|
Олег Скляров: "...Любое осмысленное самообучение обязательно даёт какие-то результаты"
Олег Скляров - автор СИ, известный не только в форуме "Диалоги о творчестве", но и далеко за его пределами.
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ | О ТВОРЧЕСТВЕ | О САМИЗДАТЕ | НА ДОСУГЕ
| ИЗ КОММЕНАРИЕВ
| ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ОБЩИЙ ПОРТРЕТ
Здравствуйте, уважаемый интервьюируемый! Представьтесь, пожалуйста. Буквально пара-тройка предложений.
Приветствую и Вас. "Я есьм..." Кто-что?.. Страшный вопрос, если крепко браться. Неподъёмный - по большому счёту. Человецы мы, короче. Человек ищущий? Может быть, ...любопытствующий? Вполне. Скажем так: человек с вполне условным именем Олег Скляров готов к беседе. ...и о себе - тоже. Надеюсь - устроит... так.
По старой, доброй традиции, вторым в АИ следует вопрос про город. Где живете? Чем вам нравится этот город?
Волгоград. Город на Волге: река нравится, город не очень. Как в присказке: Сам не нравлюсь себе, а уж комната, где обитаю, - тем более! ...Ни квартира, ни дом, ни улица, ни город, ни страна, ни сама планета!.. Сказал же поэт: "Остановите Землю - я сойду!" "Планета плохо оборудована для счастья..." Я его очень понимаю. Мир наш и человек несовершенны, чему тут нравиться? Но - что поделаешь - жить надо. Пытаемся менять дело к лучшему. А так - ничего особенного - город, как город: девушки у нас, считается, красивые. Волжаночки.
Не расскажете ли немного о себе? Когда родились? Где? Какие-то, возможно, интересные моменты биографии?
У-у! Аж в прошлом веке... :-))) Молодым уже зваться, явно, натяжка будет, а до старика ещё дотянуть надо - постараться... Далеко не всем удаётся. Коротко говоря, как Карлсон, который на крыше - мужчина в самом расцвете сил... А рождение моё - таинство сие "рулеточное" - имело место здесь же, в городе-герое на реке Волге. Многие "интересные моменты биографии" тоже, естественно, в этом городе, где полжизни провел, имели место, да очень длинно получится рассказывать. Почти всё есть в рассказах моих - раздел "Продолжение". А коротко - пилотировал реактивный истребитель, занимался боксом, нырял с аквалангом, путешествовал на автомобиле по стране с коммерческими и исследовательскими целями. Периодически приходится преодолевать себя и обстоятельства. Пока удаётся делать это относительно успешно... :-)))
Расскажите о своем семейном положении - в самом широком смысле этого слова.
Не люблю жить один и стараюсь этого не допускать - в самом широком смысле... :-)
Где вы работаете в настоящее время, чем занимаетесь? Нравится ли вам это занятие? Какие перспективы?
Работаю над собой везде и всегда, но не постоянно - кишка тонка. Занятие сие не нравится, уже говорил, но вынужденно на него приходится тратить силы и время. О перспективах могу только гадать. Догадки же не вдохновляют. Работа над рукописями - не в счёт, это особый разговор... Что же касается зарабатывания денег на жизнь, то тут картина крайне калейдоскопическая и многим покажется фантастической. Посему опустим подробности. Скажу только - реклама может хорошо кормить. Ненавижу её. Короче, литература не кормит - живу - не брезгую никакими заработками, что временами очень печалит и напрягает. Сами всё понимаете... "А кому легко"? (с) :-))))
Есть ли факты в вашей биографии, которыми вы можете гордиться, о которых хотелось бы поведать читателям?
Есть, к счастью, но - повторяю - достаточно литературы... Не кокетничаю, честное юннатское! Объяснять сложно и долго. Коротко не сумею.
Какие у вас существуют положительные и отрицательные черты характера? Как они проявляются в жизни? Например: вы считаете себя общительным человеком? Вам это помогает или мешает? Вы считаете себя экстравертом, интровертом? То есть, вопрос в целом звучит так - расскажите о своем характере, о его чертах - через какие-то случаи и примеры.
Х-х!.. Положительные, естественно, помогают; отрицательные - само собой - мешают. Например: я - человек общительный, - экстраверт, и помогает это и мешает; когда как... Примеры? Думаю, что объективно - умею слушать. Литератору это, сами понимаете, точно надо. Обратная сторона медали - трачу время на ...чёрт знает с кем. И так - до бесконечности. Две - а то и больше! - стороны медали... Пример, пример... Героический бы надо? Но смешно и неловко, а вот постыдный - пожалуй - это всем полезно, а главное интересно: Классе в седьмом, по-моему, зажали меня одноклассники и вынудили заложить соседа, который в отместку за какую-то несправедливость украл у учителя пения часы. Я был против кражи, поскольку симпатизировал этому учителю, но всё-таки осознал, что смалодушничал в конкретном случае. ...Следствия полезные: Были возможности убедиться, что после этого "дела" заставить меня сказать то, что не хочу - очень непросто. Появилась потребность стараться чётко разграничивать для себя форму и суть явлений. Яростный прилив внутренней энергии на любые попытки насилия и т.д. Важный эпизод жизни моей. Негативный? Позитивный?..
В заключение - не вопрос, а просто место для того, чтобы затронуть те темы и вопросы, на которые вам бы хотелось ответить по первому подразделу, но которые не были перечислены.
Людям интересен "Общий портрет" знаменитости. Для моего же - более чем достаточно. Это, увы, объективно.
О ТВОРЧЕСТВЕ
Ощущаете ли вы себя писателем?
Иногда - да.
Что побудило заняться писательством? Что это для вас - средство самовыражения, самореализация, ремесло, увлечение, потребность, способ привлечь к себе внимание или что-то еще? Может быть, есть какие-нибудь другие, более верные определения?
Все мы, как говорится, родом из детства. Хемингуэй прямо заявляет: несчастливое детство - лучшая школа писателя. Неудовлетворённость собой и окружающим, известно, стимулирует фантазию, уход ребёнка в выдуманный мир, где всё, - как хочется, - хорошо. Первопричина чтения художественной прозы впоследствии, во многом, та же. Понятна и высокая оценка книги-избавителя, книги-советчика и благодарное восхищение автором, и стремление перекроить себя - такого никчёмного "вьюноша" - стать похожим на заоблачный этот авторитет. Обычные, думается мне, истоки, принявшие, у некоторых из нас, серьёзные формы. Совпадение природных задатков с подобными устремлениями, плюс труды без дураков, и дают некие письменные результаты. Самореализация ли это, дающая иногда возможность ощутить кайф гармонии с миром? Пожалуй. Но не ремесло, дающее средства для существования, нет. Это точно.
Увлечения же, по моим представлениям, занимают человека гораздо в меньшей степени. Чьё-то хобби неспособно серьёзно задевать посторонних. Это, кстати, тоже критерий масштаба ваших работ. Потребность в писании текстов очень скоро становится заметной у определённого сорта людей, отведавших "сладкого", - это же чудный способ самопознания, тип мышления даже! - но сама по себе ещё мало о чём говорит. Только неординарность размышлений автора о себе, о бытии, масштабность личности его, в конце концов, привносят в культуру что-то. Потребность такая, конечно же, и развлекалово классное даёт, но то о другом. А способов привлечь к себе внимание, если есть в том нужда, существует много других - гораздо более эффективных и не таких трудоёмких. :-))) Ещё говорят - писательство - это долг перед Создателем, наделившим этим Даром. Однако, справедливо это только для верующих и Дар имеющих... :-))))
Когда вы начали писать, с чем это связано?
В школе, как только научился... :-))) И серьёзно - тоже. Разумеется, любовный стих.
Как долго этим занимаетесь? Чувствуете ли творческий рост или вас коробит от подобных штампов?
С тех пор и занимаюсь. Любое осмысленное самообучение обязательно даёт какие-то результаты. Чем больше знает и умеет затейник, тем интереснее его затея - это же очевидно. Весь вопрос в масштабах. Кто-то к зрелым годам научается виртуозно готовить лапшу и ею очень радует людей, а кто-то убеждать их обязательно эту лапшу покупать и кушать, кто-то - вешать эту лапшу на известные места... Естественно, к зрелости находятся постники, которым эта лапша "никуда не упала", а интересуют их другие, гораздо более серьёзные, предметы. Например - смысл поедания лапши... :-) Как бы это ни коробило и ни злило едоков. Увы.
Вы меня простите, но я не считаю себя вправе рассуждать о чужих произведениях. Хорошо бы вы сами представили свои сочинения читателям. Вам слово!
Не вижу в этом смысла. Существует мой раздел в "Самиздате", "Продолжение", там всё - без навязывания. Желающие - плиз-з-з... Уж простите тоже и Вы меня...
Вы могли бы охарактеризовать свой стиль письма? Не расскажите об этом подробней?
Предполагаю - он (стиль) есть. Давно этим "писанием" занимаюсь, нечто наработано, невольно особенностями авторскими окрашенное. Совершенно посторонние люди одну и ту же мою работу, к примеру, хвалят и ругают за одно и то же - за стиль изложения. Справедливо полагаю из этого - что-то есть. :-) Сам же о стиле собственном (и других) несправедливо мало думаю: главное (всё же) в художественной прозе - считал до недавнего - мысли, чувства, ею рождённые. А стиль - это только средство. Теперь же сомневаюсь: для многих и многих - эстетическая составляющая - едва ли не главное в художественном тексте. Про свой стиль: "Как Бог на душу положит..." :-))))
Вы задумываетесь о своем авторском имидже? Интересовала ли вас эта тема?
Куда от неё денешься... Профессия "имиджмейкера" меня интересовала одно время, вот кто, - если бы захотел, - много чего смог бы рассказать об авторском имидже, в том числе - о некоторых громких именах, в частности!.. Многие же, уверен, как и я, не в состоянии разрешить "загвоздку": И реклама, и самореклама - особенно! - односторонни, а значит, без вранья не обходятся. В идеале - имидж, сложившийся сам собой, в результате прочитанных текстов... А текстов море разливанное. Хочешь - не хочешь, а вначале автор работает на свой привлекательный образ, а потом и этот образ хорошо работает на него. Однако, специально силы тратить на это дело крайне - крайне! - неинтересно и временами неприятно. Но... Пока другие занятия кормят меня, я особо не надрываюсь в этом плане. Пусть всё идёт, как идёт. Вот это интервью, кстати... :-)))) Спасибо Вам!
Все ли из написанного представлено на СИ, где еще можно прочесть ваши работы?
Не всё, но многое. Искать другое бессмысленно. Вполне этого достаточно.
Что бы вы порекомендовали читателям, впервые зашедшим в ваш СИ-раздел? Есть ли вещи, которые, на ваш взгляд, заслуживают немедленной публикации на бумаге?
1. Довериться собственному вкусу и случаю. 2. Таки все!.. :-))))
Какое свое сочинение вы считаете лучшим на данный момент: есть ли такое?
Стихотворение "Преждевременное". Роман "Гора".
Когда вы впервые вышли в Интернет и как опубликовали свои работы?
1. В 2001 году. 2. По блату в газете "Молодой Ленинец", в прошлом аж веке... :-)))
Вы пытались печататься? Вообще имели дело с редакторской братией?
Да, да. Более чем хотелось бы...
Встречались ли вам сетевые (интернетовские) писатели, которых имеют бешеную посещаемость, гениальные тексты и яркий имидж? Можете привести примеры? Существуют ли творческие личности, к которым вы испытываете чувство белой (или, допустим, черной) зависти?
1. Не встречались. 2. Естественно - нет. 3. Нет.
Да и вообще: что делать молодому писателю, который считает себя талантливым, чтобы его заметили, есть ли какие-то общеприменимые рекомендации?
Одно - безусловно точно - писать. Сетевые публикации - слава Создателю - без проблем. Есть читатели - есть перспектива и смысл. Очень трудно писать "в стол"...
Есть ли у вас творческие планы? Почему-то этот вопрос частенько ставит авторов СИ в тупик, хотя, на мой взгляд, иметь творческие планы - вполне естественно. Что вы думаете об этом и о своих творческих планах?
1. Есть. Но вопрос сомнительным мне кажется: Пока жив и в своём уме писатель, у него, ясное дело, есть ненаписанное. Пока не напишет - нет смысла, да и вредно, говорить об этом. 2. Это и думаю, извините. Не суеверие это, а энергии лишается заболтанное. Кому оно потом надо? :-)
Есть ли какая нибудь мечта? К чему вы стремитесь в творчестве?
Возможное совершенство. Уж простите "штиль"... Другого нет.
Ответьте на вопрос, который задают многим авторам, но редко получают ответ: "Зачем вы пишете"?
Чтоб было.
О САМИЗДАТЕ
Что думаете в целом о сайте?
Здорово. Мне повезло, считаю, что попал сюда. Известный писатель, кстати, показал дорогу.
Имели ли вы возможность сравнивать СИ и, например, проза.ру, КЛФ или какой-нибудь другой литературный сайт? Если были еще где-нибудь, то сравните.
Был разговор в "Диалогах" - коротко: разницы кардинальной вроде бы нет, но масштабность "Самиздата", но нюансы!.. Личный опыт к этому же сводится.
В одном справочнике "Интернет-ресурсы" я прочел, что "Проза.ру - сайт графоманов". Очевидно, автор написал бы также и про СИ, но не знал о существовании сайта. Многим авторам "Самиздата" подобное отношение не дает покоя. Периодически на гостевых форумах звучит призывный клич: "Изгнать графоманов"! Как следствие, вспыхивает многословная и бестолковая дискуссия, участники которой не приходят ни к каким выводам. А что вы думаете по поводу сложившейся ситуации?
Не всегда "бестолковая"... Но уровень работ, разумеется, разный: откровенное ученичество и... Некоммерческая литература. Свободная публикация. В этом всё дело. Условно - "профи" (некоторые) чувствуют закономерный дискомфорт в такой пёстрой компании, как, скажем, добропорядочный гражданин, вынужденно находящийся в "обезьяннике" вместе с синяками, пьянью, хамовитыми подростками... Увы. Публикуйся эти "профи" нормально - на бумаге - сытно оплачиваемо, какое бы им было дело до СИ-вольницы? Разве осторожное любопытство - изредка... А так - читатели нужны всем. Без них - застой и вероятная деградация от бессмыслицы. Естественно - люди боятся за свой имидж. Необходимость мучит. На мой взгляд, опасения "литераторов в законе" только отчасти верны: хорошую литературу читали и будут читать. Мусор легко заметен - времени на него никто серьёзный тратить не станет. Любители разве... А "дурная компания" ни Владимиру Высоцкому, ни, скажем, Ярославу Смелякову нисколько славы не уменьшила, читателей-почитателей не разогнала. Писать надо, как можно лучше - это главное. А ведь, сколько официальных "профи" - по существу - графоманы?.. Стараются - орут погромче, как тот Ваш автор из справочника "Интернет-ресурсы", чтобы на него самого, не дай Бог, не подумали. Бедолаги...
Как давно вы "живете" на Самиздате? Изменилось ли ваше отношение к сайту за это время? Было ли когда-нибудь восхищение Самиздатом или такого никогда не наблюдалось?
1. Я выложил первое стихотворение на прилавок "Самиздата" в феврале 2002 года. До этого только заглядывал. 2. За эти два с лишним года мне тут стало только комфортнее: интересными знакомыми "оброс" и привечаем, любопытные мысли временами подбрасывают, подстёгивают глубже рыпаться; а главное - возможность незамедлительно обнародовать новую работу?! Что вы... Признательность моя Максиму, таким образом, перманентная. 3. Восхищаться же я просто не очень умею - считанные разы за всю жизнь...
Как старожил, какие вы видите тенденции на samlib.ru на сегодняшний день? Что изменилось на сайте по сравнению с ситуацией годичной давности, двухгодичной давности?
Тенденция вполне очевидная - сайт растёт. Уходят мало. Не надо быть пророком, чтобы предположить - и дальше, почти наверняка, будет расти. Люди обзаводятся компьютерами, закономерно выходят в сеть... Новички со временем перестают ими быть. Литературный сайт интересует вполне определённый сорт людей. Откровенным "биороботам" здесь делать нечего. Скандалы стали случаться реже. Накал и формы их значительно смягчились. "Дедовщины", по-моему, совсем нет... :-)))) "Кучкования" же стали более разнообразными, вкусы прослеживаются... К чему приведут? ...Я бы тоже хотел знать. Конкурсы, думаю, станут реже, но серьёзнее.
Какими вы видите перспективы Самиздата? Есть ли они? В чем заключаются?
В какое-такое "новое качество" это количество, в конце концов, выльется? Думаю, возникнет естественное деление: 1. прежняя вольница свободных публикаций - ничем не заменимый пряник - и 2. редактируемое по нескольким направлениям пространство. ...С возможностью коммерческой "бумажной" публикации - во-первых. Это неизбежно. Как-то "нарисуется". Во-вторых, "высоколобое" эстетствующее сообщество. Ну и новая техника обязательно что-то новое позволит "этакое" - в-третьих.
"Актуальное интервью" планируется для новых авторов Самиздата, тех, кто совсем недавно пришел на сайт. Некоторое время назад я был одним из них и хорошо помню свои метания по чужим авторским страничкам, удивление от обнаружения форумов и прочие "открытия". А что бы вы посоветовали новым авторам?
1. Я бы новичкам рекомендовал активно пользоваться электронной почтой. Почему-то авторы охотнее идут на личную переписку. 2. Доверять собственному вкусу и не читать то, что не нравится. 3. Стоит быть откровеннее - в оценочных комментариях, в высказывании сомнений, в текстах своих... Не стоит оглядываться на "авторитеты" - они условность.
Как вы осуществляете на СИ поиск литературы, достойной, по вашему мнению, прочтения?
Я как-то специально не ищу чтения - само подворачивается.
Как быть, допустим, с откровенными графоманами? Или с людьми, которые критикуют любого автора только чтобы побольше помелькать в комментариях? Или автора, который написал 1 стих на 1 КБт и сделал себе три раздела? Вам попадались такие? Или, возможно, я слишком скептически смотрю на http://samlib.ru/?
Никак не надо "быть" "с откровенными графоманами" и прочими бедолагами-шутами: занимайтесь своим делом, они - своим. Места, виват Максиму, всем хватит. Брехливую критику обязательно надо научиться отличать и - естественно - игнорировать. Писатель должен писать. Как это ни банально...
Как вы относитесь к своей популярности на СИ - рейтингу посещаемости, оценкам? Мне все-таки кажется, что любой автор неизбежно просматривает статистику своего раздела (хоть может утверждать и обратное) и внимательно следит за цифрами.
Статистику смотрю обязательно. Естественно радует, если - на новинки, особенно! - набегает много читателей. Нормальному автору требуется ощущение реализованности. Оценками не интересуюсь и сам не ставлю - не в школе. Литература - несколько серьёзнее. Комментарии - другое дело. Иногда случаются удивительные!.. Посещаемость разделов никогда не сравниваю - это слишком косвенный показатель совершенства работ и возможностей автора. Разумнее смотреть сами работы, если есть интерес. Порой достаточно абзаца: Популярность моя в "Самиздате"?.. Затрудняюсь ответить. Думаю, что имя моё примелькалось здесь за два года. Форумы опять-таки ж... Завсегдатаи давно ознакомились с разделом моим - составили мнение. Считаю, что ...спокойно люди к автору Склярову О.В. относятся. Новички приходят - читают. Та же история. Всё нормально. "Из кувшина можно вылить только то, что было в нём..."
Итак, вы создали свой раздел на Самиздате. Нашли на СИ единомышленников?
В самом широком смысле - да: большинство авторов СИ единомышленники, любят литературу, придают ей большое значение как явлению культуры. Близких по духу людей - естественно - меньше. Особенности мировосприятия. Есть, разумеется, и такие. Общаемся с пользой и, наверное, удовольствием. Иногда и в реале.
С кем из интересных людей вам удалось встретиться на СИ?
Это литературный ресурс, "интересный человек" - для меня, здесь интересный автор, в первую очередь. Мне интересны: Злотин, Дедюхова, О' Санчес, Майор, А.Кабанов, Иван Зорин, Иван Кузнецов, А. Шерин, Аделаида Фортель, Ч.Шамиль... Да много ещё! Чижик, Сечив, Горохов, Шлёнский... интересные собеседники. Много, очень много интересных людей. Значительно чаще здесь встречаются, чем в моём провинциальном С.П. и реале.
В каких СИ-мероприятиях вы участвовали?
В двух конкурсах. "Боевая каска" - юмор и "З.Д." - фантастика. Увы, мои представления о совершенстве литературы с мнением жюрителей сильно рознятся... :-))))
Может быть, порекомендуете какие-нибудь сочинения СИ-авторов читателям интервью?
"Кромешник" О'Санчеса очень заинтересовал в своё время - рекомендую, если не читали. "Мао" Майора, рассказы Г.Злотина, сборники стихов Александра Кабанова, Ивана Кузнецова... Да мало ли? Опытному читателю иногда достаточно пару-тройку абзацев из книги прочесть, чтобы решить вопрос о целесообразности дальнейшего чтения. Лучший советчик - собственный вкус.
А как насчет недостатков Самиздата?
Не понял вопроса, простите. Конкретнее бы?.. Разве что... Периодические "Гибель - Возрождение" очень напрягают. Хотелось бы без этого.
На СИ разработан определенный инструментарий (форумы, рассылка новостей, внутренние конкурсы, всевозможные рейтинги, раздел "Инфо"). Что вам кажется наиболее важным из перечисленного, чего не хватает?
Форумы и статистика посещений раздела - самое для меня важное. Разумеется, - после самого раздела "Продолжение"... :-))) А не хватает естественно - славы. :-)
На сайте, бывает, случаются ссоры "эмигрантов" и "патриотов". Первые называют вторых "красно-коричневыми", "коммуняками", "совками", вторые - первых "отщепенцами", "продажными" и т.п. Каково ваше отношение к этим перепалкам? Чем они (перепалки), по вашему, обусловлены?
Дурью обусловлены. Личная антипатия за любые поводы щиплет. Самые разные люди по самым разным причинам уезжают-приезжают, остаются на месте.
Согласны вы ли с формулировкой Сергея Серегина - "Самиздат - это протоплазма" или более оптимистично (пессимистично) смотрите на сайт?
Мало знаю Сергея, о формулировке этой что-то слышал, но вне контекста... Протоплазма СИ - почва для писательства?.. Не знаю. Уверен в одном: многим одарённым людям литературный "Самиздат" - с читателями-то и общением?! - крайне необходим и очень полезен (как: веер, вентилятор, кондиционер, сплит-система, свежий ветер... :-)!
Лично меня, допустим, удручает на СИ бодрое пинание авторами друг друга в центральных форумах, и стойкая убежденность, что любой скандал приносит увеличение посещаемости раздела. А вы что думаете по этому поводу?
Думаю - Ваш вопрос на глазах устаревает... :-))) А вообще скандалистов ведь единицы, и популярности их особой что-то не видно... Во всяком случае, с качеством их текстов эта вонь никак не связана.
Может быть, у вас есть конкретные предложения по улучшению структуры, интерфейса СИ?
Меня это мало занимает.
Какими вы видите перспективы в целом сетевой литературы?
Новая техника всегда расширяет возможности. Доступность и простота нахождения нужного наверняка привлекут ещё больше людей.
Что, на ваш взгляд, более не хватает на СИ: хороших конкурсов (может быть, по прозе), сильных писателей или активных авторов СИ, желающих улучшить обстановку на сайте?
Сильных писателей везде и всегда не хватает
Какие вы видите пути увеличения посещаемости СИ в целом? Есть ли у вас конкретные предложения?
Нужны средства на серьёзную рекламу сайта. Ну, и... личные старания по пропаганде всех заинтересованных.
Если бы вам дали 1000000 долларов и сказали: "Потратьте с пользой дела на сетевую русскоязычную литературу" - как бы вы распорядились этой суммой?
"Маловато будет..." (с) А в принципе - всё то же - реклама-пропаганда и бумажные публикации.
НА ДОСУГЕ
Все-таки, хотелось бы больше о вас узнать, просто как о человеке - со своими интересами, увлечениями, образом мыслей. Какие у вас литературные пристрастия? Не назовете любимых писателей, произведения? Что читаете? Как много, как часто? Кто и почему нравится?
Опять Вы правы. Тоже считаю - литературные пристрастия много говорят о человеке, о личности. Что ж, какой есть... Самое моё любимое, это: Аркадий и Борис Стругацкие. Всё ими написанное. В очень тяжёлое время, в госпитале только-только отошел - читал с кайфом при свече, не было долго электричества, "Пикник на обочине"... Смерть Аркадия, для меня, и личная потеря. А так... Много чего нравится. Естественно - классика. Почему нравится... Совершенство, знаете ли, привлекает.
В настоящее время видите ли вы ваших ровесников, писателей, с которых стоило бы брать пример, на которых следовало бы равняться?
Пелевин.
Какие писатели на вас оказали наибольшее влияние? Из классиков, из современных?
Уже говорил - Стругацкие. ...Катаев, Каверин, Паустовский. Очень долго перечислять. Брэдбери, Курт Воннегут, Маркес... Что Вы? Места не хватит. Мне очень жаль людей, не понимающих литературы.
Читаете ли вы журналы и газеты? Если читаете - то какие? Почему именно эти?
Редко теперь. Бессистемно. Главным образом - "толстые" журналы.
О книгах мы уже вроде поговорили, а вот такой вопрос: любите ли вы путешествовать, отправляться в новые места?
Очень люблю. Поездил.
Как вы проводите отпуск, бывает ли он у вас? Если бывает, то что делаете: отправляетесь на юг, загорать или садитесь за комп и начинаете ваять очередную нетленку?
По меньшей мере, стараюсь на природу выбраться. Это обязательно.
Много ли вы путешествуете по стране, миру?
Мало, удручающе мало.
Смотрите ли телевизор? Можете назвать любимые передачи?
Обязательно смотрю новости. Иногда - "Апокриф", "Школа злословия", "Диалоги о животных"...
А современное кино, в первую очередь, французское, вас интересует? Или вы считаете, что американское лучше?
Мне нравится интересное кино. Алексей Герман, к примеру. Очень жду, что он сделает с "Трудно быть Богом" Стругацких.
Что из музыки наиболее интересует - тяжелый металл или классика? Может, группа "Кино" является вашей любимейшей? Или "Машина Времени"? А может, Егор Летов нравится из "Гражданской Обороны" или группа "Високосный год"? А вот, например, Александра Башлачева слушаете? Или Моцарт - единственная отдушина? Расскажите о своих музыкальных предпочтениях.
Моцарт. Сороковая - самое начало... "Pink - Floyd"... Да всё - Вами перечисленное, и многое другое. Вкусы совсем неоригинальные. "Лунная...", "Осенняя песня" из "Времён года", Токатты Баха, пьесы для классической гитары, саксофон - джаз... Господи, да это же... Всё сразу не перечислить. Долго. Да и зачем? Не дай Бог оглохнуть!.. :-)))
Смотрите ли шоу "Беглец" с Николаем Фоменко, "Последний герой" или "Фабрику Звезд-N", "Большую Стирку", "Окна" или "Голод"? Что скажете по каждому пункту?
Пытался смотреть "Последний герой"... Жаль времени. "Новости" точно смотрю. Остальное - "Не моё!", как говорится...
Сколько времени в день вы проводите в Интернете?
Несколько минут.
Авторы СИ, обычно, весьма разноплановые личности - кто в походы ходит, кто театральную студию ведет, кто - в самодеятельности, а кто - и театром руководит. А у вас - есть хобби (два, три)? Или времени на это совершенно не хватает?
Рисую, книги переплетаю, видеокамерой вот начал пользоваться... Да мало ли?.. Путешествия. Да. Но обстоятельства... :-))))
Многие (например, я) все болтают заунывно о преимуществах и недостатках бумажной и сетевой литературы. А вас этот вопрос интересует? Если да - выскажитесь развернуто на эту тему.
А можно - "не-развёрнуто"? Бумажная литература - желательна, а возможно - и обязательна для некоторых. Сетевая - новая реальность, предполагаю - станет незаменимой. Ничем.
Когда в последний раз были в кино? В театре? Как вообще проводите свободное время?
Пару лет тому... Глазею. Путешествую - у меня хорошо пожившая "восьмёрка". Люблю новые места, новых людей.
Вы общительный человек в жизни (не в Самиздате)?
Думаю - да.
Как вам удается сочетать работу и активную литературно-сетевую деятельность?
Комп у меня дома. Работа теперь, чаще всего, на дому. Экономит время, здоровье и нервы...
Ну, а в итоге, из чего состоит ваша повседневная жизнь? Как ощущаете течение жизни?
Стараюсь очень (Давно уж!) не терять времени. Оно, - удивительно мне это! - чем старше становлюсь, тем быстрее движется. Это не гипербола, поверьте. В двадцать пять лет это заметил. А пото-ом!.. :-)))
ИЗ КОММЕНТАРИЕВ
Оболенская С. В. ([email protected]) 2004/06/23 11:09
Уважаемый Олег! У меня к Вам вопрос. Вы пишете: "дурная компания" ни Владимиру Высоцкому, ни, скажем, Ярославу Смелякову нисколько славы не уменьшила, читателей-почитателей не разогнала". Объясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду, говоря о Смелякове? И как Вы вообще относитесь к этому поэту?
Гнусности пересказывать о знаменитости-алкаше всегда было много любителей, мы не станем. Увы, в воспоминаниях достойных и близких поэту людей говорится об этой извечной нашей слабости и - соответственно - неразборчивости, порой, в компаниях. Яра, Яра! Эх, Яра, Яра. . .
А Вот это - любимое моё:
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Я ходил напролом.
Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня
в справедливых боях,
забинтуйте мне голову
горной дорогой
и укройте меня
одеялом в осенних цветах.
Порошков или капель - не надо.
Пусть в стакане сияют лучи.
Жаркий ветер пустынь,
серебро водопада -
вот чем стоит лечить.
От морей и от гор
так и веет веками,
как посмотришь - почувствуешь:
вечно живем.
Не облатками белыми
путь мой усеян, а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путем.
1940.
* * *
Актуальное Интервью
Итак, дополнительные вопросы.
Почему вы назвали свой СИ-раздел "Продолжение"? У меня есть свои версии, но лучше услышать одну верную и правильную - вашу.
Назвалось так, и не разонравилось до сегодня. Подумал тогда: Писал столько лет, по сути и главным образом, в стол, теперь - другая песня! - для читателей всемирной сети буду продолжать. Аудитория, и возможность встретить своего читателя, явно перспективнее. . . Потом, не сочтите позой - говорю то, что думаю: То, что многим безбашенным кажется бессмысленной традицией, то, отчего некоторых в прямом смысле тошнит, но и то, чем, по-моему, держится ещё наш зыбкий и несовершенный мир - смею надеяться - у меня в разделе присутствует. . . Я - о гуманизме. Классики померли. Нам, теперешним, намеревающимся продолжать в том же духе, в своём времени, ничего другого по существу и не остаётся. ПРОДОЛЖЕНИЕ. . . И потом, школьника Склярова Алика, срифмовавшего однажды: . . .они и не догадываются, как счастлив сегодня я! Я ведь теперь - влюблённый! Любимая - у меня. . ., можно было назвать начинающим. Прошло время, и пусть учебных занятий со словом я не оставлял, не оставляю и оставлять добровольно не намереваюсь, но начинающим меня, по любому, уже трудно назвать, ибо неверно по существу.
Ваша цитата: "А коротко - пилотировал реактивный истребитель, занимался боксом, нырял с аквалангом, путешествовал на автомобиле по стране с коммерческими и исследовательскими целями". Все-таки, хотелось бы хоть немного подробностей. Представляется образ Олега Склярова, который в кабине истребителя занимается боксом, затем прыгает из самолета с парашютом и тут же ныряет с аквалангом, чтобы начать путешествовать по стране. Интересно ведь! Расскажите хоть несколько эпизодов!
Вы меня кокетливым ломакой выставляете, или лихим Д.Б. - 007 на СИшной почве. . . Разумеется, в кабине современного истребителя боксировать, - даже с технарём, даже на земле! - невозможно из-за ограниченности пространства, но, представьте, случалось: из-за разногласий в понимании прав-обязанностей участниками подготовки полёта. Слава Богу, не со мной. Так что - никакой фантастики. . . :-)))) Но боксировать - я точно боксировал, - всё правда, - в своё время участвовал в местных городских и межрайонных соревнованиях; в авиации эту мою хоббю быстро прикрыли врачи - каждый пропущенный удар в голову - микро-сотрясение мозга. Низзя. А вот с парашютом прыгать военным лётчикам обязательно по нескольку раз в год приходится, иначе не допустят до полётов. Почему это Вас напрягло - не понимаю. Насколько знаю, сейчас почти любой желающий за деньги имеет возможность, после пустяковой подготовки, вволю напрыгаться. Пустяки. Вас количество именно моих прыжков интересует? Так я не спортсмен, да и не помню сколько. Вот с аквалангом - точно помню - три погружения, но каких!.. Шестнадцать лет мне было. Ихтиологи в озёрном хозяйстве разбирались. А я туда гонял лошадей поить. Они - верхом покататься, а я - в ихтиандры. Взаимовыручка. Юность - каждый день - кайф. . . .Ну, или почти. Увы, время умерило эмоции. С неба на землю спустило. Не скажу, опустило - ни в коем случае! Теперь, вместо самолёта, пользуюсь старым-мудрым Жигулём, - да! - но зато, сколько новых подробностей внизу. . . :-)))))) ;-((((((
Почему вы ненавидите рекламу? По вашему, ее слишком много в жизни?
Недопустимо много. Её корыстная первопричина вне спора. Полезность массам людей - очень ограничена, а вот вред. . . Грубейшее, мощное и постоянное воздействие на тонкую материю нашего подсознания с заведомо лукавой привлекательностью совета - не просто возможная опасность - массовое программирование ложных целей: СОЖРИ! ВЫПЕЙ! ЗАХОТИ!!!.. Если бы только о вмешательстве в сознание шла речь. . . Господи, чуть стараний, - материалы по психотехнике ремесла имиджмейкеры даже не прячут! - и Вы оторопело убеждаетесь в том, что нас всех постоянно пытаются трахнуть на вполне законных основаниях. Удручающе многим уже нравится этот способ секса. Меня пугает. Бессилие контрмер бесит. Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать - мгновение бежит неудержимо. . . Розовая заря и холодеющие небеса Николая Гумилёва в схватке с долларовой энергией Рекламы в большинстве людских сердец проигрывают однозначно. Ничего нового, понимаю, но радовать нормального человека подобное положение вещей просто не может. Известное: Бог борется с Сатаной, а поле битвы - сердца людей. . . неизбежно приходит на ум. Кому служит реклама? Людям? Только некоторым. Дважды два.
Цитата: "Комментарии - другое дело. Иногда случаются удивительные"! Какие удивительные комментарии вам встречались?
До слёз смеялся однажды, читая баталию неких мастеров слова - философа и поэта! Впрочем, не поймёте без имён - упражнялись в знании блатного жаргона, крепости нервов и матерных выражений незабвенные наши старослужащие-деды Ольга Ляшенко и Сергей Сечив. . . Это звуча-ало!.. Довлатов бы отдохнул. . . душой. Уверяю. Причём, порознь и с другими, оба, тоже случалось, способны говорить очень точные и тонкие вещи. Алексей Шерин удивил однажды, помню; Чижик иногда, сейчас вспоминаю - лень искать, новости для меня излагал. Случается, случается в наших палестинах сие!
Вы смотрели фильма Алексея Германа "Хрусталев, в машину?" Ваши впечатления от увиденного?
Вы ошибаетесь. Там, по-моему, Хрусталёв, машину! - без в. Надеюсь, не дразнитесь?.. Известный окрик Берии, адресованный начальнику охраны дачи Сталина. Вы сами, смотрели-то? . . .Жуть. Я рад, что не пришлось жить в то безумное время. Инстинкт самосохранения трепещет. Счастлив тот, кто посетил сей мир в его минуты роковые! Так может считать только небитый, а, как известно, двоих таких оптимистов за одного реалиста - битого - полагается. Неслучайно. Снова впечатление от интервью с Иваном Зориным: не вижу дилеммы оптимист-пессимист - третье, самое верное по моим представлениям, реалист. Этого определения и режиссёр заслуживает. Точен в деталях и трактовках - это одно. Подспудную жуть у нормального зрителя вызывает. Это да - очень ценно и важно. Антиреклама, если хотите. . . Кол в зад, выражаясь в т о м стиле, - безмозглым и мерзавцам, вякающим о величии времени. Очень острый кол.
В частности, такая была высказана мысль:
"Имеет ли право писатель, автор на бездуховное творчество - НЕ трогающее сознание читателя, не влияющее на его морально-нравственные принципы? То есть на сочинения не несущие в себе никакой идейной нагрузки.
Я может быть не правильно высказался о праве. Право то он, конечно имеет на все, что не противоречит закону, другое дело, что речь идет о соответствии Автор - Инженер человеческих душ? Обязательно ли оно"?
Интересно было бы услышать ваше мнение по этому вопросу.
Формулировка всегда казалась мне не очень - Инженер человеческих. . . Бог с ней. И писатель, разумеется, имеет право писать обо всём на свете. Ради Бога!.. Без этого соответствия многие и многие господа-литераторы чудно себя чувствуют. Однако, однако. . . Не все из них так бездумно-вольны в своих речах. Некоторые, видя, что постоянно творится вокруг, приходят к разумному выводу: мы - не ДИКОЕ стадо, требуется осмысленно выбирать направления движения. Селлинджер устами героя Над пропастью, во ржи так примерно сформулировал своё ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: У края бездны не позволять расшалившимся детям падать в неё. Я тоже чувствую эту правоту.
Вы используете свой жизненный опыт при написании сочинений, вставляете ли в художественную литературу случаи из вашей жизни, есть ли у вас чисто автобиографическая проза? Можете привести конкретные примеры (использование в вашей художественной литературе автобиографических историй-случаев-приключений)?
Флобер давно ответил на подобные вопросы: госпожа Бовари - это я. Кого, кроме себя, автор знает лучше? Значительные события, увиденные собственными глазами, естественно, первоочередной строительный материал личной Вселенной. . . В чистом виде автобиографической прозы у меня нет. Думаю - пока. Барчук случился с моим близким родственником. Халява в полночь, с другим. Полигон, Чуня ухатая - всё действительные случаи с близкими мне людьми.
И насколько, как вам кажется автобиографическая литература отличается от художественной?
Думаю, что мало отличается. Проработана, наверное, в большинстве случаев лучше - личного больше. . . :-))))))
. . .массовое программирование ложных целей: СОЖРИ! ВЫПЕЙ! ЗАХОТИ!!!..
. . .по этому поводу тоже приведу цитату Звонкова-Светина (кстати, вы с ним на СИ не знакомы?)
Слышал - было обсуждение абортов, а лично пообщаться не получилось.
Итак, цитата:
По словам прокурора, мальчики сказали о том, что идею они почерпнули из видеоигры Grand Theft Auto. Когда им надоело играть, они просто взяли винтовку и начали стрелять по машинам. Всего детьми было сделано 25 выстрелов. Иск против изготовителей игры подала семья убитого.
В США игра Grand Theft Auto имеет рейтинг "М", согласно которому ее запрещено использовать детям до 18 лет. Однако, закона, который бы отслеживал продажи игр, нет. Адвокат потерпевшей стороны заявил, что производители должны нести ответственность за эффект, производимый их играми.
Можете прокомментировать?
Стараюсь. В животном мире особь, способная к размножению, считается взрослой. Со всеми вытекающими. . . У людей сложнее - предохраняются. На рекламу, дядю, видеоигры вот кивают. Думаю, таких детей в воспитательных целях необходимо подвергать смертельной опасности принудительно. Пусть даже опасность будет мнимой - только вероятностной, как рулетка. Человеком-то за отпущенное время жизни и им самим нужно стать непременно! А законы?.. Сергея Сечива свидетельство:
Вот например, мужик вышел на балкон 3-го этажа своего роскошного апартамента покурить и увидел, как внизу тырят его мерс. Он поорал безрезультатно, наблюдая, как вор завел мотор, а потом взял цветочный горшок, кинул в крышу родного мерса и попал. Вор обосрамшись от страха, думая, что по нему палят из винта, дернул 45 миль в час, по двору с пределом скорости 5 миль в час и, не вписавшись, вмял мерс в железный мусорный бак, и поскольку ехал без ремня, травмировал свою дурную голову и потерял сознание до приезда копов. Угадайте, как кончилось дело?
1. Вор судил хозяина мерса за то, что тот угрожал его драгоценной жизни, спасая всего навсего собственность, причем, на территории, которая ему формально не принадлежала. Вот если бы это был не апартамент, а собственный дом, тады было бы другое дело! Их лоеры полюбовно договорились, хозяин дропнул чардж о покраже, а вор - об угрозе жизни. Страховка заплатила за раздолбанный мерс. Все пляшут и поют.
2. Вор судил мусорную компанию, за то, что тот сраный мусорный бак стоял на фут в стороне от предназначенного ему места. На суде было запрещено упоминать факт того, что вор угонял мерс. С т. зрения жюри, он был просто невинным гражданином , не вписавшимся в поворот. Он выиграл это дело и получил четверть млн. компенсации.
3. Вор судил владельцев апартамента, за то что те не проследили за тем, что мусорный бак стоял не на месте - преступная халатность! Он выиграл и это дело - еще четверть млн.
4. Владельцы апартамента судили мусорную компанию за причиненный им вором ущерб, произошел сеттлмент, и лайабилити страховка мусорщиков заплатила.
5. Владельцы апартамента судили хозяина мерса за то, что он нарушил правила проживания и кинул горшком вниз! Он проиграл, и заплатил неназванный крупный штраф.
6. Владельцы апартамента уволили менеджера, за недосмотр с этим баком.
. . .Но ведь можно и без печатей, и параграфов! Обращали внимание какими громадными суммами оперируют брокеры на ведущих мировых биржах? Всё - на пальцах, без бумаг - на традиционном, крайне необходимом там доверии. . . Много случаев обмана знаете? Это реальность.
Надо сказать, что я почему-то, чем старше становлюсь, тем все лучше более простые вещи воспринимаю, а сложные - кажутся мне "высосанными из пальца". Недавно поймал себя на мысли, что посмотри я фильм Феллини "8 с половиной" сейчас - он не произвел бы на меня ровно никакого впечатления. То ли дело раньше!
А у вас как? Что с возрастом наблюдается - упрощение или усложнение картины мира?
Не созрел я ещё, похоже: всё усложняется и усложняется, гад! Куда дальше-то?!.. :-))) А вот ход времени убыстряется и убыстряется. . . Поверьте, это не гипербола. Возможно - шиза. Но что есть, то есть. Пустоту внутри, о которой Иван Зорин откровенно рассказывал - закономерно - ожидаю, но никак не могу поверить в неё. Посмотрим.
У вас случались виртуальные депрессии, расстройства, связанные с виртуальным общением, обиды на других авторов СИ, какие-то обидные реплики? Можете припомнить конкретные ситуации? Как вы поступали в данном случае? Как советуете поступать?
Кроме технических передряг, в виртуале меня, к счастью, пока серьёзно никто не доставал. Так что. . . Тонкокожим же совет на поверхности: полное игнорирование хама. ...
Риту Бальмину глянул - сочувствую, Оболенскую прочёл - можно было бы поговорить, но. . . Тоже сочувствую. Искренне. Жизнь - не фунт изюму.
Оболенская С. В.
"Мне в коммах к интервью О. Склярова интересен разговор о назначении литературы. У некоторых современных литераторов ( в частности у такого интересного автора - не СИшного! - как Борис Парамонов) я встречаю утверждение, что литература утрачивает и ДОЛЖНА утратить свой идейный и учительный характер".
Вероятно для того, чтобы свести к минимуму общественный вред серьёзной литературы, постоянными напоминаниями о проблемах мешающей обывателю и действительно "интересным авторам" отдыхать, читать-писать подлинную - развлекательно-отвлекательную. . .
"Что это в нашем литературоцентрическом понимании книга и писатель - учители жизни, а в России, начиная с 19 века, вообще лучшие писатели были кумирами и почитались крупнейшими фигурами в общественной жизни. А начиная с конца 20 столетия демократизация общества ( не в России!) привела к тому, что литература утратила этот свой учительный характер и стала средством развлечения. И такой она и должна быть".
Какая глубина анализа! Мурашки по коже. . . ( Во! Ещё одна побежала. . . :-) Тоталитарное владычество Камю, Сартра, Маркеса и прочих Борхесов, мешавшее распространению светлых идей Борисов Парамоновых, демократизацией западного общества наконец-то порушено, и чарующие Гарри Поттеры занимают теперь законное место в умах и сердцах куда-то продвинутого человечества! Я умилённо плакаю. Уважаемая Светлана Валериановна, и Вас действительно подобные открытия занимают? Вы, историк, что-то новое-любопытное в них увидели? Не понимаю Вас.
И мы, когда говорим о литературе с придыханием, совершенно неправы, надо , наконец, отвести ей в жизни должное место.
Плясуны, певуны, писаки. . . Понятно. Сфера обслуживания.
"Как Вы к этому относитесь?"
Как всякий нормальный человек - вздыхаю.
"Мне-то кажется, что как бы автор ни старался исключительно развлекать, он невольно учит. И без идей тоже не обойтись. Если писатель рассказывает о наркомане, это ведь тоже поучительно, не так ли?"
Вы удивительно демократичны. Жизнь научила? Извините.
"Мне кажется, Вы меня не совсем поняли. Все цитаты, которые я привела - так сказать, "не мои"."
Разумеется - не Ваши! Меня слегка удивили, показавшиеся соглашательскими, нотки: "Мне-то кажется, что как бы автор ни старался исключительно развлекать, он невольно учит. И без идей тоже не обойтись. Если писатель рассказывает о наркомане, это ведь тоже поучительно, не так ли?"
Заигрывание - не заигрывание, но спор старый: Автор ли должен опуститься до уровня среднего читателя? Обязан ли постараться поднять до своего уровня читателя? Как-то ещё исхитриться - попытаться завлечь потенциального умника в работу извилинами?..
Меня огорчают идеи, которые в них выражены. Однако приходится признать, что массовая развлекательная литература заливает рынок.
На западе элитарная литература всегда стояла особняком. А рынок - всегда рынок: массовый примитив заказывает музыку. В СССР, надо признать, пытались изменить ситуацию и кое-чего добились: классика в массовом сознании вызывала - и даже теперь вызывает! - уважение. Но это и всё. Толстого, Достоевского, Чехова и т.д., как читало меньшинство, так и читает. Увы, способность воспринять серьёзную л-ру - удел меньшинства. Что поделаешь, в массе развитие интеллекта остаётся до седых волос на уровне детско-подростково-юношеском. Отсюда и рыночный спрос. У нас почему-то до сих пор эту тему очень осторожно трогают. Чтоб гусей не дразнить?.. Выборщики! Электорат?!..
Кстати, видимо успех предвыборных полит-технологий, в корне, тот же - незрелость массового человека. Простите терминологию. Мне бы не хотелось Вас задеть-покоробить, но, куда деваться, от мягкости формулировок реальное положение вещей не меняется. Российский книжный рынок просто становится обычным. Ничего нового под солнцем. Так что, уверяю, огорчения Ваши, до некоторой степени конечно, напрасны: идея мудрецов, пытающихся опростить искусство, стара, как мир, и захлёстывание нашего книжного рынка коммерческой ерундой - не новая, угрожающая обществу, тенденция, а стародавняя проблема дефицита мозгов. Не думаю, что сказал Вам что-то новое. . . Присматриваетесь?.. :-)))))
А Вы разве не видите упадок серьезной, большой литературы?
Падает, падает, па-адает. . . Хоронят, хоронят, хоронят. . . Светлана Валериановна, а Вы слышали историю про викторину в каком-то журнале? Опубликован был текст про падение нравов и искусств. Предлагалось найти первоисточник. Нашли. Оказалось - до нашей эры ещё печалились. "Не всё так сумрачно вблизи".
Упадок в сравнении с каким временем? В России, в мире?.. Великий писатель явит миру свой труд раз в столетие - это уже хорошо. После явлений Шолохова и Булгакова, к примеру, всё равно ещё ста лет не прошло. А просто большая литература? ( В лесу деревьев многие не видят.) Её много, она очень разнообразна. Поэтому, увы, мало ценится. ( Как в сору роимси. . . :-) Совершенно уже неприлично, считаю, пугать друг друга засильем коммерческой макулатуры. Рынок - обычное дело. Для России - да - новость. Но причина-то понятна. Высокомерно воротить нос от какого-то литературного явления - вроде Стругацких - стало чуть ли не хорошим тоном. Должно, видно, подразумеваться: ах как высоко витает-отмеряет высшей мерой ( Расстрелом!.. :-) такой оценщик?!.. Ай, да что там, мол, Айтматов ваш!.. А то: это большая литература. Пелевин. Это очень хорошая литература. Андрей Битов, Фазиль Искандер, да мало ли. . . Это ныне действующие писатели. Они работают. А то, что их книг не ищут - не их вина. Ну нет, нет сейчас дефицита хорошего чтения! Лень есть.
Настоящее меценатство и государственная поддержка некоммерческого искусства - объективная реальность, скажем, современной Германии. В России это тоже когда-то было - когда меценаты водились. . . :-))) Вот наши олигархи отъедятся, как следует, воротилы-банкиры, когда-то наконец, утомятся от золотого блеска - захотят, дабы отдохнуть душой, отвести взор свой на что-то ЭТАКОЕ. . . Но не думаю, что оголодавшие и небрезгливые литераторы стеной стоят с протянутыми дланями и раскрытыми ртами - Дай, дяденька, дай!!!.. - не думаю: в природе настоящего художника удивительно сплетаются скромность и гордость - сознание истинной ценности рождённого им. Да, некоммерческим авторам кисло приходится в материальном плане - это очевидность, - но так было всегда. Никакого упадка литературы нет. С политикой и внешними условиями жизни литераторов это не связано. Потребность в творческой самореализации - фундаментальная составляющая человеческого естества. От внешних условий жизни Творца она мало зависит, а порою, кажется, проявляется и вовсе не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Актуальное Интервью
Приведу цитату из коммов к интервью Владимира Гурболикова:
. . .эта замкнутость сложившихся литтусовок закреплена ещё более гигантской катастрофой - разрушением целостного представления о роли литературы.
Литтусовки мало влияют на подлинно художественные тексты, на подлинных художников: разве что - как материал. Разрушение же целостного представления о роли литературы в чьём, собственно, сознании происходит, произошло? Если такое произошло, - значит сознание было слабым, несамостоятельным. От такого и ждать настоящей литературы всегда бессмысленно. Самостоятельность мышления - обязательное условие для сколько-нибудь серьёзного претендента на творческую работу. Истинные масштабы роли литературы для общества, для культуры, таким образом, обязательно известны творцам. Пустяки мало вдохновляют. Только грандиозная затея может обернуться значительным результатом. Большие размеры катастрофы, думаю, в чьём-то очень возбудимом воображении возникают, ну или просто обычная ложь чья-то заинтересованная. Мало ли. . . Массовому сознанию, по большому счёту, никогда никакого дела не было до роли литературы, как нет дела и теперь. Об оскудевающей общественной кормушке, боюсь, окололитературные нахлебники пекутся - вот в чём суть. Меня их тревоги эти заботят, прямо скажем, мало.
. . .Вы посмотрите публикации "Литературной газеты", как там горячо и с какой болью обсуждается ситуация с литературной критикой, например! (A propos: говорится в дискуссии фактически о полном развале в критики как направления
Вот и я - об этом.
Создаётся впечатление, что литераторы осознали угрозу... Но пока это ни в какие дела не вылилось. Та же самая "Литературка" - при всех замечательных обсуждениях - отваживается на разговоры о литературе только на седьмой (!?) странице, а до этого - политика, политика... Т.е. дальше слов дело пока не идёт.
Бастовать, что ли надо?.. Субсидии, мол, российской словесности! (Читай - Союзам писателей, функционерам. . . ) Дело литераторов, опять приходится подчёркивать главное, - художественные тексты. Настоящее не умрёт. Потом, если требуется, прилюдная - адекватная - оценка окружающего. Постоянно вопить по любому поводу о конце времён, по меньшей мере, стыдно. Да и неосмотрительно - читателей уже тошнит от пророчеств подобных брехливых.
Оболенская:"А Вы разве не видите упадок серьезной, большой литературы?"
Не вижу. Кстати, сегодня у меня будет разговор со знающим библиотекарем - обязательно спрошу его мнение. Косвенно библиотечный спрос тоже о чём-то говорит. В читательской массе духовно зрелые люди - основные потребители серьёзного чтения - всегда в меньшинстве. С этим Вы, вроде бы, согласны. Массовый спрос на лубок, таким образом, - закономерность. Рынок, естественно, этот спрос и удовлетворяет. Но и Литература с большой буквы, с течением времени, всё-таки тоже пополняется новыми именами, новыми текстами. Слишком медленно, - да! - но это естественно: ручная, штучная работа - не конвейерная штамповка, не коллективные компьютерные "шмульки". . .
В среде стОящих писателей - авторов большой литературы - подозреваете разброд и шатания, упадок и массовый пессимизм, связанные с печальным концом исторического эксперимента по переустройству основ общества в СССР? Как следствие, мол, уход части - прекрасных в прошлом - авторов в коммерческую беллетристику, деградация и творческая импотенция других, унылое и растерянное молчание ещё кого-то их них, так? Да, есть и такое в наше время. Только обязательна важная оговорка: современность этакая - не исключение. Настоящего творца реальность всегда разнообразно гладит против шерсти. Подлинному тонкокожему художнику почти всегда больно от обычных неласковых прикосновений реальности, а уж от грубости!.. Смею утверждать: душевная маята от несовершенства мира всегда сопутствует творчеству, стимулирует его. Как это ни печально.
Я имею в виду то, что в первой половине 20 в. на книжном рынке и в читательских умах господствовала все-таки не чисто развлекательная литература типа современных женских детективов, хотя и она, конечно, существовала.
В СССР чисто лубочной литературы было заметно меньше. Идеологи, возможно, пробовали и надеялись массовыми прививками серьёзного, современного им, искусства и классики ускорить, сделать масштабным процесс созревания личности. Стало очевидным: подобные лобовые атаки на человеческое несовершенство малопродуктивны - слишком уж это длительный и интимный процесс - духовное созревание личности. Массовая грамотность - понятно - предпосылка роста массового сознания, но только предпосылка, только.
Так было всегда: параллельно развиваются серьезная литература и т.н. "массовая", которую в 19 и начале 20 в. называли лубочной. Вопрос в том, какая доминирует в умах и на рынке.
Реклама и пропаганда - думаю, никто не спорит - родственницы. Название романа Тихий Дон, в своё время, слышали очень многие, говорили о нём, пробовали читать. . . Воспринять же мытарства и горькие открытия Григория Мелехова - Михаила Шолохова, как немногие были способны тогда, так и теперь только немногие оказываются в состоянии и делают это - читают, проживают роман. Требуется обязательная духовная зрелость. Ну, попытались в восьмидесятых-девяностых вернуть народу, скажем, Платонова, несправедливо задвинутого идеологами двадцатых-тридцатых годов, и что? Он долго царствовал в умах? Увы. Реклама-пропаганда, понятно, сильная штука, но - повторяю и повторяю! - не всесильная. Гарри Поттера тоже далеко не все хотят читать и читают. Не стоит преувеличивать возможности злонамеренного или невольного оглупления читателя. Доминировал, доминирует в умах и на рынке секс-насилие, мистика-фантастика и прочая детектива, так и что? Нет ничего нового под солнцем.
Со второй половины 20 столетия и у нас, и во всем мире доминирует массовая, а серьезная литература становится элитарным явлением. Ее покупает и читает в основном "элитарный" читатель.
Так почему становится, Светлана Валериановна? С чего Вы взяли-то, что когда-то, где-то было иначе? Серьёзная литература никогда и нигде, к сожалению, не была - и быть не могла - массовой, доминирующей. Увы - нам всем. Личные книжные полки набивать - было - набивали: для красоты, престижа и в расчёте на деток, которые, - ох-хо-хо! - чаще всего, яблоко - от яблони. . . Увы нам и увы.
Совершенно уже неприлично, считаю, пугать друг друга засильем коммерческой макулатуры.
Вы формально правы: В СССР откровенно коммерческой ( рыночной ) литературы почти не было ( Про литературу-макулатуру, скажем, производственную - не будем. . . :-). Теперь коммерческая печатная продукция преобладает, хотя доступность хорошей - большой, настоящей л-ры! - сегодня несоизмеримо выше, чем во времена книжного голода хвастливой, самой читающей страны в мире". . . Не так ли? Но суть неизменна - только зрелое меньшинство всегда читало и читает серьёзные художественные тексты. Морально-нравственной и интеллектуальной деградации человеческого общества нет, - не наблюдается - если об этом печаль напуганных падением мнимого спроса на истинное искусство. Невысока эта планка всегда и была - падать особенно некуда. . .
Спасибо, Олег Васильевич. По-моему, мы оба прояснили свои позиции, и в основном они сошлись. Мне казалось, что я спрашиваю об отношении читателей к "большой" литературе, а Вы говорите о ней самой. Кажется, нечто вроде консенсуса достигнуто. Рада была познакомиться с Вами. Спасибо за интересную беседу. Тайно надеюсь, что и Вам было небезынтересно:))))
21. Скляров Олег Васильевич ([email protected]) 2004/07/05 08:33
Спасибо и Вам за беседу. Уверен, мы старались быть возможно объективнее и истинное положение вещей вполне определили близко к истинному. С Вашей подачи я чётче осознал и сформулировал для себя некоторые важные нюансы темы. Считаю, что время с Вами потратили оба не зря. Чаще бы так. Удач!
АИ
Напишите вопрос, который вы бы хотели увидеть в собственном интервью (или в коммах к нему), но так и не обнаружили. И дайте, пожалуйста, на него ответ.
Да ради Бога - очень нужный, на мой взгляд, вопрос: что по-вашему является источником душевных сил творческого человека, позволяющих жить и работать, преодолевая разнообразнейшие препятствия, которые неутомимо и постоянно выставляет нам изобретательная действительность?
Ответ: потребность в самореализации - фундаментальнейшая потребность для нормального человека. Коротко. Не уверен, что это многим интересно. Не замечается, как воздух, которым дышим.
Какой вопрос (касающийся сочинительства) вы бы задали всем участникам Летней Акции 2004 (при условии крупного вознаграждения за данный поступок), ответы на который позволил бы решить следующую задачу - оценить степень искренности отвечающих.
Пожалуйста, вопрос такой: На Ваш взгляд, что предпочтительнее, сравнительно благополучно жить средствами от собственных публикаций, вынужденно уступая требованиям редакции относительно рукописей, или же, - абсолютно независимо творчески, - публиковаться за свой счёт, зарабатывая на жизнь чем-то другим?
Сам бы ответил на него ( Поскольку у нас самообслуживание. . . :-) демагогически: а) предпочёл бы жизнь состоятельного человека на доходы от массовых и постоянных публикаций-переизданий, законно диктуя свою волю издательско-редакторской шобле в качестве живого классика; б) но поскольку честного ответа от меня не требуется, - я так понял, - то по сути промолчу на этот собственный неудобный вопрос. . . :-))))))
|