главнокомандующего, отсутствие героев-одиночек, "Krethi und Plethi" и добавившиеся сюда нежелание проводить вербовку всеобщего народного ополчения, умолчание о пеших воинах, использование боевых колесниц и коней для торговых целей - приводят к пониманию того, что военные концепции в мышлении Шломо, если и не полностью изгладились, но занимали подчиненное, второстепенное место. Само по себе складывается впечатление, что Шломо в соответствии со своей политикой мира, овладевшей его мыслями и волей, последовательно ослаблял военную составляющую государства.
  
  Отказ от ополчения для Шломо значил и разрыв с народом, особенно с Северным Израилем.
  
  
  Города-крепости Шломо
  
  Шломо мало значения придавал всему, связанному с войной. Но все же не забывал, о чем говорит его активность в построении городов-крепостей. О них тоже сообщается не так уж много, только несколько строк. Но там есть указание на местность:
  
  "Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Шломо, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Газор, и Мегиддо, и Газер... И построил Шломо Газер и нижний Бефорон, и Валааф и Фадмор в пустыне" (МЕЛАХИМ 9.15).
  
  
  Все города-крепости Шломо располагались в стратегически важных местах. Газер находился у подножия холмистой местности, которая поднималась от западного равнинного побережья. Оттуда контролировали главную прибрежную дорогу с юга на север. По дороге из Газера в Иерусалим расположены другие города, среди них Нижний и Верхний Бефорон. С городами Аиалон, Гаваон, Вефиль и Иерихон. Газер относился к тому поясу городов, который как поперечина вдавался между Южным и Средним Израилем. Мегиддо образовывал вместе с городом Бед-Шеаном северную поперечину и владел всей богатой и плодородной долиной Изрееля. Он служил также для контроля Кармель-Пассэ, который представлял собой самое благоприятное соединение Египта и Северной Сирии. Асор, располагавшийся еще дальше, на севере Израиля, господствовал над галилейской частью долины Иордана.
  
  Асор не был основан Шломо. Это был хананейский город.
  Часть остальных основал Шломо (в конвенциальной истории приходится для него применять термин "новый основатель". (По общепринятой истории эти когда-то столь могущественные города были уже давно разрушены и обречены на вымирание. Асор был разрушен в XIII веке, Мегиддо - в 1100 до н.э. Газер уже во времена Шломо воевал с Египтом, еще до того, как был передан Шломо своей египетской жене в качестве свадебного подарка. Шломо принадлежит заслуга в том, что он понял стратегическое значение этого города.) Чтобы подогнать годы в общепринятой истории приходится притягивать все "за уши".
  
  Археологические раскопки
  В 1928 г. британский археолог Д. Гарстенг впервые начал раскопки на древнем Хацоре. Они проводились на объекте "В" (http://www.archaeology.ru/ONLINE/Alexandrova/map.html#top), в районе крепости, основанной израильским царем Ахавом (96 г. до н.э.) и разрушенной асирийцами. На объекте "А" Д. Гарстинг обнаружил выступающие из-под земли базальтовые монолиты и раскопал участок в их районе. Колонны он датировал Х в. до н.э., т.е. периодом правления царя Шломо.
  
  В 1955 г. израильский археолог Игаль Ядин вместе с сотрудниками Еврейского Университета Иерусалима начал раскопки Верхнего города именно в районе базальтовых колонн Гарстинга. В течение нескольких сезонов было обнаружено здание с двумя рядами колонн израильского периода. Д. Гарстинг считал, что колонны имели ритуальное значение и "подобны колоннам, найденным в Мегидо". Израильские же археологи пришли к выводу, что "здание колонн", служило хранилищем.
  
  Раскопки на территории Верхнего и Нижнего города велись "Археологической экспедицией имени Барона Ротшильда" под руководством известного израильского археолога Игаля Ядина. За 1955-1958 гг. были расчищены несколько объектов как в Верхнем, так и Нижнем городе.
  
  С 1990 г. археологические раскопки Тель Хацора ежегодно проводятся экспедицией "Фонд Зельца раскопок Хацора памяти Игаля Ядина". Этот Фонд (Нью-Йорк) является одним из постоянных спонсоров раскопок в Хацоре. Спонсорами экспедиций 1990-2000 гг. были также Израильское Научно-исследовательское общество, фонд Ротшильда (Яд ха-Надив) и Консерватория Культуры и Образования Мадрида (Испания). В раскопках принимали участие волонтеры из Швеции, Германии, США, Канады, Испании и Израиля, студенты и преподаватели университетов Иерусалима и Мадрида (Университет Комплютенсе). Руководит работами проф. Института археологии при Еврейском Университете Иерусалима Амнон бен-Тор, ученик Игаля Ядина.
  .........................................................
  
  
  Раз уж писано о причинах распада. Главное, что предъявили североизраильские племена сыну Шломо - (4) Отец твой возложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи ныне жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он возложил на нас, - и мы будем служить тебе.
  
  Куда же шли эти тяготы - на что?
  Только ли на Храм?
  
  5(27) И царь Шеломо наложил повинность на весь Исраэйль, повинность же составляла тридцать тысяч человек. (28 ) И посылал он их в Леванон по десять тысяч в месяц попеременно: месяц они были в Леваноне, (а) два месяца в доме своем. Адонирам же распоряжался повинностью. (29) Еще было у Шеломо семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов в горах; (30) Кроме начальников, поставленных Шеломо над работой, три тысячи триста надсмотрщиков управляли народом, выполнявшим работы. (31) И приказал царь, и привозили камни большие, камни дорогие, чтобы заложить основание дома из тесаных камней.
  
  6 (1) И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэйлёвых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шеломо над Исраэйлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Г-споду. (2) Дом же, который построил царь Шеломо Г-споду, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей. (3) И передняя часть храма пред храмовым залом этого дома была в двадцать локтей длины, соответственно ширине дома, а в ширину - десять локтей, пред домом
  
  
  7 (1) А свой дом Шеломо строил тринадцать лет, и окончил весь дом свой. (2) И построил он дом Леса Леванонского длиною в сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а высотою в тридцать локтей - на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые брусья (лежали) на столбах.
  
  Дворец Шломо больше Храма. Точно как предупреждал евреев Шмуэль:
  
  ШЕМУЭЙЛ I /8 (4) И собрались все старейшины Исраэйля, и пришли к Шемуэйлу в Раму. (5) И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем; поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как (это) у всех народов. (6) И не понравилось слово это Шемуэйлу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы судить нас. И молился Шемуэйл Г-споду. (7) И сказал Г-сподь Шемуэйлу: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними. (8 ) Как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня, и оставляли Меня, и служили иным божествам, так поступают они и с тобою. (9) А теперь послушай голоса их, но предостереги их и расскажи им об обычаях царя, который будет царствовать над ними. (10) И пересказал Шемуэйл все слова Г-спода народу, просившему у него царя, (11) И сказал: вот каковы будут обычаи царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и к всадникам своим, и будут они бегать пред колесницами его; (12) И поставит (одних) у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, а (другие) будут пахать пашни его, и жать жатву его, и делать ему воинское оружие и принадлежности для колесниц его. (13) А дочерей ваших возьмет в составительницы (благовоний), в стряпухи и булочницы. (14) А лучшие поля ваши и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим. (15) И от посевов ваших и виноградников ваших возьмет он десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим. (16) И рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и использует для своих работ. (17) Возьмет он десятую часть мелкого скота вашего; и сами вы будете ему рабами. (18 ) И возопиете вы в тот день из-за царя вашего, которого вы избрали себе, но не ответит вам Г-сподь в тот день.
  
  И землю начал отдавать первым Шломо:
  
  9 10) И было, по окончании двадцати лет, когда Шеломо построил два дома: дом Г-сподень и дом царский, - (11) Хирам, царь Цорский, доставлял Шеломо деревья кедровые и деревья кипарисовые, и золото, - по его (Шеломо) желанию, - тогда царь Шеломо дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской. (12) И вышел Хирам из Цора осмотреть те города, которые дал ему Шеломо, и они не понравились ему. (13) И сказал он: что это за города, которые ты дал мне, брат мой?
  
  
  P.S. Для меня, вообще, один из главных критериев царствования (этих критериев, конечно, много) является передача своего государства наследнику в силе, а не на грани развала.
  Такое государство оставил Давид - соседи или дружественны, или побеждены, армия сильна (и ополчение, и герои, и наемники), весь народ свободен, не "угнетен" податями, признает законность власти...........Шломо это не удалось - войско давно не воевало (тогда это даже важнее было, чем сейчас), ополчение давно не собиралось, да и доверия к нему нет.
  Северный Израиль готов "по шатрам" и найти другого "легитимного", народ подавлен податями.
  Хотя и вписано, как понятно, много позже, что тяжелые работы выполняли не евреи, а ханаане. По реакции израильтян, это не так. Тяготы несли все.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"