Зусманович Семен : другие произведения.

"Первенец" или "избранный". Иммануил Великовский о гибели не египетских первенцев при Исходе евреев из Египта, а "избранных", знати

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   "Первенец" или "избранный".
   Иммануил Великовский о гибели не египетских первенцев при Исходе евреев из Египта, а "избранных", знати.
  
   Скоро еврейский Песах. Праздник свободы и не только от египетского, но и любого другого рабства. Сразу вспомнилась гибель "первенцев" египетских, когда фараон отказался отпускать евреев. Да, не евреи виновники гибели, упертость фараона. Но "заноза сидит". Иммануил Великовский решает этот вопрос. Но мне и в таком виде претит гибель невинных детей.
   Как сторонник "катастрофизма" он искал в истории древнего Египта аналог катастроф ("10 казней") Исхода евреев и нашел.
   Папирус (Речение) Ипувера. Сейчас на нее ссылаются многие, но Великовский первый соотносил и сравнил папирус Ипувера и 10 казней.
  
  Я в этой заметке приведу текст Великовского по вопросу только одной из "казней". 10-я "казнь", самая тяжелая из описанных в ТОРЕ, дети. Когда фараон игнорировал предыдущие 9.
   И погибли по Великовскому не дети, "первенцы" а "избранные", знать, жившая во дворцах, которые разрушились от катастрофы с большими последствиями, для живших в них.
   Придумали даже физическое объяснение, явно притянутое за уши (Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra  (англ.)рус., расплодившегося в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи. Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов. По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; так же питается и скот -- к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних, заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы. К тому же они были пастухами, а не земледельцами, и значительную долю их рациона составляло не зерно как у египтян, а мясо и молоко. ........Другая версия говорит о том, что на самом деле египтяне сами пожертвовали своими старшими детьми в попытке задобрить богов).
  
   Встал другой вопрос оформления текста Великовского, у него используются для книг ТАНАХа христианские названия, ведь он писал в США для всех, а оригинал на иврите. В этой заметке я не стал изменять названия на танахические, только соотношение книг даю в примечании.
   Великовский писал на английском, привлекала специалистов для правильного языка. Здесь перевод на русский язык, возможны огрехи перевода. Но текста ни на английском, ни на русском языке в интернете нет. Моя книга осталась в Петербургские. Спасибо Марина Магрилова (Воробьева) поместила часть книги
  
   Иммануила Великовского "Века в хаосе"
   "От Исхода до фараона Эхнатона"
   https://berkovich-zametki.com/2015/Zametki/Nomer1/Vorobjeva1.php
  
   Мог бы исправить ссылки на ТАНАХ в более грамотном виде, но сохраню этот вариант, кто не владеет языком оригинала на иврите, вот насколько возможно (а это очень мало возможно, перевести любой текст на другой язык, тем более текст ТАНАХа) близкий вариант.
   http://www.toraonline.ru/bereyshis/bereyshis.htm
  
  
  

Сама глава Иммануила Великовского:

"Первенец" или "избранный"

   Библейская история последней казни явно неправдоподобна в том отношении, что все первенцы и только первенцы были убиты в ночь кары.(Согласно преданиям Хаггады, не только первенцы, но большинство населения Египта было убито во время десятой казни). Землетрясение, уничтожившее только первенцев, непостижимо, потому что события никогда не достигают такой степени совпадения. Такому преданию никак не стоило бы доверять.
   Или история последней казни, в ее канонизированной форме, является вымыслом, или она таит в себе искажение текста. Прежде чем объявить все это странной сказкой, поздней интерполяцией, было бы разумнее задать вопрос: искажена ли в ней только неправдоподобная ее часть. Может быть, слово "первенец" поставлено вместо какого-то другого слова?
   Книга Исайи 43:16: "Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю...".
   20: "... Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой".
   В Книге Исхода сказано, что Моисею было велено:
   Исход 4:2-2-23: "И скажи фараону: так говорит Господь:
   Израиль есть сын Мой, первенец Мой.
   ...а если не отпустишь его, Я убью сына твоего, первенца твоего".
   "Избранные" названы здесь "первенцами". Если Израиль был первенцем, местью Египту должна была стать смерть его первенцев. Но если Израиль был избранным, то местью Египту должна была стать смерть его избранных.
   "Израиль, мой избранный" - Israel bechiri, or bechori.
   "Израиль, мой первенец" - это Israel bekhori (Bechor - выбирать, отделять, предпочитать; bachur - молодой человек, имеет тот же корень. Bekhor - быть ранним, давать первые плоды, созревать первым. Levy, WЖrterbuch Эber die Talmudim und Midraschim).
   Это первый корень, который должен определить отношения между Богом и его народом. Следовательно: "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской" (Исход 12:29), - нужно было бы читать "всех избранных Египта", как некоторые бы выразились, "весь цвет Египта" или "всю силу Египта". "Израиль - мой избранный народ: я поражу всех избранных Египта".
   Естественная смерть обычно выбирает слабых, больных, старых. Землетрясение действует иначе; стены обрушиваются одинаково и на сильных, и на слабых. Мидраш указывает, что "погибло по меньшей мере девять десятых населения".(Ginzberg, Legends, II, 369. )
   В псалме 134 моя идея иллюстрируется употреблением обоих корней в тех случаях, когда следует ожидать двух слов одного корня:
   "Ибо Господь избрал себе Иакова, Израиля в собственность Свою... Он поразил первенцев Египта...".
   В псалме 77 история Исхода рассказывается еще раз:
   Псалтырь 77:43: "Когда сотворил в Египте знамения Свои...".
   51: "Поразил всякого первенца в Египте...".
   52: "И повел народ Свой...".
   56: "Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего...".
   31: "Гнев Божий пришел на них, убил тучных их, юношей Израилевых низложил".
   Были ли первенцы уничтожены, когда гнев обратился против Египта, и были ли уничтожены избранные, когда гнев обратился против Израиля?
   Книга Амоса 4:10: "Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской: убивал мечом юношей (избранных) ваших...".
   В дни raash (потрясения), во время царствования Узии избранные и цвет еврейского народа погибнут, как погибли избранные, сила Египта, - таким было пророчество Амоса.
   Возможно, что царский первенец умер в ночь катастрофы. Смерть принца могла явиться решающим доводом для изменения текста. Внутренняя причина связана с тем самым основанием, в результате которого история Исхода прервалась в самый напряженный момент - после того, как дома египтян были разрушены - следующими фразами:
   Исход 13:2: "Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они".
   13: "... и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай".
   Иеремия свидетельствует, что принесение жертв огнем и жертвоприношения как таковые не предписывались на момент выхода израильтян из Египта.
   Книга Иеремии 7:22: "Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве".
   Это противоречит тексту Исхода 12:43 до 13:16. Освободить народ от этого рабства было задачей Амоса, Исайи и Иеремии.
   Амос 5:22: "Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших".
   24: "Пусть, как вода, течет суд, и правда - как сильный поток!".
   "Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне, в течение сорока лет, дом Израилев?".
   .....................................................................................
  
   Примечания:
  
  
   ТАНАХ
  
   ТОРА
   ТОРА []
  
   Невиим (Пророки)
   Пророки []
  
  
   http://www.shabat-shalom.info/books/Parashat_Shavua/Besedy_O_Tore/14.htm
   Интересно, что записи об этих событиях есть и у египтян. В 1828 году Лейденский музей в Голландии приобрёл древний документ (его номер в музейном каталоге - 344). Впоследствии этот документ получил название "Папирус Ипувера" (по имени его автора-египтянина). Расшифровка "Папируса" потребовала больших усилий. В 1909 году он был переведён на английский язык Гардинером. Позже проф. Э. Великовский сумел доказать, что "Папирус" представляет собой хронику бедствий именно того периода, о котором мы сейчас говорим.
   Ниже сопоставлены отрывки из "Папируса Ипувера" и из книги "Шемот".

Книга "Шемот"

Папирус

   И была кровь по всей земле Египетской... (7:21)
   Бедствия по всей стране... Всюду кровь... (2:5-6)
   И превратилась вся вода, что в реке, в кровь (7:20)
   Река превратилась в кровь (2:10)
   И воссмердела река (7:21)
   Люди не решаются пить. Сыны человеческие жаждут воды (2:10)
   И копали все египтяне вокруг реки, (чтобы найти) воду для питья, потому что не могли пить воду из реки... (7:24)
   И это наша вода! И это наше счастье! Что делать? Все рушится... (3:10-13)
   То вот, рука Г-спода будет на скоте, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте, - язва весьма тяжёлая... (9:3)
   Все животные - сердце их плачет, коровы мычат... (5:5)
   И простёр Моше посох свой к небу; и произвел Г-сподь грохоты грома и град, и огонь разливался по земле... И был град и огонь, пламенеющий среди града...
   Да, ворота, колонны и стены поглотил огонь... (2:10) Плачет Египет. Царский дворец без изобилия, без плодов, без хлеба, а ведь ему принадлежат они: пшеница и ячмень, гуси и рыбы... (10:3-6)
   И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья поломал (9:23-25)
   Да, уничтожено все, что еще вчера было видно. Земля осталась пустой и утомлённой, как после уборки льна (5:12)
   И не осталось никакой зелени на деревьях и на траве полевой во всей земле Египетской (10:15)
   Деревья уничтожены... (4:14)
   Итак, пошли собрать скот твой и все, что есть у тебя в поле; все люди и скот, которые останутся в поле и не будут убраны домой, - на них низринется град, и они умрут (9:19). Тот из рабов фараона, который убоялся слова Г-спода, загнал рабов своих и скот свой в дома (9:20)
   Смотри, коровы оставлены на произвол судьбы, никто не собирает их вместе, каждый ищет только помеченных его именем (9:3)
   И было, в полночь Г-сподь поразил всякого первенца в земле Египетской, от первенца фараона, который сидеть должен на престоле его, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота...
   Да, сыны вельмож брошены к стенам. Тюрьмы разрушены (6:3). И был великий плач в Египте... Стон слышится по всей земле, перемешиваясь с причитаниями. От мала до велика все причитают: о, если бы только умереть!
   И встал фараон ночью, сам и все рабы его и все египтяне, и был великий вопль в Египте, ибо не было дома, где не было бы мертвеца (12:29-30)
   Пришёл ли конец роду человеческому, и не будет больше ни беременности, ни родов?... (5-14) Города уничтожены. Верхний Египет разрушен (2:11). Все в развалинах... (3:13). Жилища людей ниспровергнуты в мгновение ока... (7:4)
   А Г-сподь шёл перед ними днём в столпе облачном, чтобы вести их по пути, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им, дабы идти днём и ночью (13:21-22)
   Смотри, огонь поднимается высоко-высоко, и пламя его идет напротив врагов страны (7:1)
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"