Жуков Алексей : другие произведения.

В старом цирке на Цветном бульваре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История "Цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре"


В СТАРОМ ЦИРКЕ НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ

   На Цветном бульваре, неподалеку от одноименной станции метро, стоит величественное белокаменное здание со стеклянным фасадом. Вход в здание украшает двойка лошадей в нарядных султанах [1], со вплетенными в хвосты красными лентами. Поднявшись на задние ноги, передними они как бы упираются в большой шар, на котором написано единственное слово: "Цирк".
   В этом красивом здании, похожем на современный дворец, располагается знаменитый цирк Юрия Никулина или, как еще называют его в народе, цирк на Цветном бульваре. Наверно, каждый мальчишка и каждая девчонка в городе знают этот цирк. И не только мальчишки и девчонки, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки, а быть может, даже прабабушки и прадедушки. Ведь цирку без малого 140 лет! Это старейший и самый прославленный московский цирк.
   Удивительна его судьба! Он пережил две войны и революцию, несколько раз менял названия, закрывался, чтобы через какое-то время открыться вновь и стать еще лучше, чем прежде.
   А начиналась его история так...

Наездник Альберт Саламонский из цирка Гинне

   В 1868 году из Петербурга, тогдашней столицы Российской империи, в Москву прибыл немецкий предприниматель и по совместительству цирковой наездник Карл Гинне. В Москве он намеревался открыть стационарный цирк. Стационарный - значит, стоящий на одном месте, не передвижной. Балаганов и шапито в то время в городе было много, а вот стационарных цирков - ни одного.
   Место для строительства было выбрано на Воздвиженке, рядом с Арбатской площадью [2]. В короткие сроки там возвели деревянное здание для конных аттракционов, и в том же 1868 году состоялось первое представление.
   Москвичи быстро полюбил цирк Гинне. В первую очередь за недорогие билеты и за разнообразие номеров. Большая часть представления в цирке отводилась конным манёврам, а среди всей труппы особенно выделялся молодой наездник и дрессировщик Альберт Саламонский, потомственный цирковой артист из Италии.
   Со временем Саламонский собрал собственную труппу и отправился на гастроли по российским городам. А в 1879 году вернулся в Москву, чтобы построить собственный стационарный цирк. И именно с этого времени начинается история знаменитого цирка на Цветном бульваре.

Цветной бульвар

   Однако прежде, чем мы окунемся в историю знаменитого на весь мир цирка, стоит сказать несколько слов о том месте, где он построен, - о Цветном бульваре.
   Когда-то в том самом месте, где сейчас располагается Цветной бульвар, протекала река Неглинная. Река была непослушная, своенравная и всё время искала удобного случая, чтобы выйти из берегов. И хотя большого вреда городу разливы реки не причиняли, все же в конце XVIII века было принято решение превратить русло Неглинной в канал. Построили высокие берега, укрепили их каменной кладкой и тем самым укротили непослушную реку. А через тридцать лет она и вовсе исчезла. Нет, река не пропала бесследно, а была убрана в трубу, поверх которой построили бульвар. Бульвар этот так и назывался - Трубный. В 1851 году на Трубном бульваре открылся Цветочный рынок, который вскоре прославился на всю Москву. А в честь этого рынка переименовали и бульвар. С тех пор он называется Цветным.
   В конце XIX века Цветной бульвар имел весьма пёстрый вид: он сплошь был облеплен балаганами, киосками, ларьками и разными увеселительными заведениями. А что творилось здесь во время праздников! И без того шумный и суетливый район превращался в настоящую рокочущую реку. Со всех уголков Москвы стекался народ на Цветной бульвар, чтобы принять участие в гуляниях. Здесь устраивались торжества и игры, возводились деревянные карусели, показывали свои выступления балаганы, работали рынки. И именно в этом месте, в самом его центре, 20 октября 1880 года открылся первый в Москве каменный цирк - цирк Саламонского.

Открытие цирка Саламонского

   Строительство нового цирка было поручено архитектору Августу Веберу. Менее года потребовалось ему, чтобы возвести на Цветном бульваре каменное здание. Оно было продолговатое, с высокими окнами, но вместе с тем довольно невзрачное, и при беглом взгляде ничто не выдавало в нем цирка. У входа располагался ряд колонн, которые служили подножием широкого балкона. Именно балкон, с литым ограждением, имевший форму арки, являлся главным украшением здания. Но была у этого балкона и более существенная роль, нежели простое украшение: перед началом представлений на него выходил человек, называемый в народе зазывалой, и зычным голосом приглашал зрителей в цирк.
   Внутренняя отделка здания также была довольно простой и даже несколько грубоватой. Зрительный зал состоял всего из пяти рядов кресел, нескольких рядов с неудобными деревянными скамейками, бельэтажа, ложи и стоячей галереи. Фойе было узким и тесным, и зрители постоянно задевали друг друга локтями. И только широкий и светлый буфет радовал глаз своим благолепием. К тому же, торговля в нем шла ночь напролет, что привлекало в цирк дополнительную публику.
   Благодаря широкой рекламе на открытии цирк был переполнен. Перед зрителями выступали жонглёры на натянутой проволоке, наездники на лошадях, клоуны-гимнасты и группа из 14 лошадей под руководством самого директора цирка, Альберта Саламонского. А завершал представление балет-пантомима [3] "Жизнь в зимний вечер", во время которого происходило катание на коньках и санках по настоящему льду.
   Открытие получилось грандиозным и запоминающимся. Зрители расходились полные впечатлений и еще долго обсуждали увиденное. А в цирке Саламонского тем временем начались трудовые будни - сразу после открытия представления стали идти почти каждый день.

Счастливый талисман цирка

   Ходит легенда, что первый рубль, вырученный с билетов, Альберт Саламонский вставил в серебряную рамку и повесил на видном месте. Он верил, что этот талисман принесет его цирку успех. И постепенно его надежды начали оправдываться.
   Довольно скоро цирк Саламонского стал местом встречи всей веселящейся Москвы. Поспособствовало этому в первую очередь то, что зрителям в цирке разрешалось практически всё. Например, во время представления они могли разговаривать в полный голос, обмениваться сплетнями и рассказывать анекдоты. Представьте, что бы сейчас кто-нибудь начал разговаривать в зрительном зале во время представления! Да его тотчас попросят на выход! А раньше к этому относились спокойно и соблюдать тишину от зрителей никто не требовал. Считалось, что артистам выступать это не мешает.
   Другой вольностью было то, что зрителей в зал пускали в верхней одежде. Дело в том, что гардеробных в то время в цирке еще не было, вот зрителям и приходилось носить одежду с собой или на себе. Поначалу это казалось очень неудобным, но со временем зрители привыкли, а некоторые даже извлекли пользу. Так, богатые купцы и их жёны посещение цирка превращали в настоящий показ мод. На представления они надевали только лучшие свои украшения и наряды и хвастливо щеголяли в них перед публикой.
   Полюбила цирк на Цветном бульваре и московская молодежь. Билеты на представления стоили недорого, а главное: в цирке всегда было весело!
   "Публика в цирке должна много смеяться!" - говорил Альберт Саламонский. А кто лучше всего умеет веселить зрителей? Конечно же, клоуны! Их в цирке Саламонского было очень много: смешных и грустных, высоких и маленьких, худых и толстых, белых от грима и разноцветных - и каждому находилось место в программе. Приезжали клоуны из российских провинций, за большие деньги выписывались артисты из зарубежных стран. А однажды с гастролями в цирк приехала совсем уж необычная труппа - чернокожие аборигены какого-то экзотического острова!
   Помимо клоунады большим успехом публики пользовались и другие развлекательные номера. Например, различные водные пантомимы, для которых посреди манежа возводили бассейн. Или первый в своем роде цирк танцующих фонтанов, в котором струи воды выстраивались в необычные фигуры и попеременно светились разными цветами. Или аттракцион с гигантским водопадом, выбрасывающим 50000 ведер воды в минуту. Или... Впрочем, интересных номеров было так много, что всех перечислить невозможно!

Главное, чтобы было красиво!

   Шло время, и вместе с тем цирк постепенно преображался. Непримечательное двухэтажное здание похорошело и, точно гигантский фонарик, осветило собою весь Цветной бульвар. Особенно красивыми были субботние представления. Ведь тогда в зале зажигали центральную газовую люстру с хрустальными подвесками. За несколько часов до представления люстру тщательно натирали, каждый артист, каждый служитель надевал свои самые нарядные костюмы, а в программу включались только лучшие номера. Это был настоящий праздник! И, как бывает в любой праздник, зрители несли в цирк цветы: артистам и директору.
   Но и в остальное время цирк выглядел теперь нарядно и красиво. Представления стали проходить с широким размахом, и все было направлено на то, чтобы поразить и очаровать зрителей. Иной раз декорации оказывались даже интереснее самих номеров. Кстати, этот размах, это стремление к красоте во всём присущи и сегодняшнему цирку на Цветном бульваре, и, как и столетие назад, большое внимание при постановке номеров уделяется их оформлению. Ведь декорации и цирковой реквизит играют не меньшее значение, чем сложность и новизна номера. Это понял еще первый директор цирка, Альберт Саламонский.

Какой же цирк без детей?

   А еще Альберту Саламонскому принадлежит другое важное открытие. Он открыл цирк для детей. Да-да, не удивляйтесь! Дело в том, что дети, для которых, кажется, и создан цирк, в конце XIX века на представления не допускались. А все потому, что номеров для детей в то время попросту не существовало, к тому же среди стандартных аттракционов встречались довольно грубые или с изрядной долей риска для здоровья артистов.
   Альберт Саламонский первым понял, что дети могут стать самыми благодарными зрителями его цирка. Отныне по воскресеньям в цирке стали устраиваться детские спектакли, а в будние дни в расписании появились утренние представления, рассчитанные исключительно на детей. Но особенно полюбились маленьким посетителям рождественские ёлки - с подарками и с хороводами.

Два цирка на Цветном бульваре

   Знаете, кто самые суеверные люди на свете? Артисты цирка! Сколько же в цирке существует примет и суеверий. Вот, к примеру, считается, что если артист сядет на барьер спиной к манежу, то непременно на представлении будет мало зрителей. То же самое может случиться, если продать первый билет на представление маленькой девочке. А еще ни в коем случае нельзя входить в цирк с раскрытым зонтиком и грызть на манеже семечки. Есть и другая примета: на одной улице двух цирков быть не должно, иначе не жди ничего хорошего. А знаете как она возникла? Нет? Тогда слушайте.
   В 1886 году на Цветном бульваре появился второй цирк. И открылся он не на другом конце бульвара, а прямо у стен цирка Саламонского, в соседнем здании. Когда-то там была панорама "Штурм Плевны" [4]. Проработав несколько лет, панорама закрылась, а пустующее здание взяли в наём цирковые предприниматели братья Никитины и после небольшой перестройки начали давать в нем представления.
   Появление такого "соседа" стало настоящим ударом для цирка Саламонского! Очень скоро он оказался на грани краха. А все потому, что за пару месяцев Никитиным удалось переманить к себе большую часть его посетителей. Но это было еще не всё!
   14 мая 1886 года по случаю коронации императора Николая II устраивались грандиозные гуляния. В Москве их центром стало Ходынское поле. Там возвели множество увеселительных заведений, ларьков, аттракционов, а территорию ипподрома отдали под цирковое представление. Оно должно было состояться одновременно на нескольких манежах при стечении многотысячной публики. Каждый цирк мечтал выступать там. Но такой чести удостоился только цирк Никитиных.
   Альберт Саламонский очень тяжело переживал это поражение.
   В конце концов, видя, что зрителей в его цирке становится все меньше, директор решился на отчаянный шаг: за щедрое вознаграждение он предложил братьям Никитиным навсегда покинуть Москву. И знаете, братья предложение приняли! За 35 тысяч рублей Альберту Саламонскому удалось откупиться от своих "соседей", а чтобы бывшее здание цирка Никитиных не простаивало без дела, он открыл там манеж для обучения верховой езде. С тех пор не случалось больше такого, чтобы два цирка стояли на одной улице.

Цирк в дореволюционное время

   Прошло еще немного времени и цирк Саламонского остался один-одинешенек не только на Цветном бульваре, но и во всей большой Москве: вслед за цирком Никитиных прекратил свое существование и цирк Гинне на Воздвиженке. Случилось это в 1892 году, и на целых двадцать лет цирк Саламонского остался единственным стационарным цирком в городе.
   Вновь, как и десять лет назад, он стал центром притяжения веселящейся Москвы. Вот только сам цирк уже не был прежним. Возможно, всему виной было неспокойное время. Ведь на улицах города все отчетливее слышались революционные настроения. А в 1914 году началась Первая Мировая война, и часть артистов цирка была отправлена на фронт. Но была и другая причина. Здоровье директора Саламонского уже не позволяло ему уделять цирку много внимания. Какое-то время цирком управляла его жена, Лина Шварц. Но цирк был слишком огромным для хрупких плеч этой женщины.
   В конце концов, прежнего цирка Саламонского не стало. В нём уже не было постоянной труппы артистов, здание цирка стали сдавать в аренду, и за короткое время у него сменилось несколько руководителей.
   А потом случилась революция...

Из цирка Саламонского - в Первый государственный цирк

   После Октябрьской революции 1917 года к власти пришли большевики. Для начала они переименовали страну из Российской империи в РСФСР, а затем начали на свой лад её перестраивать. Коснулись изменения и цирки. В 1919 году указом Ленина они были национализированы, то есть из частных превратились в государственные. Цирк Саламонского стал Первым государственным цирком, или сокращенно - Первым госцирком, а цирк братьев Никитиных, который заново открылся в 1911 году[5], - Вторым госцирком. Руководителем обоих цирков был назначен Вильямс Труцци - известный цирковой артист.
   На этом, однако, изменения не закончились.
   Новой власти во что бы то ни стало хотелось превратить цирки в подобие театров. Невзрачные трико артистов заменили на пестрые и разноцветные костюмы, а в оформлении представлений стали использоваться театральные элементы. К тому же, некоторые ранее популярные номера просто были вычеркнуты из репертуара из-за их несоответствия новому времени. Вместе с тем к работе над цирковыми представлениями стали привлекать знаменитых писателей и поэтов, художников и деятелей искусств. На манеже Первого госцирка появились пантомимы Владимира Маяковского, номера, написанные поэтами Демьяном Бедным, Лебедевым-Кумачом, художником Борисом Эрдманом. Выступления клоунов и атлетов стали сопровождать театральные и балетные постановки. И конечно же, не были забыты дети: традиция проведения утренних детских представлений, установленная еще Альбертом Саламонским, сохранилась. И вместе с тем на дневных и вечерних сеансах всё чаще можно было видеть детей в сопровождении родителей. Цирк наконец перестал быть исключительно забавой для взрослых. Теперь дети стали его главными зрителями.

Цирк во время войны

   Вторая мировая война стала тяжёлым испытанием для всего нашего народа. Она затронула людей всех профессий, даже таких мирных, как артисты цирка. Многие из них добровольно отправились на фронт защищать свою страну. Артисты Цирка на Цветном бульваре воевали под Можайском и Волоколамском и не все из них вернулись с фронта.
   В 1942 году на базе цирка были созданы артистические бригады под названием прифронтовой цирк. Они выезжали в места проведения боёв и выступали перед советскими солдатами для поднятия их боевого духа. Ведь в это страшное время людям как никогда нужны были чистые, искренние эмоции и хотя бы маленькая частичка радости.
   В то же время не прекращалась и жизнь самого цирка. Работа над новыми номерами велась без остановки. В 1944 году состоялся Первый смотр новых аттракционов, созданных во время войны. В 1945 году - Второй смотр. Особое место в аттракционах тех лет занимали эпизоды, связанные с военными действиями. На манеже происходили бои мотоциклистов, показывались акробатические клоунады, высмеивающие немецких солдат, а в завершении в круг манежа въезжал настоящий боевой танк и устремлялся к вражеским укреплениям, давя всё на своем пути.
   9 мая 1945 года артисты цирка дали одно из главных в своей жизни представлений - перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага [6].

Новый старый цирк на Цветном бульваре

   После войны цирк зажил привычной жизнью. Вернулись воевавшие на фронте артисты, были восстановлены многие старые номера. В 1946 году при цирке открылись студия акробатики, студия разговорного жанра и студия клоунады, одним из первых выпускников которой стал прославленный артист и будущий руководитель цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин. Война принесла советским людям много горя и скорби, и всем хотелось хоть чуть-чуть прикоснуться к беззаботности, радости и веселию, которыми живет цирк. К цирковым кассам вновь выстроились длинные очереди.
   В послевоенное время в цирке с успехом шли пантомимы, воспевающие подвиги трудового народа, пантомимы со сказочными и историческими сюжетами. Был восстановлен жанр водной пантомимы, которым славился в свое время цирк Саламонского. Клоуны нового поколения продолжили дело своих великих предшественников. Появились новые выдающиеся дрессировщики и акробаты, наездники и фокусники.
   С каждым годом репертуар усложнялся и тех возможностей, которыми располагало старое здание цирка на Цветном бульваре, стало не хватать. В августе 1985 года состоялось последнее грандиозное представление в его стенах, после чего здание почти полностью было разрушено. Лишь нетронутая часть фасада напоминала о том, что на этом месте еще недавно стоял цирк с более чем вековой историей.
   Строительство нового здания велось почти четыре года, и наконец 30 сентября 1989 года цирк на Цветном бульваре отпраздновал долгожданное возвращение.
   Чем же новый цирк отличается от старого? На этот вопрос ответить очень непросто, потому что изменилось почти всё! В первую очередь изменения коснулись зрительного зала. Он был значительно расширен и стал вмещать почти 2000 зрителей. Появились механизмы управления барьерами и лестницами, благодаря которым стало возможным за считанные минуты менять декорации к номерам. Современная аппаратура заметно улучшила звук в зале и его освещение. Красивее и удобнее стали фойе и артистические гримерные. А еще в здании установили лифт для... слонов.
   Вот сколько всего нового появилось в цирке! Но кое-что осталось прежним. Как и много лет назад, зрителей встречают двойка лошадей над входом и всё те же старинные чугунные фонари по краям широкой лестницы, ведущей в цирк.

Знаменитые артисты цирка

   Много прославленных российских и зарубежных артистов выходило на манеж цирка на Цветном бульваре. Одно только их перечисление заняло бы книгу толщиной с энциклопедический словарь! Еще бы, ведь за почти 140 лет в цирке выступало несколько десятков тысяч артистов! Некоторые из них приезжали на гастроли, другие посвятили цирку на Цветном бульваре всю свою жизнь.
   Как вы помните, первый директор цирка Альберт Саламонский был наездником. Поэтому не удивительно, что поначалу много времени в представлениях уделялось конным номерам. Именно лошади принесли цирку на Цветном бульваре первую славу и стали его символом. А имена великолепных наездников Евгения Мердера, Марии Годфруа, Вильямса Труцци, Герберта Кука неизменно писали большими буквами в самом центре афиш. А сколько на манеже цирка выступало замечательных дрессировщиков и укротителей диких зверей! Валентин Филатов прославился аттракционом с медведями. Ирина Бугримова стала первой в стране женщиной-дрессировщиком львов. С восторгом наблюдали зрители за опасными номерами с хищниками Бориса Эдера, Маргариты Назаровой и Александра Буслаева. Поверить в магию и волшебство заставлял их иллюзионист Эмиль Кио. Но, несомненно, наибольшую славу принесли цирку его клоуны.
   Имена таких знаменитых клоунов, как братья Дуровы, Бим и Бом, Виталий Лазаренко и Карандаш, Леонид Енгибаров и Михаил Шуйдин, Олег Попов и Юрий Куклачев, Сергей и Дмитрий Альперовы знает не только вся Москва, но и целая страна. Иногда лишь одного упоминания их на афише оказывалось достаточным, чтобы в зале был аншлаг. Каждый из этих артистов создал свой запоминающийся, неповторимый образ. Но самым знаменитым клоуном цирка на Цветном бульваре и по сей день остается Юрий Никулин.

Юрий Никулин

   Юрий Никулин пришел в цирк сразу после Второй мировой войны и проработал в нем более 50 лет. Начинал он в качестве помощника знаменитого клоуна Карандаша, участвовал в его номерах и гастролях.
   В 1949 году образовался знаменитый дуэт клоунов Никулин - Шуйдин, который на многие годы стал лицом цирка на Цветном бульваре. Юрий Никулин был высоким и худым, а Михаил Шуйдин - маленьким и чуть полным, и такое различие сразу же вызывало у зрителей смех. Почти 30 лет выступали они вместе. Вся Москва знала их образ: шляпа-канотье, костюм с галстуком и не по размеру огромные ботинки. А когда Юрию Никулину исполнилось шестьдесят, и он уже перестал выходить на манеж в роли клоуна, то стал директором цирка и руководил им многие годы.

Цирк Юрия Никулина

   В 1996 году в честь 75-летия Юрия Никулина цирку было присвоено новое имя. С тех пор он называется "Московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре".
   А через четыре года напротив главного входа появился и памятник Юрию Никулину. В нем как бы соединились две творческие стороны жизни великого артиста: цирковая и кинематографическая. Юрий Никулин стоит на подножке автомобиля, известного по одной из его ролей в кино, и смотрит в сторону цирка. Сразу же после установки памятник стал излюбленным местом для фотографирования всех посетителей Цветного бульвара. Ведь в кабриолете, из которого выходит артист, может сфотографироваться каждый желающий. Не обходят зрители стороной и самого артиста. Считается, что если потереть его нос, или башмак, или шляпу, это непременно принесет удачу. Со временем отполированные до блеска части одежды Юрия Никулина стали сверкать так ярко, словно памятник сделан не из бронзы, а из настоящего золота!

***

   Вот и подошла к концу наша история о цирке на Цветном бульваре. Однако не стоит расстраиваться. Ведь история самого цирка продолжается! И то, о чем не было рассказано в этой книге, вы можете узнать сами, если посетите одно из цирковых представлений. А для этого не обязательно ехать в Москву. Каждый год труппа цирка выезжает на гастроли по российским городам. Лишь дождитесь, когда и в вашем городе появится афиша, а на ней будет изображена двойка лошадей, упирающихся передними ногами в шар, на котором крупными буквами написано: "Цирк"!
   [1] Султана - украшение в виде пучка перьев, надеваемое на голову лошади.
   [2] Сейчас на этом месте находится Дом Арсения Морозова.
   [3] Пантомима - это театрализованное представление, в котором артисты обходятся без слов, одними жестами и движениями.
   [4] Панорама была открыта в 1881 году в честь взятия турецкого гарнизона русскими войсками в 1877 году. Сейчас на этом месте находится кинотеатр "Мир Кенотавра".
   [5] Цирк Никитиных размещался на Большой Садовой улице в здании, где сейчас находится Театр Сатиры. Закрылся в 1925 году.
   [6] Рейхстаг - здание немецкого парламента.
  
  
   e-mail: [email protected]

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"